Система внутрипоездной связи и информирования пассажиров (СВСиИП) предназначена для организации громкой, экстренной и межкабинной поездной связи, а также для предоставления пассажирам состава маршрутной, экстренной, предупредительной и дополнительной информации в звуковом, графическом и мнемоническом виде.
СВСиИП состава обеспечивает:
- полудуплексную экстренную связь «пассажир – машинист»;
- полудуплексную служебную связь между кабинами управления состава;
- звуковое оповещение пассажиров из кабины машиниста (передачу машинистом речевой информации по громкой связи);
- предоставление пассажирам звуковой, графической и мнемонической информации о маршруте следования состава (информатор);
- предоставление пассажирам звуковой, графической и мнемонической экстренной, предупредительной и дополнительной информации;
- управление исполнительными устройствами предупредительной сигнализации закрытия дверей вагона;
- трансляцию и воспроизведение в пассажирские салоны вагонов видео контентаинформационного, социального и рекламного характера;
- подключение устройств связи с оператором ситуационного центра к системам громкой, экстренной и межкабинной связи состава;
- регистрацию речевых сообщений, передаваемым по внутрипоездным системам связи и интерфейсу подключения к устройствам связи с ситуационным центром.
Таблица №3. Состав системы
Компонент системы | Количество, шт., на вагон | Количество шт., на состав 8 ваг. | |
81-765 | 81-766/767 | ||
Головной блок с монитором | 1 | 2 | |
Блок маршрутного табло | 1 | 2 | |
Блок номера маршрута | 1 | 2 | |
Блок индикатора логотипа | 1 | 2 | |
Блок наддверного табло | 8 | 8 | 64 |
Блок экстренной связи | 5 | 4 | 34 |
Блок интерактивной карты | 2 | 2 | 16 |
Блок видеомонитора | 6 | 6 | 48 |
Блок сетевого коммутатора | 2 | 2 | 16 |
Функционирование системы
В аппаратных отсеках головной и хвостовой кабине машиниста располагаются блоки управления информационной системой. Они соединены между собой поездными линиями связи CAN и LAN, к которым подключаются внутривагонные информационные блоки и пассажирские пульты экстренной связи. Аппаратно-программное обеспечение блоков управления обеспечивает работоспособность одного из видов внутрипоездной связи (экстренной или громкой) при отказе любого компонента информационной системы или одной поездной линии связи. Блок управления информационной системой обеспечивает переключение режимов работы и управление приоритетами компонентов системы, а также диагностику их состояния во время работы состава на линии. Встроенные интерфейсы связи обеспечивают подключение к устройству связи с оператором ситуационного центра и системой управления составом. Все информационные сообщения хранятся в энергонезависимой памяти блока управления. Так же, в энергонезависимой памяти блока управления, сохраняются звуковые сообщения, передаваемые по громкой, экстренной и межкабинной системам связи.

Рис. 19. Головной блок с монитором
Расположенный на пульте машиниста блок мониторов, обеспечивает отображение режимов работы информационной системы, индикацию активного вида связи, номера вагона и пассажирского пульта экстренной связи, с которого произведён вызов пассажира, очереди вызовов пассажиров. К блоку мониторов подключены контрольные громкоговорители экстренной и громкой связи и микрофон машиниста.

Рис. 20. Блок номера маршрута
Светодиодные маршрутные указатели устанавливаются в кабинах машиниста головного и хвостового вагонов состава для отображения информации о номере маршрута и пункте назначения состава. Янтарное свечение светодиодов с автоматической регулировкой яркости свечения обеспечивает восприятие информации, как на закрытой станции, так и на открытых участках пути.

Рис. 21. Блок маршрутного табло
Наддверные табло размещаются в пассажирском салоне состава над каждым дверным проёмом и включает в себя в себя мнемосхему линии со светодиодным индикатором положения поезда и названиями станций на русском и английском языках, светодиодным монитором для вывода названия следующей станции или служебных сообщений, индикации стороны выхода, два динамика.

Рис. 22. Блок наддверного табло
Информационные табло, установленные по торцам каждого вагона состава, обеспечивают отображение на жидкокристаллическом мониторе маршрутной, экстренной, предупредительной и дополнительной информации на русском и английском языках.

