Кабина управления (машиниста) вагона 81-765 предназначена для размещения аппаратов, пультов, приборов и устройств поста управления составом (вагоном), а также оборудования рабочего места машиниста. Оборудование кабины смонтировано на лобовой, задней и боковых стенках кабины, на потолочной части кабины, а также в аппаратном отсеке.
Кабина оборудована одностворчатыми боковыми дверями, дверью из кабины в салон, а также обзорными окнами в лобовой части. Для этой цели использованы следующие типы изделий остекления:
- стекло лобовое;
- стекло боковое правое;
- стекло боковое левое.
Герметичность окон достигается путем установки изделий остекления на герметик. Лобовое стекло оборудовано нагревательными элементами, которые питаются напряжением постоянного тока 80 В от бортового источника собственных нужд ПСН и имеет два датчика температуры стекла (один датчик резервный). Лобовое стекло кабины управления (машиниста) также оборудовано следующими устройствами:
- электрическим стеклоочистителем;
- омывателем электрическим;
- шторкой солнцезащитной.
В кабине управления установлены:
- пульт машиниста основной (ПМО) с мониторами систем управления, видеонаблюдения, информирования, радиостанцией, панелями управления, контроллером машиниста КМ, краном машиниста, манометрами и другим оборудованием;
- педаль безопасности (переключатель ножной);
- тепловентилятор обогрева кабины машиниста;
- регулируемая по высоте подножка для ног машиниста;
- сиденье машиниста и откидное сиденье;
- пульт машиниста дополнительный;
- аппаратный отсек с электрооборудованием;
- шкаф ЗИП (отсек для поездного инструмента и бытового оборудования);
- светильники общего освещения кабины;
- маршрутное табло (в верхней части на лобовой стенке кабины);
- табло номера маршрута (за лобовым стеклом перед пультом машиниста);
- установка кондиционирования кабины;
- огнетушители.
На боковых частях кабины (снаружи) установлены блоки видеозеркал. В передней части кабины машиниста (снаружи) установлены фары и сигнальные фонари (с наружной стороны).
Пульт машиниста основной

Рис. 1. Пульт машиниста основной
Пульт машиниста основной (ПМО) предназначен для оперативного управления составом (вагоном) и постоянного контроля за состоянием отдельных систем, устройств и оборудования вагонов.
Пульт обеспечивает выполнение следующих функций:
- управление движением состава в ручном режиме посредством контроллера реверса, контроллера машиниста и краном машиниста;
- резервное управление движением состава посредством реверсора резервного управления и кнопками аварийного хода;
- управление раздвижными дверями салонов;
- оперативный контроль скорости движения состава, работы и состояния отдельных систем и оборудования;
- управление тормозами;
- управление цифровым информационным комплексом (радиооповещение, экстренная связь, наддверные и информационные табло);
- управление радиостанцией;
- управление системой видеонаблюдения;
- управление стеклоомывателем и стеклоочистителем, включение звукового сигнала;
- резервное включение электрокомпрессора;
- передача управления;
- прочие функции согласно назначению органов управления и контроля на пульте машиниста.
Конструктивно пульт состоит из корпуса и боковых стоек, на которых смонтированы панели и блоки с органами управления и отображения информации и другая аппаратура и оборудование, требующие при управлении работой составов вагонов метро оперативного участия машиниста.
Назначение панелей пульта и аппаратов на панелях

Рис. 2. Панель кнопок левая
а) Панель кнопок левая:
Предназначена для резервного управления составом. Под панелью находятся контроллер реверса КР основного и контроллер реверса КРУ резервного управления.
- «УПРАВЛЕНИЕ РЕЗЕРВНОЕ» – кнопка задания режима резервного управления составом, работает при управлении от КРУ.
- «КОМПРЕССОР РЕЗЕРВНЫЙ» – кнопка принудительного включения электрокомпрессора при резервном управлении.
- «Ход 1» – кнопка задания режима резервного хода 1.
- «Ход 2» – кнопка задания режима резервного хода 2.

