Тормозное оборудование предназначено для снижения скорости и остановки электропоезда, а также для удержания электропоезда на месте при стоянке. Пневматическое оборудование обеспечивает пневматические тормоза электропоезда сжатым воздухом и выполняет вспомогательные функции – открытие и закрытие дверей, поднятие токоприемника, подачу песка под колесные пары, подачу воды на смыв унитаза туалетного комплекса, обеспечивает работу пневмоприводов электрических аппаратов.
- автоматическим пневматическим тормозом;
- электропневматическим тормозом;
- электрическим тормозом только на моторных вагонах;
- стояночным тормозом.
Электропоезд имеет следующие виды тормозов:
- электродинамический с рекуперацией на моторных вагонах (реостатный);
- электропневматический колодочный, предназначенный для торможения всеми вагонами, использующийся при дотормаживании, а также при отказе электродинамического торможения;
- пневматический автоматический, являющийся резервным и использующийся при открытии стоп-крана или разрыве электропоезда, при пересылке одиночных вагонов или электропоезда в недействующем состоянии в составе поезда с локомотивной тягой, при отказе электропневматического тормоза;
- автоматический стояночный тормоз – АСТ.
Пневматическая система электропоезда включает в себя напорную и тормозную магистрали вагонов, соединенные соединительными рукавами, и пневматические приборы, расположенные на вагонах электропоезда.
Электропневматические тормоза работают не автономно, а в сочетании с пневматическими тормозами.
Для управления пневматическим и электропневматическим (ЭПТ) тормозами электропоезд оборудован системой управления торможением электропоезда СИТЭП-01-Х-0-110/ПС с контроллером пневматического торможения на пульте машиниста. СИТЭП позволяет уменьшить тормозной путь с активированной электрической цепью безопасности при экстренном торможении.
В состав СИТЭП входят:
- Контроллер пневматического тормоза (КПТ) – обеспечивает управление пневматическими тормозами электропоезда через приставку к крану машиниста 394М-01.
- Приставка (ПМ-09-03) – устанавливается между краном машиниста 394М-01 и редуктором крана машиниста.
- Тумблер электрической цепи безопасности (ТЦБ) – служит для разрыва ЭЦБ. Устанавливается на пульте машиниста и помощника машиниста.
- Клапан цепи безопасности (КЦБ) – производит выпуск сжатого воздуха из тормозной магистрали при разрыве электрической цепи безопасности (ЭЦБ). КЦБ 28 расположен в кабине машиниста в пульте управления.
- Электрическая цепь безопасности (ЭЦБ) – проходит по всему поезду от головного до хвостового вагона. При пропадании напряжения в контрольном проводе ЭПТ должен происходить разрыв ЭЦБ.
- Блок электрической цепи безопасности БЭЦБ – располагается в головных вагонах поезда. Осуществляет питание, замыкание и диагностику ЭЦБ.
- Устройство отключения модуля экстренного торможения УОМЭТ – расположено в тамбурном шкафу вагона. Служит для отключения модуля экстренного торможения контейнера тормозного оборудования если ЭЦБ деактивирована.
- Контейнер тормозного оборудования (КТО) – расположен на раме вагона. В состав КТО входят:
- Модуль экстренного торможения (МЭТ),
- Электропневматический модуль (ЭПМ).
- Модуль силовой (МС).
Подробное описание конструкции, схемы, работы, эксплуатации и обслуживания СИТЭП – см. Руководство по эксплуатации ТП 7809-0001 РЭ, прилагаемое с эксплуатационной документацией к электропоезду.