Быстродействующие выключатели постоянного тока типа ВАБ-49 предназначены для защиты установок постоянного тока от токов перегрузок и короткого замыкания.

После проверки и расконсервирования быстродействующего выключателя приступают к его установке.

Расконсервация состоит из протирки законсервированных поверхностей ветошью, смоченной бензином или уайт-спиритом, и удаления пыли. Дугогасительную камеру сушат при температуре 80 — 100 °С в течение 12 ч.

Проверяют состояние главных 1,2 и дугогасительных контактов 5 (рис. 7) и при необходимости зачищают их напильником с мелкой насечкой (личным или бархатным). Запрещается зачистка контактов наждачным полотном, потому что медь является сравнительно мягким металлом.

Выключатель ВАБ-49

Рис. 7. Выключатель ВАБ-49:

1,2 — главные контакты; 3,8 — гибкие связи дугогосительных рогов; 4,7 — рога; 5 — дугогасительный контакт; 6 — болт; 9 — гайка; 10 — изоляционный экран; 11 — контактная пружина; 12 — втулка; 13 — ось; 14 — якорь механизма свободного расцепления; 15 — главный якорь; 16 — изолятор

Плоскости соприкосновения якоря 15 и якоря механизма свободного расцепления 14 с магнитопроводом зачищают от защитной смазки и покрывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-203.

Расконсервация, монтаж, проверка зазоров, усилий нажатия и т.п., а также регулирование уставки выполняются строго в соответствии с заводской инструкцией.

Проверяют затяжку всех крепежных деталей и заземляют раму выключателя. Испытание электрической прочности изоляции проводят следующим образом: с опорных изоляторов 16 снимают предохранители, отсоединяют низковольтные провода от реле РДШ, а выводы держащей катушки — от клеммной сборки, маркируют их, закорачивают и заземляют. Отсоединяют тягу и отводят ее. Закорачивают главные контакты. Перед подачей испытательного напряжения 24 кВ промышленной частоты к раме снимают защитное заземление. Время испытания — 1 мин.

Изоляция всех частей быстродействующего выключателя считается выдержавшей испытания, если за период приложения повышенного напряжения не наблюдались пробои, перекрытия, коронирование и т.д.

После снятия испытательного напряжения низковольтные провода присоединяют на свои места, устанавливают защитное заземление и закрепляют тягу.

Изоляцию выключателя относительно цепей вторичной коммутации неподвижного контакта испытывают при открытой и закрытой камере. Испытательное напряжение в обоих случаях 10 или 18 кВ соответственно подают на подвижный контакт выключателя в течение 1 мин.

Сопротивление изоляции цепи вторичной коммутации проверяют мегаомметром на 1000 В. Оно должно быть не менее 1 МОм.

Результаты испытания оформляют протоколом, форма которого показана в Приложении. Полученные в результате данные должны соответствовать паспортным. После испытаний заземляют раму выключателя.

Проверяют дугогасительную камеру на отсутствие трещин на щитах, посторонних предметов внутри нее и выпадения пластин. После осмотра камеру устанавливают на выключатель с помощью оси, присоединяя гибкие связи дугогасительных рогов 3,8 к шпилькам камеры. Без этих соединений дальнейшая эксплуатация выключателя запрещена. С двух сторон камеры крепят пластины, удерживающие ее в открытом состоянии.

Реле РДТТТ (рис. 8) устанавливают горизонтально шкалой вверх или вертикально, но так, чтобы вибрация при выключении не передавалась на реле.

Собирают цепи управления выключателя и реле РДШ (рис. 9). Провода, соединяющие станцию управления с катушкой управления выключателя, должны иметь сечение не менее 4 мм2, остальные — не менее 0,5 мм2, катушки управления L1 и L2 соединенных последовательно выключателей В АБ-49-3200/30-Л-УХЛ4 должны быть подсоединены параллельно.

Проверяют напряжение цепей управления, правильность и надежность всех электрических соединений. Все цепи низкого напряжения должны быть достаточно удалены или изолированы от частей выключателя, находящихся под высоким напряжением.