Рис. 3. Панель кнопок центральная
б) Панель кнопок центральная – предназначена для основного управления составом:
- «ВЫБОР ДВЕРЕЙ». ЛЕВЫЕ» -кнопка выбора левой стороны открытия дверей при управлении от основного контроллера реверса КР. Кнопка подсвечена при выборе стороны. Кнопка «ВЫБОР ДВЕРЕЙ. ПРАВЫЕ» должна быть отжата.
- «ВЫБОР ДВЕРЕЙ». ПРАВЫЕ» -кнопка выбора правой стороны открытия дверей при управлении от основного контроллера реверса КР. Кнопка подсвечена при выборе стороны. Кнопка «ВЫБОР ДВЕРЕЙ. ЛЕВЫЕ» должна быть отжата.
- «ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ» Кнопка закрытия дверей при управлении от основного КР.
- «ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ ЛЕВЫХ» – кнопка открытия левых дверей на составе при управлении от основного контроллера реверса КР. Работает при нажатой кнопке «ВЫБОР ДВЕРЕЙ ЛЕВЫХ» (кнопка подсвечена при выборе левой стороны).
- «ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ ПРАВЫХ» – кнопка открытия правых дверей на составе при управлении от основного контроллера реверса КР. Работает при нажатой кнопке «ВЫБОР ДВЕРЕЙ ПРАВЫХ» (кнопка подсвечена при выборе левой стороны).
- «МИКРОФОН» – кнопка подключения микрофона к системе ЦИК.
- «СИГНАЛ» – кнопка включения звукового сигнала.
- «БДИТЕЛЬНОСТЬ» – кнопка бдительности.
- «ВОСПРИЯТИЕ СООБЩЕНИЯ» – кнопка снятия сообщения с приоритетом, сопровождаемого постоянным звуковым сигналом.
- «ВОСПРИЯТИЕ ТОРМОЖЕНИЯ» – кнопка снятия звукового сигнала при экстренном торможении.
- «ФАРЫ 1гр»-«ФАРЫ 1гр и 2 гр» – переключатель включения блоков (модулей) питания фар первой и второй групп. Фары включаются только при включенных контроллерах реверса КР или КРУ.

Рис. 4. Панель кнопок верхняя
в) Панель кнопок верхняя:
Предназначена для управления и индикации состояния вспомогательных систем и устройств защиты электрических цепей.
- «АЛС» – кнопка перевода системы в режим локомотивной сигнализации. Должна быть включена на головном и хвостовом вагонах.
- «КАХ» – кнопка аварийного хода.
- «АВТОВЕДЕНИЕ» – кнопка формирования режима автоведения.
- «ОТКЛЮЧЕНИЕ РЕКУПЕРАЦИИ» – кнопка отключения рекуперации электроэнергии в сеть в режиме торможения.
- «ПРОГРЕВ КОЛОДОК» – кнопка включения режима прогрева колодок.
- «ПЕРЕДАЧА УПРАВЛЕНИЯ» – кнопка подачи звукового сигнала в хвостовую кабину о передаче управления.
- «СВЯЗЬ С СЦ» – кнопка организации связи с ситуационным центром.
- «БЛОКИРОВКА ДВЕРЕЙ» – кнопка разблокировки дверей кабины.
- «ОТКЛ. БВ» – кнопка отключения быстродействующего выключателя БВ.
- «ВКЛ БВ» – кнопка включения быстродействующего выключателя БВ.
- «ПОДЪЕМ» – кнопка, обеспечивающая формирования команды на задержку отпуска тормоза удержания при трогании состава на подъеме.
- «ОБОГРЕВ СТЕКЛА» – кнопка включения обогрева лобового стекла.
- «ОМЫВАТЕЛЬ» – кнопка включения стеклоомывателя.
- «СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ» – кнопка (с подсветкой) включения стеклоочистителя.
- «СЕТЬ КОНТАКТНАЯ» – индикатор контроля высокого напряжения.
- «ДВЕРИ ЗАКРЫТЫ» – индикатор контроля закрытия дверей.
- «Звонок» – звонковая сигнализация о передаче управления.

Рис. 5. Панель кнопок правая
г) Панель кнопок правая:
- «ПУСК ЗАПИСИ» – кнопка пуска записи для начала воспроизведения речевых сообщений выбранного маршрута.
- «ТОРМОЗ» – кнопка обеспечивает торможение состава в режиме резервного торможения с тремя уставками пневматического торможения. Торможение до полной остановки состава обеспечивается трехкратным нажатием кнопки. Двукратное нажатие обеспечивает среднюю эффективность торможения.
- «ОТПУСК» – кнопка выключения тормоза (растормаживание состава). При троекратном нажатии кнопки обеспечивается полный отпуск тормозов.
- «ТОРМОЗ РЕЗЕРВНЫЙ» – кнопка перехода в режим резервного торможения при отказе или недостаточно эффективном срабатывании тормоза при торможении контроллером машиниста.
- «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ» – тумблер включения пневматического тормоза при экстренном торможении.
- «АВАРИЙНАЯ БЛОКИРОВКА СД» – переключатель предназначен для блокировки сигнализаторов давления, установленных на тормозной магистрали, в случае их неисправности.
- «АВАРИЙНЫЙ БЛОКИРАТОР ЭСД» – переключатель используется для блокировки блока тормоза безопасности (БТБ) при случайном попадании в цепь напряжения +75 В (защита от двойного напряжения).
- «СИГНАЛ» – кнопка включения звукового сигнала.
Контроллер машиниста

