Преобразователь тяговой подстанции — статический преобразователь, применяемый для выпрямления трёхфазного переменного тока, получаемого от энергосистемы, и (или) преобразования (инвертирования) постоянного тока, вырабатываемого ЭПС при рекуперативном торможении, в переменный и возврата избыточной энергии рекуперации в питающую систему.

Выпрямление тока, предназначаются для питания ЭПС, осуществляется выпрямительными преобразователями. Инвертирование избыточного тока рекуперации на тяговых подстанциях производится выпрямительно-инверторными преобразователями (ВИП). На первых тяговых подстанциях для выпрямления и инвертирования тока использовались металлической многоанодные ртутные выпрямители с водяным охлаждением, разработанные в 1927 под руководством В. К. Крапивина и находившиеся в эксплуатации до 1951.  Затем они были заменены более совершенными одноанодными, состоявшими из шести и двенадцати одноанодных ртутных вентилей, также с водяным охлаждением.

В 1947—50 под руководством М. А. Чернышёва разработаны схемы, послужившие основой при изготовлении ВИП. В первых ВИП использовались ртутные вентили. В 1963—71 они были заменены более совершенными полупроводниковыми вентилями с воздушным охлаждением, мощностью 6—10 МВт, силой номин. выпрямленного тока 2000— 3200 А. В каждом плече П. вентили соединяются параллельно и последовательно, образуя вентильные блоки, совокупность которых составляет преобразовательную. секцию. Выпрямительные преобразователи выполнены на кремниевых водах, в ВИП используют тиристоры.

мостовая схема выпрямительного преобразователя

Рис. 2. Принципиальная 6-пульсовая (трёхфазная) мостовая схема выпрямительного преобразователя.

Основные элементы преобразователя: преобразовательный трансформатор, преобразовательной секции и вспомогат. аппаратура — коммутационные аппараты, устройства управления и сигнализации, аппараты защиты от токов перегрузки, короткого замыкания и перенапряжений, устройства охлаждения. Преобразовательный трансформатор снижает напряжение, подаваемое на его сетевую обмотку, для получения расчётного выпрямленного напряжения на выходе выпрямительного преобразователя. Сетевые обмотки рассчитаны на напряжения трёхфазного тока 6,3; 10,5; 32 кВ. При более высоком питающем напряжении на подстанции устанавливают понижающие промежуточные трансформаторы.

ВИПЭ-2-УЗ

Рис. 3. Принципиальная схема (а) и внешняя характеристика (б) выпрямительно-инверторного преобразователя ВИПЭ-2-УЗ. Сплошная линия — естественная внешняя характеристика инвертора; штриховая линия — одна из искусственных характеристик инвертора.

схема и внешняя характеристика выпрямительного преобразователя с трансформатором собранным по схеме «две обратные звезды»

Рис. 1. Принципиальная схема (а) и внешняя характеристика (б) выпрямительного преобразователя с трансформатором собранным по схеме «две обратные звезды» с уравнительным реактором.

В широко применяемом ВИП типа ВИПЭ-2-УЗ (рис. 3) вентильная обмотка преобразовательного трансформатора имеет добавочные витки, позволяющие повысить напряжение на 25%. П. содержит две преобразовательные секции, включённые по 6-пульсовой (трёхфазной) мостовой схеме. Преобразовательная секция В, соедин. с основные частью витков вентильной обмотки, выполнена на диодах и служит для выпрямления переменного тока. Выпрямленное напряжение при силе номинального тока составляет 3300 В. Преобразовательная секция И, присоединённая к выводам добавочных витков вентильной обмотки, собрана на тиристорах и используется для инвертирования тока рекуперации. Переключение секций В и И на стороне выпрямленного __ напряжения производится быстродействующими выключателями БВ1 и БВ4. При работе в выпрямительном режиме включены выключатели БВ1 и БВ2; в инверторном — БВЗ и БВ4. Эти выключатели служат также для отключения П. при возникновении аварийных режимов.

Сила номинального тока ВИПЭ-2-УЗ в выпрямительном режиме составляет 2500 А, в инверторном — 1600 А. Входное напряжение при инвертировании можно изменять от 3200 до 3800 В. П. может быть выполнен также по схеме две обратные звезды с УР. Допустимые перегрузки по силе тока большинства П. составляют 25% — в течение 15 мин, 50% — в течение 2 мин и 100% — в течение 10 с.

Публикации на Интернет-сайте

es1p-cover-m-pack-138

Типовая инструкция о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов

В инструкции затрагиваются вопросы порядка движения и организации пропуска электропоездов «Ласточка» и «ЭШ2», действия работников, обслуживающих Электропоезда, в аварийных и нестандартных ситуациях, порядок технического обслуживания…
Асинхронный тяговый электропривод на вагонах метрополитена

Асинхронный тяговый электропривод на вагонах метрополитена

Пособие содержит общие сведения о конструкции асинхронных электрических машин, о назначении их составных частей, рассмотрено устройство конкретной модели тягового электродвигателя. Рассматривается состав комплекта силового электрооборудования,…
КЖ на локомотивном светофоре и красный на путевом

Порядок следования под запрещающий сигнал и к тупиковой призме

Порядок подъезда к сигналам с запрещающим показанием и тупиковым призмам для локомотивных бригад моторвагонных депо Крюково и Санкт-Петербург-Финляндский.
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Электропоезд ЭС1П

Действия машиниста электропоезда Ласточка при неисправностях подножки выдвижной

В памятке приводятся основные рекомендации машинисту электропоезда по предупреждению аварийных ситуаций перед отправкой поезда по маршруту следования, порядок осуществления визуального осмотра подножек выдвижных, излагаются действия…
Охрана труда

Положения о порядке применения предупредительных талонов по охране труда

Предупредительные талоны предназначены для повышения персональной ответственности и упорядочения контроля за соблюдением требований охраны труда работниками ОАО «РЖД» при исполнении обязанностей по трудовому договору. Изъятие…
Сигнальный знак свисток.

Инструкция по сигнализации на железных дорогах СССР, 1938

Важнейшая задача—укрепить уважение к сигналам, добиться четкого знания правил сигнализации каждым железнодорожником. Сигнал - это святое дело, нарушить его никто не имеет права. Л. Каганович.…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980