Реле РДШ

Рис. 8  Реле РДШ:

1 — пластины; 2 — магнитопровод; 3 — катушка; 4 — панель; 5 — контакт;

6 — гайка; 7 — шпилька; 8 — стрелка; 9 — шкала; 10 — пружина; 11 — якорь; 12 — шина; 13 — болт М12х 50

Проверяя работу выключателя при дистанционном управлении десятикратным включением и отключением, учитывают, что включающая катушка допускает суммарную длительность протекания тока включения не более 4 с. Нужная длительность тока включения обеспечивается правильной работой схемы управления выключателем.

После подготовки выключателя к работе измеряют параметры и проводят настройку выключателя. При отклонении параметров от нормы регулируют выключатель. Длину контактных пружин 11 (рис. 1.32), которая во включенном положении должна быть равна 10г2 мм, можно отрегулировать гайкой.

Зазоры 5j и 52, равные 2,5"1 мм, при необходимости устанавливают следующим образом:

  1. зазор 5,. Ослабляют гайку 9 (см. рис. 7), болтом 6 регулируют зазор и вновь затягивают гайку;
  2. зазор 52. Отключают выключатель. Вынимают ось 13. Поворотом втулки 12 устанавливают нужный размер зазора. Вставляют ось 13.

Рис. 9. Схема управления выключателями ВАБ-49-3200/30Л-УХЛ4:

LI, L2 — катушки управления; КМ — контактор; К — реле блокировочное; КА 1, КА2 — контакты реле РДШ; 1S1,1S2,2S1, 2S2 — блок-контакты выключателей; SB 1, SB2 — кнопки управления; С1—С6 — конденсаторы; R — резистор

Примечание. Цифры перед условным обозначением блок-контактов обозначают номер полюса выключателя; SB 1, SB2 в комплект поставки не входят.

Включают выключатель, проверяют зазор. Если зазор соответствует норме, то отключают выключатель и зашплинтовывают ось.

Расстояние между верхом дугогасительного контакта 5 и рогом 7 должно быть 6 л мм. Зазор регулируется перемещением рога.

Порядок проверки работы механизма свободного расцепления при нормальном напряжении цепей управления.

Отсоединив блок-контакт S (1S1, 2S1) (см. рис. 9) выключателя, исключаем из работы реле К станции управления. В отключенном положении выключателя между рогом 4 и дугогасительным контактом 5 (см. рис 7) прокладывают пластину толщиной 2 мм, лист белой и лист копировальной бумаги. Включая и удерживая кратковременно кнопку (см. рис. 9) при включении выключателя, убеждаемся, что подвижный контакт останавливается якорем и на белой бумаге не появляется отпечатка.

Эту проверку нужно проводить быстро, удерживая кнопку SB1 во включенном положении не более 1—2 с, так как в это время по включающей катушке протекает большой ток включения, суммарная длительность которого не должна быть более 4 с.

После проверки подсоединяем к схеме управления блок-контакт S (1S1, 1S2) (см. рис. 9) выключателя.

Дальнейшие проверки сводятся к отключению и включению выключателя при напряжении+10 % и -20 % от номинального.

Контроль работы блок-контактов осуществляется любым индикатором на напряжение не выше 12 В.

Величину зазоров 8,, б2 и длину контактной пружины проверяют после 10 оперативных включений и отключений выключателя при номинальном напряжении цепей управления. Убедившись в том, что размеры зазоров не изменились, закрывают камеру.

Ток уставки реле РДШ проверяют прогрузкой главным током.

Для обеспечения максимальной безопасности при монтаже и настройке быстродействующего выключателя при установке ВАБ-49 нужно выдержать расстояние до заземленных и разпопотепциальных элементов конструкции и работать с ним только при снятом напряжении в главной цепи.

Перед приемкой в эксплуатацию электроустановок должны быть проведены:

  1. приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановок;
  2. в период строительства и монтажа зданий и сооружений—промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе скрытых работ.

Приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем должны быть проведены подрядчиком (генподрядчиком) по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемой электроустановке.

Перед приемосдаточными и пусконаладочными испытаниями должно быть проверено выполнение ПУЭ, СНиП, государственных стандартов, включая стандарты безопасности труда, правил органов государственного надзора, техники безопасности и промышленной санитарии, взрыво- и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования.

Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе приемосдаточных и пусконаладочных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до приемки электроустановок в эксплуатацию.

