Измерение потенциалов.

Потенциалы рельс—земля измеряют на участках постоянного тока высокоомным прибором. Положительный зажим прибора присоединяют изолированным проводом к тяговому рельсу, а отрицательный — к стальному стержню.

В процессе подготовки и выполнения замеров необходимо обращать внимание на надежность электрического контакта при подключении к рельсу и стержню.

Потенциалы + \/и —V измеряют для одного пути через 10—12 пролетов. Показания прибора записывают через 10 с за время не менее 30 мин. Средние значения положительных + Vcp и отрицательных — Vcp потенциалов определяют по формулам:

где η — число замеров, включая нулевые; m — число замеров потенциалов (+ V; — V).

Потенциалы рельс—земля измеряют

Изоляцию оттяжек опор проверяют с помощью вольтметра.

Измерение сопротивления цепей рельс—опора Rp.c и рельс—консоль Rp.k. Сопротивления заземления металлических опор контактной сети измеряют по цепи рельс—опора и железобетонных опор — по цепи рельс—консоль. Измерения выполняют мегаомметром типа М-416 или МС-08, как показано на рисунке. На приборе переключатель пределов измерений ставят в положение 1, переключатель схемы измерения — в положение «Регулировка». Вращают рукоятку генератора с частотой два оборота в секунду и устанавливают стрелку на красной отметке шкалы. Не прекращая вращать ручку генератора, переключатель схемы измерений из положения «Регулировка» переводят в положение «Измерение» и по шкале прибора определяют сопротивление цепи рельс — опора. Окончив измерение, отключают прибор от опоры и рельса и восстанавливают заземление опоры контактной сети.

Если сопротивление опоры, например железобетонной, свыше 1000 Ом, подключают резистор сопротивлением 1 кОм к зажимам h и 12.

сопротивление цепи рельс—консоль

Действительное сопротивление цепи рельс—консоль определяют по. графику. Например, если показание прибора Rn=850 Ом, то фактическое сопротивление цепи R = 5500 Ом. Для получения среднегодового значения сопротивления цепи рельс—консоль вводят коэффициент А и сопротивление определяют по формуле

Измерение тока утечки. Токи утечки в анодных и знакопеременных зонах опасны для подземной части фундаментов металлических и железобетонных опор, в катодных зонах — для надземной части железобетонных опор.

Для измерений амперметр подключают изолированным проводом к тяговому рельсу и опоре и шунтируют его защитным искровым промежутком.

С интервалом 10 с записывают в журнал мгновенные значения токов утечки I. За период измерений должен пройти хотя бы один поезд по каждому из путей. Средний ток утечки определяют по формуле

где η — число отсчетов.

Нормы токов утечки с рельсов и сопротивлений цепи рельс—консоль

Нормы токов утечки с рельсов и сопротивлений цепи рельс—консоль приведены в табл. 6. Результаты измерений заносят в Книгу металлических и железобетонных опор дистанции контактной сети.

Коррозионная активность грунта. Зависимость коррозионной активности грунта от его удельного сопротивления показана в табл. 7. Удельное сопротивление грунта определяют мегаомметром типа М-416 или МС-08. В грунт забивают четыре электрода в одну линию на глубину в, равную V20 расстояния между электродами. Расстояние а между электродами должно быть равно двойной глубине залегания слоя почвы б (подземного сооружения), для которой определяют коррозионную активность.

Удельное сопротивление грунта рекомендуется измерять для глубины залегания слоя 1,5 м. При сопротивлении грунта менее 20 Ом-м производят дополнительные замеры для глубины залегания 1 и 0,5 м.

Дальнейший порядок измерения аналогичен измерению сопротивления цепи рельс—опора.

Удельное сопротивление грунта, Ом-м,

p=2naRn.

Удельное сопротивление грунта определяют через 100—200 м. Допускается выполнять измерения методом амперметра- вольтметра.

Таблица 7

Удельное сопротивление грунта

Агрессивность грунта

Удельное сопротивление грунта, Ом * м

Весьма высокая (чрезвычайно опасная)

До 5

Высокая (очень опасная)

5-10

Повышенная (опасная)

1C-20

Средняя (умеренно опасная)

20-100

Низкая (неопасная)

Более 100

N° опоры

а, м

R„, Ом

6, м

р, Ом · м

18

3

0,8

1,5

1,51

18

2

о;08

1,0

1,05

18

1

0,09

0,5

0,56

19

3

1,92

1,5

36,20

Результаты измерений и расчета записывают в журнал (см. табл. 8).

Построение потенциальной диаграммы.

Построение потенциальной диаграммы

По результатам замеров строят потенциальную диаграмму. На миллиметровой бумаге вычерчивают однолинейный план каждого пути в удобном масштабе. Значения потенциалов откладывают вверх и вниз от оси диаграммы.

В верхней части диаграммы изображают опоры контактной сети и указывают значения сопротивлений цепи рельс—опора или рельс—консоль.

Рекомендуется условными знаками (треугольниками) показывать опоры, имеющие ток утечки свыше допустимого, и опоры, находящиеся^ местах с высокой агрессивностью грунта. На диаграмме отмечают средние значения потенциалов в местах замеров (между опорами), полученные точки соединяют прямыми линиями различного цвета. В качестве вспомогательной информации на потенциальную диаграмму наносят значения Pmin, станции, остановочные пункты, тяговые подстанции, посты секционирования, пункты параллельного соединения, междупутные электрические соединители, дату измерений и пр.

Условные обозначения опор на рисунке: ■ — металлическая, высокая агрессивность грунта; О — железобетонная, ток утечки в пределах нормы, невысокая агрессивность грунта.

Публикации на Интернет-сайте

Опущенный токоприемник.

Инструкция о порядке применения токоприемников

При подъеме токоприемников скоростного и высокоскоростного подвижного состава при движении по главным путям станции и на перегоне, а также при следовании на остановку на боковой путь…
Электропоезда моторовагонного депо Крюково.

Местная инструкция по обслуживанию (эксплуатации) моторвагонного подвижного состава Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава

Местная инструкция по обслуживанию (эксплуатации) моторвагонного подвижного состава Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава (далее - Инструкция) устанавливает основные требования по организации эксплуатации и обслуживания моторвагонного…
Электропоезд ЭС1П

МПСУиД 2.6.0 - Распоряжение ЦДМВ от 07.06.2021 №198р

Распоряжение центральной дирекции моторвагонного подвижного состава от "07" июня 2021 года №198/р о проведении подконтрольной эксплуатации версии 2.6.0 программного обеспечения МПСУиД электропоездов «Ласточка» производства ООО…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Фотографии к справочнику по тормозам

Эксплуатация автотормозов, устройств АЛСН и радиосвязи

Осмотр, обслуживание и проверка тормозного оборудования при ТО-1 локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) выполняются силами локомотивной бригады во время их приемки, эксплуатации и сдачи.…
Фотографии к справочнику по тормозам

Местная инструкция по тормозам ТЧ-6 (2021, МВПС)

Местная инструкция по управлению и проверке действия тормозов в пути следования на участках обслуживания моторвагонного депо Крюково Октябрьской железной дороги разработана на основании Правил технического…
Организация работ по охране труда в ОАО «РЖД»

СТО РЖД 15.013-2021: Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения

Стандарт разработан в целях реализация задач и функций системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» в части организационных требований, обеспечивающих электрическую безопасность персонала при организации…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980