СИТЭП предназначена для управления фрикционным тормозом моторвагонного подвижного состава со скоростями движения до 120 км/ч и его технической диагностики.
Основные составные устройства СИТЭП
Наименование основных составных устройств СИТЭП | Обозначение технических условий |
Контейнер тормозного оборудования КТО-02 110DC (далее КТО) | ТУ 3184-007-53711114-2015 |
Клапан КЭО 03/10/050/121 с ЭМ 00/DC/I 10/2 (далее ПВ) | ТУ 3742-001-24039780-00 |
Клапан КЭО 25/10/000/116 с ЭМ 46/DC/050/2 (далее КЦБ) | ТУ 3742-005-53711114-2008 |
Пневмомодуль ПМ-09-03(07) 110DC (далее ПМ-09-03) | ТУ 3742-002-24039780-2003 |
Блок БТБЭ | КЖИС.467451.078 ТУ |
Контроллер пневматического тормоза КПТ (далее КПТ) | АДИГ.468314.008 ТУ |
Устройство отключения модуля экстренного торможения УОМЭТ (далее УОМЭТ) | – |
Технические характеристики
Диапазон давления сжатого воздуха в питательной магистрали.................... 0,63...0,82 МПа максимальное давление..................................................... (1,00±0,02) МПа Максимальное давление в тормозных цилиндрах (далее ТЦ)........................ 0,34+0,02 МПа Зарядное давление в тормозной магистрали (далее ТМ)........................... 0,45-0,48 МПа. Номинальное напряжение питания: КТО, ПМ-09-03, ПВ........................................................ 110 В КЦБ...................................................................... 50 В Предельные отклонения напряжения срабатывания: ПМ-09-03, ПВ, КЦБ........................................................ +50%, -30% КТО...................................................................... 70-165 В. Потребляемая мощность электрооборудования, входящего в состав СИТЭП, Вт (не более): КТО...................................................................... 36 исполнительных устройств головного(хвостового) вагона (КЦБ, ПВ, ПМ-09-03) 60
Состав системы
КТО представляет собой совокупность исполнительных элементов, предназначенных для управления фрикционным тормозом вагона по командам КПТ и крана машиниста №394. Также КТО обеспечивает наполнение ТЦ темпом экстренного торможения при срабатывании ЭЦБ. КТО устанавливается на раму каждого вагона.
КТО состоит из следующих модулей:
- модуля экстренного торможения (МЭТ);
- электропневматического модуля (ЭПМ);
- силового модуля (МС).
КТО имеет возможность включения/выключения электропневматического торможения (ЭПМ) и модуля экстренного торможения (МЭТ) без возможности отключения пневматического тормоза (воздухораспределитель).
Контроллер пневматического тормоза (КПТ) обеспечивает управление пневматическими тормозами через ПМ-09-03 и электропневматическими тормозами всего поезда по алгоритму работы. Алгоритм работы СИТЭП при управлении от контроллера пневматического торможения (КПТ):
Положение контроллера | Режим |
1 | Отпуск пневматического и электропневматического тормоза. Зарядка пневматического тормоза. |
2 | Поездное положение. Отпуск пневматического и электропневматического тормоза. Зарядка пневматического тормоза. |
3 | Перекрыша без питания для пневматического тормоза. Перекрыша для электропневматического тормоза. |
4 | Перекрыша с питанием для пневматического тормоза. Перекрыша для электропневматического тормоза. |
5Э | Электропневматическое торможение всего поезда. |
5 | Пневматическое торможение всего поезда (с разрядкой ТМ через пневмомодуль). Электропневматическое торможение всего поезда. |
6 | Экстренное торможение. Пневматическое торможение всего поезда с разрядкой ТМ через пневмомодуль. Пневматическое торможение всего поезда (с принудительной механической разрядкой ТМ в атмосферу). Электропневматическое торможение всего поезда. Разрыв ЭЦБ с разрядкой ТМ в атмосферу и электропневматическое торможение всего поезда через МЭТ с максимальным давлением. |
Пневмомодуль ПМ-09-03 предназначен для работы совместно с краном машиниста в составе аппаратуры дистанционного управления пневматическими тормозами поезда.
Клапан цепи безопасности (КЦБ) предназначен для сброса сжатого воздуха из тормозной магистрали. КЦБ производит выпуск сжатого воздуха из ТМ темпом экстренного торможения с головного и хвостового вагонов при срабатывании ЭЦБ.
Клапан перекрыши КП предназначен для выполнения режима пере-крыши без питания в 111 положении рукоятки КПТ. Блок БТБЭ предназначен для питания и контроля целостности ЭЦБ всего состава. УОМЭТ предназначен для отключения МЭТ в случае неисправности ЭЦБ на вагоне.
ЭЦБ представляет собой из себя группу устройств:
- блок БТБЭ;
- кнопка «АВАРИЙНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ»;
- тумблер «ОТКЛ ЭЦБ»;
- переключатель ПРК;
- сигнальная лампа ЭЦБ и трехпроводная магистраль ЭЦБ.