Перед приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации электроустановок:

  1. укомплектован, обучен (с проверкой знаний) эксплуатационный персонал;
  2. разработаны эксплуатационные инструкции и оперативные схемы, техническая документация;
  3. подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы;
  4. введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.

До приемки в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. После этого потребитель (заказчик) представляет инспектору государственного энергетического надзора проектную и техническую документацию в требуемом объеме и электроустановки для осмотра и допуска их в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию электроустановок с дефектами и недоделками запрещается.

Для ввода в эксплуатацию смонтированной трансформаторной подстанции приказом начальника дистанции электроснабжения назначается приемная комиссия, которая проверяет наличие эксплуатационной документации: эксплуатационные схемы электрических соединений, утвержденные главным инженером ЭЧ; заводские паспорта оборудования.

Замечаний к камерам трансформаторов не будет, если:

  1. на дверях камер и на баках силовых трансформаторов имеется нумерация, позволяющая снижать вероятность ошибок при эксплуатации;
  2. крышка трансформатора, оборудованного газовой защитой, имеет подъем по направлению к газовому реле, облегчающий прохождение газов к реле, а маслопровод от трансформатора — подъем по направлению к расширителю;
  3. газовое реле установлено горизонтально и находится со стороны, удобной для наблюдения;
  4. в трансформаторных помещениях соблюден необходимый уровень освещенности;
  5. все трансформаторы снабжены термометрами для измерения температуры масла и амперметрами для контроля за нагрузкой (трансформаторы мощностью более 1000 кВ-А);
  6. уровень масла в расширителе находится не ниже контрольных отметок.

Щит управления принимается в эксплуатацию, если:

  1. все кнопки, рукоятки и ключи управления имеют надписи с указанием операции, для которой они предназначены («включить», «отключить», «прибавить», «убавить» и т.п.), а сигнальные лампы — надписи, указывающие на характер сигнала («вкл.», «откл.» и т.п.);
  2. жилы проводов и кабелей, присоединяемые к зажимам, имеют запас по длине, позволяющий при обрыве жилы вновь присоединить ее к зажиму;
  3. имеется запас всех типов предохранителей и сигнальных ламп, комплект защитных средств; набор инструментов, аптечки, огнетушители, ручные фонари, мегаомметр и ключи от всех помещений.

В аккумуляторной стационарные открытые аккумуляторные батареи размещаются в специальных помещениях с тамбурами, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. На дверях аккумуляторных помещений размещаются предупреждающие плакаты: «Аккумуляторная», «С огнем не входить», «Курить запрещается», «Огнеопасно». Источники освещения в помещении аккумуляторной установлены во взрывозащищенном исполнении.

Кроме того, комиссия проверяет наличие аварийного запаса электрооборудования; в КРУ — состояние выкатных частей, работу блокировок, отсутствие перекосов и заеданий в механической части.

Публикации на Интернет-сайте

Электропоезд ЭР2

Электропоезда постоянного тока (ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М) Б.К. Просвирин

В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей,…
Ведомость учета дизельного топлива и электроэнергии на локомотивах и МВПС

Инструктивные указания по заполнению учетной формы ТХУ-3

Ведомость учета дизельного топлива и электроэнергии на локомотивах и МВПС формы ТХУ-3 является первичным документом учета технических операций на локомотивах и МВПС (далее - ТПС),…
КЖ на локомотивном светофоре и красный на путевом

Порядок следования под запрещающий сигнал и к тупиковой призме

Порядок подъезда к сигналам с запрещающим показанием и тупиковым призмам для локомотивных бригад моторвагонных депо Крюково и Санкт-Петербург-Финляндский.
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Электропоезд Ласточка ЭС1-009

Инструкция по охране труда для локомотивных бригад ВСМВПС (2718Р)

Инструкция по охране труда для локомотивных бригад скоростных и высокоскоростных электропоездов ОАО «РЖД» (в том числе для машинистов электропоезда, работающих без помощника машиниста) разработана в…
Инструкция по сигнализации на метрополитенах

Инструкция по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации

Инструкция по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации устанавливает систему сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых…
Организация работ по охране труда в ОАО «РЖД»

СТО РЖД 15.013-2021: Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения

Стандарт разработан в целях реализация задач и функций системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» в части организационных требований, обеспечивающих электрическую безопасность персонала при организации…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980