Рис. 23. Блок интерактивного информационного монитора
Установленные в междверном пространстве вагона шесть блоков видеомониторов, с диагональю широкоформатных дисплеев 12,1 дюйма, обеспечивают отображение потокового видео контента, а также экстренной и предупредительной информации.

Рис. 24 Блок видеомонитора
Пассажирские пульты экстренной связи размещены в каждом втором дверном проёме каждого вагона, в шахматном порядке (два у дверей по левому борту и два по правому борту). Пассажирам предоставляется звуковая и световая информация о режиме работы пульта и направлении канала экстренной связи. Интерфейс подключения к устройствам связи с оператором ситуационного обеспечивает передачу звукового и видео сигнала (в пульт встроена видеокамера) в СЦ, а также переключение вызова пассажира от машиниста к оператору СЦ.
Сервисное программное обеспечение для ПК, поставляемое в комплекте с информационной системой, обеспечивает подготовку и загрузку в энергонезависимую память блока управления информационной системы состава последовательности маршрутных информационных сообщений, а также копирование данных регистратора блока управления на ПК.
Система видеонаблюдения
Вагоны состава оборудованы системой видеонаблюдения (ВНБ), которая предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в вагонах состава, оперативного получения информации о возможности возникновения ЧС и оперативного устранения последствий их возникновения.

Рис. 25. Блок экстренной связи
Система видеонаблюдения состоит из массива видеокамер (БВК), блоков регистрации (БХД) и блоков обработки информации (БОИ) в головных вагонах состава, блока отображения видео в кабине машиниста (БВИ), видео-зеркал (БВЗ), других вспомогательных блоков и жгутов. В каждом вагоне установлены потолочные камеры, а также камеры в вызывных устройствах (ВУ). В кабинах машиниста установлен пульт (блок БВИ), при помощи которого машинист может выбирать требуемый режим отображения и просматривать видео, как с салонных камер, так и с системы «видео-зеркал». Кроме того, на экран блока БВИ может выводиться диагностическая информация, а также состояние блокировки дверей.

