При изготовлении и проектировании электропоезда большое внимание уделяется мерам, обеспечивающим безопасность обслуживающего персонала и пассажиров.
На всех высоковольтных ящиках, шкафах с высоковольтным оборудованием нанесены предупреждающие знаки и надписи по ГОСТ 12.2056-81 и «Положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта» ЦРБ/4676, такая же надпись нанесена на лобовой стене моторного вагона у лестницы для подъема на крышу.
Электроаппаратура, установленная на электропоезде напряжением свыше 110 В постоянного тока и напряжением 42 В переменного тока, имеет заземление на кузов вагона.
Ящик с высоковольтной коммутационной аппаратурой расположен под вагоном на раме. Крепления электроконтактных соединений имеют устройство против самоотвинчивания.
Для предотвращения прикосновения к частям, находящимся под напряжением, установлены защитные электрические блокировочные устройства дверей высоковольтных шкафов, крышек ящиков с электрооборудованием и лестницы для подъёма на крышу. Все незадействованные межвагонные розетки закрыты крышками, а незадействованные вилки вставлены в холостые приёмники. Если при поднятом токоприемнике открыть дверь высоковольтного шкафа, наружную крышку ящика с электрооборудованием, разъединить межвагонное соединение или опустить лестницу для подъема на крышу, то токоприемник опустится. Подъём токоприёмника возможен только при устранении этих причин.
Для предупреждения несчастных случаев во время движения электропоезда наружные входные двери должны быть закрыты. Для аварийного открытия двери в каждом тамбуре имеется ручка аварийного выхода.
Для сигнализации закрытого положения дверей на пульте управления машиниста, на панели индикации, загораются индикаторы дверей, в служебном тамбуре головного вагона – сигнальные светодиодные лампы.
Для экстренного торможения электропоезда в салонах и тамбурах установлены стоп-краны. Для безопасного прохода по крыше моторного вагона при обслуживании оборудования, расположенного на крыше, имеются специальные мостки.
Редуктор, тяговый двигатель, поддоны люлечного подвешивания и траверса рычажной передачи имеют устройства, предохраняющие их от падения на путь.
В окнах салонов установлены стеклопакеты из безопасного закалённого стекла ГОСТ 5727-87, а в кабине машиниста – многослойные стеклопакеты с электрообогревной зоной, обеспечивающей отсутствие обледенения или запотевания в любых метеорологических условиях. Лобовые многослойные стеклопакеты выдерживают (без сквозного пробоя) удар твердого предмета, летящего со скоростью 260 км/ч.
В каждом пассажирском салоне имеются два окна для эвакуации через них, при необходимости, пассажиров.
Электропоезд ЭД4М оборудован следующими системами безопасности:
- БЛОК – безопасный локомотивный объединенный комплекс;
- УАПВ-«ЭКСПРЕСС» – система пожарной безопасности.
Комплекс БЛОК
Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК обеспечивает безопасность движения электропоездов, в том числе, при обслуживании моторвагонного подвижного состава одним машинистом без помощника. Комплекс БЛОК является модульным изделием.
В состав данного комплекса БЛОК входит системный шкаф СШ 36905100-00-02 со встроенным источником питания ИП-ЛЭ-110/800Ш. Измеритель параметров движения комплекса представляют собой четыре узла связанные между собой функционально: блок БС-ДПС/М- CAN, три ячейки, устанавливаемые в системный шкаф (ЭК СНС, шлюз- CAN, ячейка вывода). Для отображения поездной и служебной информации машинисту используется блок индикации: блок Монитор 5.2 совместно с модулем ввода МВ1 и модулем сигналов светофора МСС-01. Для отображения поездной и служебной информации помощнику машиниста используется блок индикации: блок БИЛ-ИП, модуль сигналов светофора МСС-01. Для выдачи речевых сообщений машинисту используется блок речевой информации САУТ ПРИС. Для регистрации поездной информации используется блок БС-СН/БЛОК-02.
