В результате размыва берегов и отложения речных наносов происходят непрерывные изменения конфигурации русел рек и потоков.

Эрозия берегов происходит в результате химического растворения водой содержащихся в грунте солей, взвешивающего действия воды на частицы грунта и вследствие разрушающего механического действия воды, насыщенной твердыми частицами, на грунты русла реки. В период паводков реки несут огромное количество твердых фракций. Например, река Сан-Джуан во время паводка несет до 75% ила и песка. Известно, что некоторые горные реки во время паводков углубляют свое русло на 9,0 м, а донный размыв в таких реках на 3,0—4,5 ж за один паводок — обычное явление.

Защита земляного полотна и мостов от размыва реками представляет собой серьезную проблему, которая требует большого внимания. Для определения размеров и направления размыва необходимы периодические наблюдения за течением реки, а для всех участков, явно подверженных размыву, требуется, кроме того, специальная съемка дна я берегов.

При правильно организованной борьбе с размывами не следует допускать развития размыва до такой степени, чтобы возникла необходимость в принятии экстренных защитных мероприятий. Предохранительные меры необходимо принимать заранее, до того, как возникает угроза размыва земляного полотна или подмыва мостовых опор. Такого рода мероприятия могут заключаться в переносе железнодорожной линии, отводе русла реки, укреплении берегов и в мерах по регулированию течения реки.

Отвод русла реки. Решение вопроса об отводе русла реки требует в каждом частном случае тщательного рассмотрения, так как эти работы редко выполняются на реках с установившимся руслом; в этих случаях обычно прибегают к укреплению берегов. В тех случаях, когда отвод русла является экономически оправданным, необходимо предварительно произвести тщательную съемку местности, чтобы избежать заиливания нового русла при первом же пропуске через него течения реки. В таких случаях иногда ограничиваются устройством отводных канав для направления течения воды с таким расчетом, чтобы вода сама размыла себе русло требуемого сечения. Если с устройством нового русла сокращается длина реки, то тем самым увеличивается падение потока и возрастает скорость течения, что может вызвать дополнительный размыв на одних и отложение наносов на других участках реки, пока не установится новый режим равновесия. В этих условиях следует принимать меры по укреплению берегов и расчистке русла там, где это необходимо.

Начиная работы по отводу русла реки, необходимо иметь в виду, что существуют федеральные законы и законы в отдельных штатах, запрещающие какие бы то ни было изменения течения рек, нарушения их русел и т. д., если эти изменения не утверждены соответствующими правительственными органами. При этом должны учитываться также права собственников прилегающих земельных участков.

Защита берегов от размыва. Для защиты берегов от размыва применяют два вида сооружений: а) сооружения, предназначенные для отклонения течения реки от берега, к числу которых относятся буны, гасители скорости, сквозные запруды, ряжи и дамбы; б) укрепление или одежда берега реки или насыпи.

Относительно дешевым и эффективным типом гасителя скорости являются широко применяемые на среднем Западе и на Юго-Западе ежи из прочно связанных между собой трех или более стальных уголков, заанкеренных за сваи, забитые в берег. Установленные вдоль берега, они задерживают плывущие по реке предметы, уменьшая тем самым скорость течения и вызывая отложения наносов,

и,   таким образом, наращивают берег, предохраняя его от размыва.

Другим типом отбойного сооружения, которое также с успехом применяется на крупных реках для защиты от размыва берегов, сложенных легкоразмываемыми грунтами, являются короткие свайные запруды из трех свай, устраиваемые вдоль берега через 2,40—3,60 м и под углом к берегу 35° и менее. Береговую сваю каждой запруды прочно забивают в грунт, а между запрудами вровень с этой сваей забивают промежуточные сваи, скрепляемые крестообразными схватками и насадками. Если глубина воды ниже насадок превышает 1,50 м, к свайной стенке прикрепляют небольшие плавучие гасители скорости.

На закруглениях реки берега, сложенные рыхлыми породами, часто защищают от размыва свайными запрудами и полузапрудами, вдающимися в русло. Такие запруды устраивают из пропитанных креозотом свай, скрепленных насадками. Берег между запрудами, а также на некотором протяжении вверх и вниз по течению укрепляют тем или другим способом для предохранения от возможного размыва до начала работы запруд.

На реках со скальным дном или с дном, сложенным из неразмываемых горных пород, применяют буны из ряжей, устраивая их под углом к берегу в 45" и менее. Ряжи рубят обычно с уширением книзу и прочно закрепляют на дне реки. Иногда берег между ряжами укрепляют каменной наброской.

Для защиты берегов крупных рек с медленным течением, сложенных слабо размываемыми грунтами, применяют свайные запруды из пропитанных бревен, обшитых пропитанными же досками. Запруды строят под углом к берегу не более 20J, вытягивая сваи по прямой линии в русло реки. При устройстве таких запруд откосы прилегающих насыпей уполаживают и укрепляют каменной наброской. В качестве дополнительной защитной меры иногда укрепляют откосы насыпей каменным контрбанкетом.

Публикации на Интернет-сайте

Электропоезд ЭД4М

Электропоезд ЭД4М

Конспект лекций входит в состав учебно-методического комплекса предмета «Устройство и ремонт поездов» (292 часа теоретического обучения) и предназначен для профессиональной подготовки обучающихся по профессии «Машинист…
Электропоезд ЭР2

Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р

В книге описаны конструкция механической части, электрическое и тормозное оборудование,  электрические и пневматические схемы электропоездов ЭР2 и ЭР2Р. Указано назначение электрооборудования и блок-контактов.
es1p-cover-m-pack-145

Скоростной двухсистемный электропоезд Ласточка - ЭС1П

В руководстве по эксплуатации двухсистемного скоростного электропоезда Ласточка серии ЭС1П описываются назначение и область применения, технические характеристики, внутривагонное оборудование. Кроме того, отдельные части РЭ посвящены…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Обложка технической библиотеки Интернет-сайта

Технология работы сортировочных станций

Авторы: А.Ф. Бородин, Г.М. Биленко, О.А. Олейник, Е.В. Бородина Краткое описание: В пособии изложены технологические основы работы сортировочных станций, технологии выполнения станционных операций и их информационного сопровождения,…
Генеральный план и транспорт промышленных предприятий

Генеральный план и транспорт промышленных предприятий

Авторы: И. И. Костин, А. С. Гельман, В. Я. Ильин, К. П. Костенецкий, А. Я. Локтев, Ю. А. Негомедзянов, М. Б. Сирота, В. И. Тиверовский Краткое…
Фотографии к справочнику по тормозам

Местная инструкция по тормозам ТЧ-6 (2021, МВПС)

Местная инструкция по управлению и проверке действия тормозов в пути следования на участках обслуживания моторвагонного депо Крюково Октябрьской железной дороги разработана на основании Правил технического…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980