Рис. 26. Структурные схемы системы видеонаблюдения
Система видеонаблюдения предоставляет следующие возможности:
- видеонаблюдение из кабины машиниста за ситуацией вдоль бортов состава при помощи камер видео-зеркал, установленных на головных и хвостовых вагонах.
- видеонаблюдение за путевой обстановкой перед кабиной при помощи камер на путь, установленных в кабинах машиниста.
- наблюдение за ситуацией в противоположной кабине машиниста.
- выборочный просмотр на мониторе пульта видео-обзора машиниста камер из салона любого вагона с индикацией номера просматриваемого вагона.
- поочередный просмотр видео последовательно со всех вагонов в режиме слайд-шоу.
- постоянную регистрацию в блоке БХД видео с камер на путь, на машиниста, видео-зеркал и салонных камер со временем хранения архива до перезаписи не менее 10 суток.
- регистрацию записи с интервалом 15 минут до и 15 минут после из вагона, от которого произошел вызов пассажира, обеспечивающую повышенное качество видео (повышенная частота кадров до 25 кадров/сек, низкий коэффициент сжатия, повышенное разрешение, если непрерывная запись ведется не с максимальным разрешением камеры), включая запись с камер вызывных устройств в вагоне.
- запись звука с вызывного устройства в течение 15 минут до и 15 минут после вызова пассажира.
- прием и отображение видеоинформации от станционных камер при подъезде к станции и возможность просмотра информации с них при стоянке состава (при наличии оборудования системы видеонаблюдения на станции).
- обеспечение работы всех функций АРМ оператора ситуационного центра: просмотр в реальном времени видео с камер, обеспечение голосовой связи «оператор-машинист», «пассажир-оператор» и громкой связи для составов, находящихся на линиях, оборудованных системой беспроводного видео.
- вывод на АРМ оператора ситуационного центра стоп-кадра и просмотр архивов видео без остановки записи.
- вывод на АРМ оператора ситуационного центра видео с индикацией даты, времени и номера вагона.
- отображение на АРМ оператора ситуационного центра информации о номерах маршрута для составов на линии за счет наличия интерфейса связи системы видеонаблюдения на составе с системой АСНП.
- просмотр видео-архива и прослушивание звуковых записей на АРМ оператора.
Состав технических средств системы
Система видеонаблюдения содержит следующие базовые компоненты:
- проводная сетевая инфраструктура Ethernet.
- регистраторы видео (блоки БХД), расположенные в головных вагонах.
- блоки обработки информации, управления и конфигурирования системы видеонаблюдения БОИ, расположенные в головных вагонах.
- видеокамеры (блоки БВЗ, БВК, ВУ).
- подсистема беспроводной связи WiFi (блоки БРМ), установленные в головных вагонах.
- пульт отображения видео и выбора режима (блок БВИ), установленный в головном вагоне.
- блоки обеспечения сетевой связи (БОП, БВС), установленные в каждом вагоне состава.
- блок ПНМ системы АСНП, установленный в головном вагоне состава.
Блоки БХД, обеспечивающие регистрацию видео, предоставляют возможность искать, просматривать, анализировать и считывать видео с камер состава за требуемый промежуток времени. Объем накопителей данных блоков БХД обеспечивает хранение данных со всех камер состава не менее 10 суток. Технология записи видео – кольцевая, по мере окончания свободного пространства накопителя данные будут перезаписываться для самых старых записей.
При выходе из строя одной камеры, либо одного блока БОП или БВС, система продолжает функционировать в полном объеме, за исключением операций, связанных с неисправным блоком.
При возникновении отказа оборудования системы видеонаблюдения осуществляется замена и восстановление соответствующих компонентов.
Регистратор видео (блок БХД)
Функционирование блока видеорегистратора (БХД) начинается после подачи напряжения бортовой сети питания постоянного тока. Инициализация регистратора занимает 3-5 минут, после чего начинается запись камер. Запись прекращается сразу же после снятия бортового напряжения питания.
Пульт управления и дисплей (блок БВИ)
Блок БВИ обеспечивает просмотр в реальном времени видео с камер в соответствие с выбранным режимом отображения, для чего он оснащен кнопками выбора режима. Блок позволяет отображать видео как с салонных камер, так и с камер системы «видео-зеркал», а также видео с камеры на машиниста, установленной в противоположной голове состава. При отображении видео с камер системы «видео-зеркал» блок БВИ в соответствующих режимах отображения автоматически отражает изображение по вертикали для камер-зеркал.
Пульт удобен для проведения сервисного обслуживания и диагностики элементов системы видеонаблюдения. Например, при неисправности одного из регистраторов (блоки БХД), соответствующая информация будет отображена на блоке БВИ после его включения.
Блок обработки информации (БОИ)
Блок обработки информации БОИ, установленный в головных вагонах, обеспечивает автоматическое распознавание вагонов в составе и реконфигурирование системы видеонаблюдения при перецепках вагонов.
Блок видео-зеркал (БВЗ)
Блоки видео-зеркал БВЗ-Л (левый) и БВЗ-П (правый), устанавливаемые на соответствующих бортах головных вагонов, обеспечивают просмотр ситуации вдоль бортов состава. В зависимости от выбранного режима можно просмотреть ситуацию по одному из бортов состава (отображаются одновременно головная и хвостовая камеры по выбранному борту), по обоим бортам с головы или по обоим бортам с хвоста состава.
Блоки видео-зеркал БВЗ для исключения запотевания оптических элементов имеют в своем составе подсистему подогрева и обдува, которая в зависимости от температуры внутри блока рассчитывает точку росы и производит подогрев и/или обдув таким образом, чтобы пройти ее максимально быстро.
Блок видеокамеры (БВК)
Блоки видеокамер устанавливаются в верхней части вагона и обеспечивают общий обзор салона вагона. Две камеры устанавливаются в торцах вагона и две камеры в центре вагона на потолке, каждая из которых направлена навстречу соответствующей торцевой камере. Такая схема расположения камер позволяет наиболее оптимально охватить наиболее важные зоны салона даже при значительной загруженности вагона пассажирами.
Миниатюрные видеокамеры установлены в вызывных устройствах в области дверных проемов вагона, которые фиксируются в регистраторах при активизации вызова пассажира.
Устройства диагностики и считывания
Для диагностики и считывания видео с составов используется стационарное или мобильное автоматизированное рабочее место (АРМ), которое обеспечивает следующие функции:
- поиск и анализ записанного видео на регистраторах состава.
- считывание видео за требуемый промежуток времени с сохранением в одном из общедоступных форматов воспроизведения видео (avi, mkv, mpg и т.д.).
- возможность анализа записанного видео как для одной камеры, так и для всех одновременно.
- диагностику подсистем видео.