Размещение аппаратуры комплекса БЛОК – см. рисунки 2.5.5.1, 2.5.5.2
Подробная информация устройства, работы , обслуживания – см. Руководство по эксплуатации на БЛОК 36905-000-00 РЭ.

Рисунок 2.5.5.1 (на двух листах, лист 1) – Расположение аппаратуры комплекса БЛОК

Рисунок 2.5.5.1 (на двух листах, лист 2) – Расположение аппаратуры комплекса БЛОК
Электропитание комплекса БЛОК осуществляется от бортовой сети постоянного тока 110В.

Рисунок 2.5.5.2 – Расположение аппаратуры комплекса БЛОК в шкафу: 1 -выключатель АЕ 2541М-10, 2 -заглушка CANM/АВ 36905-002-00-01, 3 -шкаф системный СШ 36905-100-00-02, 4 -шина, 5 -блок связи БС-ДПС/М-CAN 04Б.13.00.00-03, 6 -панель с реле, 7 -радиостанция 1Р22СВ-22 «МОСТ-ММ», 8 -фильтр дуплексный ДФ-160/Р8К, 9 -кабель ЭПК266, 10 -клапан электропневматический 266-1-50В.
Система пожарной безопасности УАПВ – «ЭКСПРЕСС»
Для сигнализации о пожаре на электропоезде используется система КТС-ПОС (раздел 2.5.2.3).
Для локализации и ликвидации пожаров на начальных стадиях развития в пассажирских салонах, кабине машиниста, тамбурах, надпотолочном пространстве тамбуров, шкафах с электрооборудованием, подвагонных ящиках с электрооборудованием тушения пожаров применяется установка аэрозольного пожаротушения вагонов и электропоездов пригородного сообщения постоянного и переменного тока (УАПВ – «ЭКСПРЕСС»).
Установка аэрозольного пожаротушения УАПВ – «ЭКСПРЕСС» является модернизированным вариантом установки аэрозольного пожаротушения вагонов СОТ – УАПВ и отличается от последней составом комплектующих и внешним видом панели блока управления установкой, а также использованием в установке более совершенных низкотемпературных и более эффективных генераторов огнетушащего аэрозоля (ГОА) типа АГС-11.
Количество генераторов выбрано таким образом, чтобы при их работы в защищаемом объёме создавалась необходимая огнетушащая концентрация аэрозоля с учётом его потерь через имеющиеся неплотности и проёмы.
Установка пожаротушения состоит из подсистем:
- ПЗЭ – подсистема защиты шкафов с оборудованием, чердаков тамбуров;
- ПЗС – подсистемы защиты салонов и пассажирских тамбуров;
- ПЗК – подсистемы защиты кабины.
Основными элементами установки пожаротушения вагонов являются генераторы огнетушащего аэрозоля:
- АГС – 11/2 – имеет форму плоского диска толщиной 32 мм и диаметром 124 мм, с зарядом 0,17 кг и рассчитанных на защиту 3,4 м3 помещения;
- АГС 11/3 – имеет форму цилиндра высотой 52 мм и диаметром 122 мм, с зарядом 0,3 кг и рассчитанных на защиту 6,0 м3 помещения;
- АГС – 11/5-15 АВ – имеет форму плоского цилиндра;
- АГС-12/4 -2 имеет форму плоского цилиндра высотой 94 мм и диаметром 187 мм, с зарядом 1,4 кг и рассчитанных на защиту 28,0 м3 помещения.
