Крестовина — часть конструкции стрелочного перевода или глухого пересечения путей, служащая для прохода гребней бандажей колёсных пар в местах перекрещивания двух рельсовых нитей В соответствии с углом, образуемым пересекающимися нитями, различают острые и тупые крестовины. Острая крестовина состоит из сердечника и двух усовиков. Точка пересечения рабочих кантов сердечника наз. математическим центром крестовины  (рис. 1, а). Самое узкое место между рабочими гранями усовиков — горло крестовины. Между горлом и практическим остриём сердечника, на котором гребни колёс не направляются рельсовыми нитями, образуется мёртвое пространство, наз. также вредным. Направление колёс на этом участке осуществляется контррельсами. Длина вредного пространства зависят от ширины горла и марки крестовины. Для безопасности прохода колёс по крестовины необходимо, чтобы расстояние между рабочими гранями контррельса и усовика было не более 1435 мм (чтобы колёсные пары не заклинивались), а между рабочими гранями контррельса и сердечника крестовины — не менее 1474 мм (чтобы гребни колёс не нажимали на сердечник). Тупая крестовина (рис. 1, б) состоит из усовика, двух сердечников и контррельса. Матем. центр тупой крестовины находится в точке пересечения рабочих кантов усовика. В одиночных обыкновенных и симметричных стрелочных переводах устанавливают острые крестовины, в перекрёстных стрелочных переводах и глухих пересечениях путей — две острые и две тупые крестовины. Используют крестовины с подвижными элементами (усовиками и сердечником) и с неподвижными элементами, или жёсткие крестовины. (рис. 2).

Жёсткие крестовины

Рис. 2, Жёсткие крестовины: а — сердечник отлит заодно с наиболее изнашиваемыми частями усовиков;

крестовины

Ранее широко применялись жёсткие крестовины, собранные из отрезков рельсов, с литыми сердечниками. Ликвидировать вредное пространство и обеспечить непрерывность поверхности катания колёс в пределах крестовины (перекатывание с усовика на сердечник и обратно) позволяют острые и тупые крестовины с подвижными элементами (рис. 3 и 4). Широкое распространение получили жёсткие крестовины, в которых сердечник отлит совместно с наиболее изнашиваемыми частями усовиков. На участках с высокими скоростями движения (до 160 км/ч) по прямому направлению применяют цельнолитые крестовины., а также крестовины с подвижными элементами (на отечественных железных дорог в основные с подвижными сердечниками), допускающие движение поездов по прямому направлению со скоростью до 200 км/ч и более. Перевод подвижного сердечника осуществляется переводным механизмом, синхронизирующим положение подвижного сердечника и положение остряков стрелок.

Тупая крестовина с подвижным сердечником

литой усовик

Рис. 4. Тупая крестовина с подвижным сердечником: 1 — подвижный сердечник; 2 — литой усовик; 3 — переводная тяга.

По очертанию в плане бывают прямолинейные крестовины, являющиеся универсальными, и криволинейные. Крутизну К. в плане определяет угол крестовины — угол а между её рабочими кантами. Тангенс этого угла в виде простой дроби называют маркой крестовины.

Публикации на Интернет-сайте

Головной вагон электропоезда ЭП2Д-002

Электропоезд ЭП2Д

Руководство по эксплуатации предназначено для обслуживающего персонала, производящего осмотры и ремонты в условиях депо при эксплуатации электропоезда ЭП2Д изготовленного в соответствии с комплектом конструкторской документации…
Организация работ по охране труда в ОАО «РЖД»

СТО РЖД 15.013-2021: Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения

Распоряжение от 17 июня 2021 года №1325р об утверждении в вводе в действие с 1 июля 2021 г. СТО РЖД 15.013-2021 «Система управления охраной труда…
Кабина управления высокоскоростного электропоезда Сапсан

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ВСМВПС

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ВСМВПС утвержденная Распоряжением ОАО "РЖД" от 2 декабря 2021 года №2716/р определяет общие требования охраны труда, устанавливает требования охраны…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

2М62У-0045 на МЦК

Тепловоз 2М62: экипажная часть, электрическое и вспомогательное оборудование

Приведены основные технические данные тепловоза, рассмотрено его устройство и особенности, вытекающие из двухсекционною исполнения. Подробно описана работа электрической схемы, освещены основы регулирования тяговой электропередачи. Предназначена…
Асинхронный тяговый электропривод на вагонах метрополитена

Асинхронный тяговый электропривод на вагонах метрополитена

Пособие содержит общие сведения о конструкции асинхронных электрических машин, о назначении их составных частей, рассмотрено устройство конкретной модели тягового электродвигателя. Рассматривается состав комплекта силового электрооборудования,…
ЭС2Г 034 прибывает на станцию Сходня

Функциональное отличие единой версии 2.6.0 от штатной версии 2.5.0

Перечень основных функциональных отличий единой версии программного обеспечения МПСУиД 2.6.0 от штатной версии ПО МПСУиД 2.5.0.
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980