Прежде путевые болты изготовлялись из стали с низким содержанием углерода. В настоящее время, чтобы сделать болты более устойчивыми по отношению к увеличивающимся напряжениям, вызванным растущим движением, их изготовляли из стали со средним и высоким содержанием углерода.

Низкое реактивное сопротивление наиболее старых конструкций пружинных шайб и гаек в значительной степени было причиной для совершенствования и широкого распространения плотно затягиваемых конструкций гаек для путевых болтов как средства для предотвращения развинчивания гаек.

Однако если гайки, свободно завинчивающиеся вручную, не будут плотно затянуты, они в работе будут быстро ослабляться, особенно на вновь уложенных рельсах, независимо от того, как бы ни были плотно затянуты болты во время укладки рельсов. Это происходит потому, что стыковые накладки, устанавливаясь на место, в значительной степени снижают натяжение болтов, приводя, таким образом, к необходимости перезатяжки болтов. Это свойство свободно завинчивающихся гаек является положительным, так как содействует перезатяжке болтов через определенное время.

Другими преимуществами свободного завинчивания гаек являются: отсутствие «замороженных» гаек, легкость завинчивания и удаления гайки, хороший контакт нарезки между гайкой и болтом на полную высоту гайки, лучшее распределение напряжений и более равномерное натяжение болтов.

Стандартные болты применяются железными дорогами разных диаметров. Там, где стыки с четырьмя болтами приняты в качестве стандартных, диаметры болтов, как правило, принимают большей величины, чем болтов для шестидырных накладок. Наиболее распространенными диаметрами являются следующие: 19 мм для стыков с рельсами весом от 29,7 до 34,7 кг/пог. м; 22 мм для стыков с рельсами от 34,7 до 42,2 кг/пог. м и 25,4 мм для стыков с рельсами 42,2 кг/пог. м и тяжелее. AREA рекомендует применение болтов диаметром 25,4 мм для конструкций стыков с рельсами весом от 44,6 до 69,4 кг/пог. м. Однако некоторые дороги применяют болты диаметром 28,6 мм для рельсов весом 55,6 кг/пог. м и тяжелее.

Длина болта должна быть достаточной для того, чтобы после пропуска сквозь стыковые накладки и шейку рельса болт имел необходимой длины конец для шайбы или стыковой пружины и гайки. После завинчивания гайки должно оставаться около двух витков нарезки болта с наружной стороны гайки.

Согласно установленной длине стыка применяются четыре или шесть болтов. Считается хорошей практикой чередовать головки болтов с каждой стороны рельса для предохранения от среза всех болтов в случае схода колес подвижного состава.

Нарезка гаек и болтов.

Несмотря на то, что технические условия допускают производство путевых болтов с нарезанной или накатанной резьбой, однако, как правило, их изготовляют с накатанной резьбой. Болты, имеющие накатанную резьбу, изготовляют из круглой стальной болванки, при вращательном движении которой металл выбирается до дна основания нарезки, образуя вершину резьбы. В конечном счете остается стержень диаметром, равным примерно половине высоты между наружным и внутренним диаметрами нарезки. Путевые болты изготовлены с нарезкой в соответствии с Американским стандартом на грубые изделия (Coarse), который ранее был известен как стандарт Соединенных Штатов. Эта нарезка V-образной формы, наклон зуба под углом 60° и его вершина и основание слегка сглажены. Накатанная нарезка болта не всегда совершенна. Считается хорошей практикой устанавливать длину болта такой, чтобы оставалось два витка за пределами гайки.

Гайки.

Как правило, гайки должны быть на 3,2—6,4   мм толще, чем диаметр болта с нарезкой, и иметь квадратную форму. Квадратная форма гайки лучше приспособлена для завинчивания гаечным ключом, а металл на углах является удобной защитой против износа гаечного ключа. Квадратная гайка применяется во всех случаях, кроме тех, где имеются препятствия, такие, как выступы и ребра жесткости, требующие применения шестигранной гайки. Шестигранные гайки легче по весу и требуют меньше места, но дороже, чем квадратные. Потайная гайка имеет высоту на 3,2—6,4 мм меньше, чем обычная, с тем, чтобы оставить один или два витка нарезки болта за пределами гайки, которые необходимы, когда болт ослабнет из-за продольной деформации и от износа составных частей стыка.

Для плотного завинчивания гаек требуется гаечный ключ длиной 60 см, который согласно техническим условиям рассчитан на предельную нагрузку 22,7 кг. Требуемая затяжка гаечным ключом осуществляется взаимным заполнением впадин выступами нарезок болта и гайки и выбором диаметрального шага нарезок болта и гайки.

При свободной затяжке гайка может быть повернута пальцами (отсюда название «свободная затяжка пальцами или рукой»). Свободная затяжка может быть выполнена также легким нажатием на гаечный ключ.

Пружинные шайбы могут применяться или не применяться при плотном затягивании гаек гаечным ключом, но при свободном завинчивании должны обязательно применяться.

Несколько типов самозапирающихся гаек было спроектировано для использования на рельсовых стыках, крестовинах, пересечениях, которые не допускают развинчивания.

Публикации на Интернет-сайте

es1p-cover-m-pack-145

Скоростной двухсистемный электропоезд Ласточка - ЭС1П

В руководстве по эксплуатации двухсистемного скоростного электропоезда Ласточка серии ЭС1П описываются назначение и область применения, технические характеристики, внутривагонное оборудование. Кроме того, отдельные части РЭ посвящены…
es1p-cover-m-pack-138

Типовая инструкция о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов

В инструкции затрагиваются вопросы порядка движения и организации пропуска электропоездов «Ласточка» и «ЭШ2», действия работников, обслуживающих Электропоезда, в аварийных и нестандартных ситуациях, порядок технического обслуживания…
Итоги 2019 года в Крюково

Местная инструкция по тормозам (ТЧПриг-6, Крюково, 2021)

Местная инструкция по управлению и проверке действия тормозов в пути следования на участках обслуживания моторвагонного депо Крюково Октябрьской железной дороги разработана на основании Правил технического…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Переключательный клапан автоматической сцепки Sharfenberg

Автосцепка: устройство, эксплуатация, ремонт

Каждая единица подвижного состава железнодорожного транспорта снабжена тягово-ударным прибором, являющимся весьма ответственным узлом, от качества которого во многом зависит безопасность движения поездов. Тягово-ударные приборы предназначаются…
ЭС2Г 034 прибывает на станцию Сходня

Функциональное отличие единой версии 2.6.0 от штатной версии 2.5.0

Перечень основных функциональных отличий единой версии программного обеспечения МПСУиД 2.6.0 от штатной версии ПО МПСУиД 2.5.0.
Правила технического обслуживания и эксплуатации тормозного оборудования

Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава

Настоящий документ устанавливает основные правила и нормы по техническому обслуживанию тормозного оборудования и управлению тормозами железнодорожного подвижного состава, которые распространяются на железнодорожный подвижной состав, курсирующий…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980