Основные технические характеристики СИТЭП
Наименование параметра | Значение |
Время наполнения ТЦ сжатым воздухом до 90% от максимального давления при срабатывании ЭЦБ не более, с | 2 |
Наполнение ТЦ при электропневматическом торможении за 3 с, МПа | от 0 до 0,3±0,02 |
Сброс давления из ТЦ при электропневматическом отпуске за 4 с, МПа | с 0,35 до 0,04±0,02 |
Разрядка ТМ объёмом 55 литров темпом экстренного торможения от КПТ с давления сжатого воздуха в ней с 0,50 МПа до 0,42 МПа не более, с | 1 |
Разрядка ТМ объёмом 55 литров при срабатывании ЭЦБ с давления сжатого воздуха в ней с 0,50 МПа до 0,42 МПа не более, с | 1 |
Давление в ТЦ при электропневматическом управлении торможением должно поддерживаться с точностью, МПа | ±0,015 |
СИТЭП должна обеспечивать при электропневматическом торможении повышение давления, а при электропневматическом отпуске – понижение давления в ТЦ первыми ступенями, не более, МПа первыми ступенями, не более, МПа | 0,04
0,02 |
Время наполнения уравнительного резервуара (далее УР) с 0 до 0,5 МПа, с (режим «ПОЕЗДНОЙ») | 30…40 |
Разрядка ТМ в режиме «ТОРМОЖЕНИЕ» в V положении ручки КПТ с 0,5 до 0,4 МПа, с ‘ | 4,5 ± 0,5 |
Плотность УР. ТМ зарядить до нормального зарядного давления. Ручку крана машиниста №394 перевести в IV положение, ручка КПТ должна быть в положении «2». Плотность считается достаточной, если падение давления в УР в течение трех минут не более, МПа | 0,01 |
СИТЭП обеспечивает электропоезд следующими видами тормозов:
- автоматическим пневматическим тормозом;
- электропневматическим тормозом прямодействующего типа;
- автоматическим электропневматическим тормозом.
Основной режим управления тормозами
При основном режиме обеспечиваются:
- электрическое управление пневматическими и электропневматическими тормозами всего поезда с помощью КПТ. Торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «5» или «5Э»;
- экстренное торможение производится от КПТ разрядкой ТМ. При экстренном торможении происходит срабатывание ЭЦБ с разрядкой ТМ с головного и хвостового вагонов электропоезда, а также срабатывание автоматического пневматического и автоматического электропневматического тормоза. Экстренное торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «6».
Резервный режим торможения первого уровня
При резервном режиме первого уровня обеспечиваются:
- электрическое управление пневматическими тормозами с помощью КПТ. При управлении тормозами при служебном торможении происходит разрядка ТМ и срабатывание автоматического пневматического тормоза. Торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «5».
- экстренное торможение производится от КПТ разрядкой ТМ с головного и хвостового вагонов электропоезда. Экстренное торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «6».
Резервный режим торможения второго уровня
Осуществляется при выходе из строя КПТ или ПМ-09-03. При резервном режиме второго уровня обеспечивается механическое управление с помощью крана машиниста №394 пневматическими тормозами.
При резервном режиме второго уровня обеспечиваются:
- служебное торможение. Управление пневматическими тормозами всего поезда осуществляется от крана машиниста №394. Управлении тормозами при служебном торможении приводит к разрядке ТМ.
- экстренное торможение. Управление производится от крана машиниста №394, кнопки «АВАРИЙНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» или стоп-кранов (сигнал о срабатывании стоп-крана приходит на пульт машиниста который принимает решение о необходимости экстренного торможения. Если скорость менее 15 км/ч экстренное торможение происходит автоматически).
При отказе электропневматического тормоза СИТЭП производит срабатывание ЭЦБ и срабатывание автоматического электропневматического тормоза и автоматического пневматического тормоза с принудительной разрядкой ТМ (при получении критерия отказа в виде электрического сигнала).
При срабатывании ЭЦБ происходит снятие напряжения ЭЦБ, о чем свидетельствует отсутствие свечения лампы «ЭЦБ». При необходимости отключения ЭЦБ выполнить следующие действия:
- отключить тумблер «ОТКЛ БЛОК ЭЦБ» в рабочей кабине машиниста. Выезд на линию для перевозки пассажиров с выключенным тумблером «ОТКЛ БЛОК ЭЦБ» ЗАПРЕЩЕН!;
- перекрыть краны КЦБ в головной и хвостовой кабинах управления электропоезда;
- отключить тумблеры «Отключить МЭТ» на всех вагонах.
Если ЭЦБ не работает в одном из вагонов (отсутствует напряжение ЭЦБ в УОМЭТ, то достаточно отключить тумблер «Отключить МЭТ» только в этом вагоне. МЭТ в контейнере вагона будет деактивирован, при этом электропневматический и автоматический пневматический тормоза сохраняют свою работоспособность. Движение электропоезда, с отключенным ЭЦБ, может быть продолжено в штатном режиме.
Устройство, работа и обслуживание СИТЭП – см. Руководство по эксплуатации «Система управления торможением электропоезда СИТЭП -01-Х-0-110/DC ТП7809-0001 РЭ».