Электрическая схема УАПВ не связана с системой энергоснабжения вагона и позволяет осуществить пуск генераторов от входящих в её состав автономных источников электроэнергии, установленных в БУ – УАПВ. Установки пожаротушения вагонов имеют ручной автономный пуск, осуществляемый с блоков управления БУ-УАПВ, установленных под каждым вагоном в специальных ящиках. Каждая подсистема имеет индивидуальное пусковое устройство, и индивидуальные источники энергии, которые позволяют произвести пуск любой подсистемы, а также системы в целом. Схема расположения оборудования УАПВ дана на рисунках 2.5.5.3-2.5.5.5
Генераторы огнетушащего аэрозоля расположены
Количество | |||
Г | М | Н | |
Генераторы АГС-11/2 | – | – | – |
в шкафах с электрооборудованием | 5 | 5 | 5 |
в шкафу кабины | 1 | – | – |
Генераторы АГС-11/3 | |||
в чердаках тамбуров | 2 | 2 | 2 |
в чердаке служебного тамбура | 1 | – | – |
Генераторы АГС-11/5-15 АВ | |||
в салонах вагонов под сидениями | 9 | 12 | 12 |
Генераторы АГС-12/4-2 | |||
в ящиках под вагонами | 1 | 4 | 1 |
Генераторы АГС-11/5-04 | |||
на потолке кабины машиниста | 1 | – | – |
Ящик с блоком управления БУ – УАПВ расположен под каждым вагоном. БУ – УАПВ и генераторы соединены между собой электрическими проводами, уложенными в жгуты.
ГЕНЕРАТОРЫ ОГНЕТУЩЕГО АЭРОЗОЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗДЕЛИЯМИ ОДНОРАЗОВОГО ДЕЙСТВИЯ, И ПРОВЕРКА ИХ СРАБАТЫВАНИЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
При пожаре локомотивная бригада должна действовать в соответствии с указаниями “Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе” ЦТ – ЦУО/175. При пожаре машинист должен подать сигнал пожарной тревоги (радиосвязь и др.). Остановить электропоезд в удобном для тушения пожара месте и открыть двери-выпустить пассажиров. При этом он должен перевести в нулевое положение главную рукоятку БКМ. Опустить токоприёмники, выключить все кнопки и тумблеры на УПУ, выключить вспомогательные машины и определить – какими средствами ликвидировать пожар.
Горящие провода и электрическую аппаратуру необходимо тушить углекислотными и порошковыми огнетушителями или сухим песком. Тушить пожар на крыше электропоезда водой можно только после снятия напряжения в контактной сети и её заземления.
Если пожар не может быть ликвидирован первичными средствами пожаротушения, следует использовать установки аэрозольного пожаротушения при этом необходимо убедиться в отсутствии людей в салоне, принять меры к закрытию дверей и окон, люков. Вскрыть подвагонный ящик с блоком управления БУ-УАПВ, перевести тумблер , в зависимости от места очага пожара (салон, шкафы, кабина), из положения «ВЫКЛ.» в положение «ВКЛ.». Открыть блокировочную крышку с кнопкой «ПУСК», находящейся над этим тумблером, сломав при этом пломбу на крышке. Нажать кнопку «ПУСК» и произвести запуск установки аэрозольного пожаротушения.
При работе с оборудованием установки аэрозольного пожаротушения необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) генераторы огнетушащего аэрозоля и элементы блоков управления содержат легковоспламеняющиеся вещества поэтому запрещается нагревать их до температуры более 60 0С, производить сварочные работы и иные работы с открытым пламенем на расстоянии ближе 1,5 м, не защитив специальным несгораемым экраном, производить вскрытие генераторов и элементов блоков управления;
б) при работе элементы блоков управления и корпуса генераторов аэрозоля разогреваются до высоких температур, поэтому запрещается производить демонтаж генераторов и блоков управления до их полного остывания, размещать в контакте с корпусами генераторов горючие материалы;
в) при срабатывании генераторов огнетушащего аэрозоля вокруг них образуются зоны с высокой температурой, и выделяется аэрозоль, не содержащая токсичных соединений, но снижающая видимость и раздражающе действующей на слизистые оболочки органов дыхания. Запрещается производить пуск установки при наличии в вагоне людей. При случайном попадании в зону его действия следует защитить органы дыхания от аэрозольных частиц с помощью подручных средств (тканевые повязки и т. п.).
