Одним из важнейших требований, предъявляемых к современным методам производства земляных работ, является тщательное уплотнение грунта насыпей и их оснований для уменьшения или полного исключения осадок. В ранние периоды железнодорожного строительства уплотнение насыпей почти не применялось, а если и производилось, то исключительно путем укатки конными повозками или рабочими поездами. Вследствие недостаточного уплотнения насыпи в период эксплуатации давали значительные осадки. Современными техническими условиями на производство земляных работ требуется, чтобы грунт насыпей во избежание осадок и оползаний откосов отсыпался на прочное основание, для чего грунты основания подготовляют вспашкой, рыхлением бороной и укаткой катками, а отсыпку насыпей производят слоями с последующим уплотнением каждого слоя катками. Для этого применяют два вида катков: 1) гладкие самоходные катки; 2) прицепные катки, которые в свою очередь подразделяют на две категории: а) кулачковые катки, имеющие кулачки в виде овечьих ножек, и б) катки на пневматических шинах, предназначенные для уплотнения и выравнивания верхних слоев насыпи.

Самоходные катки.

Современные самоходные катки приводятся в движение бензиновым или дизельным двигателем мощностью около 80  л. с. для катка весом 1 1/2 т или около 75 л. с. для катка весом 12 т. В катки с колесами в виде пустотелого барабана в качестве балласта добавляют воду, что может увеличить вес катка от 0,5 до 4,0 т.

Существуют различные типы барабанных катков: тяжелые и легкие трехбарабанные катки и тяжелые и легкие катки с двумя барабанами, установленными один за другим (tandemrollers). Все эти машины имеют от одной до трех рабочих скоростей для переднего и заднего хода, допускающих работу со скоростью от 1,6 до 8,0 км/ч.

Тяжелые трехбарабанные катки весом от 6 до 12 т фактически имеют четыре колеса диаметром от 0,91 до 1,75 м, так как задний барабан этих катков состоит из двух ведущих колес, предназначенных для уплотнения грунта, передние же два колеса служат направляющими и одновременно уплотняют грунт. Ход передних и задних колес перекрывает друг друга так, что ширина укатки составляет 1,80 м. Двухбарабанные катки весом от 5 до 12 т имеют два барабана диаметром от 1,02 до 1,52 м, установленные один за другим, из которых задний барабан меньшего диаметра составной из двух направляющих колес, передний же большего диаметра является ведущим. Тяжелые катки применяются для уплотнения насыпей, отсыпанных из глинистых грунтов и камня, а также для укатки подъездных дорог, складских площадок и проезжей части автодорог.

В тяжелых катках другого типа совмещен принцип гладкого и кулачкового барабанов. Барабаны этих катков состоят из нескольких колес, насаженных на общую ось и имеющих обода, обработанные в виде сегментов, выпуклых во внешнюю сторону.Таким образом, каждый барабан разделен на ряд сегментов, расположенных в шахматном порядке. Колеса смонтированы на тяжелой раме — два направляющих спереди и один широкий ведущий барабан сзади. Каток имеет дизель-мотор. Отмечают, что катки этого типа обладают высокой эффективностью, достигая заданного уплотнения грунта при ограниченном числе проходов и высокой маневренностью даже при работе на крутых подъемах.

Легкие трехколесные катки весом около 3 т имеют спереди один уплотняющий барабан диаметром 1,20 м и два направляющих колеса сзади, смонтированных на пневматиках. Конструкция этих катков позволяет транспортировать их на буксире у трактора по автомобильным дорогам на задних колесах, так как при захвате катка трактором прицепной крюк приподнимает передний барабан над поверхностью земли.

Легкие катки широко применяются при сооружении и содержании переездов, подъездных дорог, станционных платформ, складских площадок и пешеходных дорожек. Легкий двухбарабанный каток типа тандем весит от 1х/г до 4 т (без водяного балласта). Такой каток как с передними, так и с задними направляющими колесами может поворачиваться на площадке шириной 4,5—5,2 м.

Кулачковые катки.

Кулачковый каток состоит из пустотелого цилиндрического барабана, по окружности которого равномерно распределены металлические кулачки длиной от 18 до 20 см, расположенные в шахматном порядке и настолько близко один к другому, чтобы обеспечивать достаточное уплотнение грунта за несколько проходов катка. Кулачки имеют квадратное сечение со стороной квадрата от 5,0 до 7,5 см, так что вес катка обеспечивает давление на уплотняемую поверхность около 7,0 кг/см3.  При наполнении барабана песком или водой давление катка повышается до 21 кг/с,и2. При вращении барабана кулачки проходят в устроенных в передней и задней рамах-прорезях и очищаются от налипшего грунта. Катки имеет ширину от 1,20 до 1,50 м. Применяют катки с одним, двумя и тремя барабанами, а также с барабанами, следующими один за другим (типа тандем); кроме того, некоторые типа катков снабжены приспособлениями для сцепки их в поле в виде многокаткового поезда. При первых проходах катка барабан катится по поверхности грунта, с увеличение  плотности грунта каток опирается на кулачки. Катки этого  типа хорошо работают в глинистых грунтах или в хорош0 уплотняющихся грунтах, но мало пригодны для уплотнения песка или гравия.

Катки на пневматических колесах.

Катки на пневматических колесах представляют собой относительно новый тип катка; они широко применяются для укатки аэродромов и второстепенных дорог. Обычно катки этого типа имеют большой ящик, загружаемый для увеличения веса катка грунтом,  камнем или другими материалами. Этот ящик установлен на нескольких колесах с пневматическими шинами, поставленных рядом. Каток применяется для уплотнения рыхлых грунтов. До настоящего времени катки этого типа мало применялись на железнодорожном строительстве.

Автоцистерны для полива грунта.

Полив грунта производится перед укаткой с целью придания грунту нужной консистенции для максимального уплотнения. Автоцистерна имеет сзади распределительную трубку длиной 4,5 м с мелкими отверстиями для лучшего разбрызгивания воды. Обычно одновременно с поливом производится перемешивание грунта бороной. Регулирование расхода воды из цистерны производится при помощи быстродействующего клапана.

Публикации на Интернет-сайте

Локомотивная бригада из Белорусии работающая с мечтой

Инструкция по охране туда для локомотивных бригад ЦДМВ. ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-129-2018

Инструкция по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава ОАО "РЖД" разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных актов…
Электропоезд ЭР1

Электропоезд ЭР1

В 1957 г. было выпущено пять опытных электропоездов типа ЭР1 (электропоезд рижский — первый). Выпуск установочной партии электропоездов ЭР1, описываемых в настоящей книге, начат со…
Организация работ по охране труда в ОАО «РЖД»

СТО РЖД 15.013-2021: Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения

Распоряжение от 17 июня 2021 года №1325р об утверждении в вводе в действие с 1 июля 2021 г. СТО РЖД 15.013-2021 «Система управления охраной труда…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

ЭТ4А 002 в ТЧ-15

Приказ Минтруда от 28 июня 2021 года №423 Об установлении тождества отдельных наименований профессий

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на…
Ростехнадзор

Согласование СТО РЖД 15.013-2021 в Ростехнадзоре

Управление государственного энергетического надзора считает возможным применение указанного стандарта «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» в подразделениях ОАО «РЖД».
2М62У-0045 на МЦК

Тепловоз 2М62: экипажная часть, электрическое и вспомогательное оборудование

Приведены основные технические данные тепловоза, рассмотрено его устройство и особенности, вытекающие из двухсекционною исполнения. Подробно описана работа электрической схемы, освещены основы регулирования тяговой электропередачи. Предназначена…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980