Подробные данные об устройстве, принципе действия и эксплуатации системы УАПВ – «ЭКСПРЕСС» даны в “Установке аэрозольного пожаротушения вагонов электропоездов пригородного сообщения постоянного и переменного тока УАПВ – «ЭКСПРЕСС». Руководство по эксплуатации УАПВ-07.00.000 РЭ“, прилагается с эксплуатационной документацией к электропоезду.+

Рисунок 2.5.5.4 – Схема расположения оборудования системы УАПВ – «ЭКСПРЕСС» в моторных вагонах

Рисунок 2.5.5.3 – Схема расположения оборудования системы УАПВ – «ЭКСПРЕСС» в головном вагоне

Рисунок 2.5.5.5 – Схема расположения оборудования системы УАПВ- «ЭКСПРЕСС» в немоторных вагонах: 1 – генераторы огнетушащего аэрозоля АГС-11/5-15 АВ в пассажирском салоне, 2 – генераторы огнетушащего аэрозоля АГС-11/5-04 в кабине машиниста, 3 – генераторы огнетушащего аэрозоля АГС-11/3 в чердаках, 4 – генераторы огнетушащего аэрозоля АГС-11/2 в шкафах, 5 – генератор огнетушащего аэрозоля АГС-12/4-2 под вагоном в ящиках.
Для тушения пожара электропоезд в соответствии с «Нормами оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения», введённым указанием ОАО «РЖД» № 2624р от 17.12.2010, оснащён противопожарным инвентарем, размещённым в служебном тамбуре каждого головного вагона (в соответствии с рисунком 1.3.9).
В комплект первичных средств пожаротушения электропоезда входят:
– пенные огнетушители | ОП-8(з) | ГОСТ Р 51057-2001 | 4шт. |
– транспортные огнетушители | ОУ-3 | ГОСТ Р 51057-2001 | 2 шт. |
ОУ-5 | ГОСТ Р 51057-2001 | 4 шт. | |
-огнетушитель воздушно эмульсионный закачной | ОВЭ-5(з)-АВЕ-02 | 2 шт. | |
– ведра пожарные конусные | 4 шт. | ||
– багор пожарный | 2 шт. | ||
– лом | 2шт. | ||
– пожарный топор | 2шт. | ||
– лопата пожарная штыковая | 2шт. | ||
– ящик с песком | 4 шт. | ||
– генератор огнетушащего аэрозоля переносной АГС-5 | 12 шт. |
В шкафах с электрооборудованием предусмотрены термоконтакторы ТК-52А.80, которые срабатывают при превышении допустимого уровня температуры 80 0С в каком – либо шкафу. Происходит автоматическое опускание соответствующего токоприёмника, и на неисправном вагоне загораются сигнальные лампы синего цвета. При пожароопасном повышении температуры в вентиляционных каналах или в высоковольтных электрокалориферах происходит автоматическое отключение электропитания высоковольтных электрокалориферов и на блоке управления вентиляцией и отоплением загорается светодиод. При повышении температуры в горизонтальном канале воздуховодов и в рециркуляционных камерах выше допустимой кроме того, происходит автоматическое перекрытие (клапанами противопожарной системы вентиляции (КЛОП-1, АЗЕ-МФ 086, UVS 90), вентиляционных каналов между высоковольтными электрокалориферами и пассажирским салоном, препятствуя распространению пламени и дыма. Для обеспечения жаростойкости вентиляционные патрубки тяговых двигателей изготовлены из материала, пропитанного огнестойким составом.
При возникновении пожара машинист должен подать сигнал пожарной тревоги, остановить поезд в удобном для тушения пожара месте и открыть двери. При этом он должен перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, опустить токоприёмники, выключить все кнопки на пульте управления и выключить вспомогательные машины. Машинист или помощник машиниста должны визуально убедиться в наличии загорания, определить его место, проверить отсутствие людей в салоне, принять меры к закрытию дверей, окон, люков и далее действовать согласно инструкции ЦТ-ЦУО/175 и РЭ на систему.
Тушить пожар на крыше электропоезда водой, жидкостными и пенными огнетушителями можно только после снятия напряжения с контактной сети и её заземления. Горящие провода и электрическую аппаратуру тушат только углекислотными огнетушителями или сухим песком.