Рис. 6. Контроллер машиниста
Между панелями кнопок левой и центральной находится контроллер машиниста. Контроллер машиниста (КМ) имеет 6 положений, 2 из которых тяговые (М, +М), 3 положения тормозных (F, +F, FV) и положение «0» выбег.
- Положение «М» – фиксированное, без изменений тягового усилия.
- Положение «+М» – с возвратным механизмом, при кратковременной постановке в него ручки КМ, дает увеличение тягового усилия на 20%, при удержании ручки КМ в этом положении произойдёт автоматическое нарастание тягового усилия до 100%. Ослабление возможно так же ступенчато (по 20%) кратковременной постановкой ручки КМ в «0» и обратно в «М».
- Положение «F» – фиксированное, без изменений тормозного усилия.
- Положение «+F» – с возвратным механизмом, при кратковременной постановке в него ручки КМ, дает увеличение тормозного усилия на 20%, при удержании ручки КМ в этом положении произойдет автоматическое нарастание тормозного усилия до 100%. Ослабление возможно так же ступенчато (по 20%) кратковременной постановкой ручки КМ в «0» и обратно в «F».
- Положение «VF» – жестко-фиксированное, обеспечивает разрыв петли безопасности (экстренное торможение).
- Положение «0» – фиксированное, выбег.
Пульт машиниста дополнительный
Пульт машиниста дополнительный (ПМД) оборудован на левой стенке кабины машиниста и предназначен для размещения дополнительного оборудования. На ПМД установлено следующее оборудование:
- панель управления кондиционером кабины;
- панель управления противопожарной системой;
- многофункциональный пульт аппаратуры считывания номера поезда АСНП;
- динамики громкоговорителей.
Аппаратный отсек
На вагоне 81-765 между двойными стенками перегородки, разделяющими салон головного вагона и кабину, оборудован аппаратный отсек, предназначенный для размещения радиоаппаратуры, блоков системы «Витязь-М», системы информирования, видеонаблюдения и автоматической системы тушения пожара, пульта машиниста вспомогательного и другого оборудования. Оборудование в отсеке смонтировано на специальных кронштейнах и полках, а также внутренней стенке перегородки.
Пульт машиниста вспомогательный
Пульт машиниста вспомогательный (ПМВ) предназначен для управления вспомогательными системами и отдельными аппаратами и устройствами поездного и вагонного оборудования. Панель смонтирована внутри аппаратного отсека и закреплена на его перегородке. Лицевая панель ПМВ располагается в кабине машиниста. На лицевой панели пульта размещены органы управления (командоаппараты), используемые машинистом при управлении составом (вагоном), а также блоки автоматических выключателей поездной защиты.

Рис. 7. Пульт машиниста вспомогательный
Панель вагонной защиты
Панель вагонной защиты (ПВЗ) вагона 81-765 служит для размещения автоматических выключателей типа «ETA», предназначенных для подачи питания в цепи управления вагоном, отдельным вагонным оборудованием и системами, и их защиты. Панель вагонной защиты установлена на вспомогательном пульте машиниста в аппаратном отсеке.
Автоматические выключатели ПВЗ обеспечивают:
- общее питание цепей управления вагоном, питание основное и резервное;
- питание отдельных блоков системы «Витязь-М», пожарной системы, блоков и модулей ЦИК, видеосистемы, блока тормозного оборудования (БТО-072), осушителя, освещения салона (основного и аварийного), кондиционера;
- питание цепей пуска инвертора, источника бортового питания и отжатия токоприемников;
- питание цепей управления открытием и закрытием прислонно-сдвижных дверей и замковых устройств блокировки кабины.

Рис. 8. Панель вагонной защиты
Вентиляция, кондиционирование и обогрев кабины
Кабина машиниста вагона 81-765 оборудована системой обеспечения климата вагонов метрополитена СОК.ВМ, которая обеспечивает поддержание комфортных условий в кабине машиниста.
В состав системы СОК.ВМ входят:
- Установка кондиционирования воздуха кабины машиниста вагонов метрополитена УКВ КВМ.
- Система управления кабины машиниста вагонов метрополитена (СУ КВМ).
- Преобразователь электроэнергии кондиционера кабины машиниста вагонов метрополитена (ПЭК КВМ). Преобразователь электроэнергии ПЭК КВМ предназначен для питания кондиционера системы обеспечения климата кабины машиниста вагонов метрополитена трехфазным переменным напряжением 3х380В, 50 Гц, а также для питания вентилятора тепловентилятора кабины однофазным напряжением 220В, 50 Гц.
- Тепловентилятор кабины машиниста вагонов метрополитена ТВ КВМ.
Освещение кабины и аппаратного отсека
Для общего освещения кабины вагона 81-765 используются светильники кабины машиниста с дистанционным управлением, установленные на потолке. Освещение кабины делится на рабочее и аварийное. Общее рабочее и аварийное освещение в кабине управления выполнено с применением галогенных ламп. Управление освещением кабины осуществляется при помощи тумблеров, расположенных на вспомогательном пульте машиниста. Освещение аппаратного отсека обеспечивается светодиодными светильниками, установленными в верхней части отсека.
Фары и габаритные фонари
Для освещения железнодорожного пути головные вагоны 81-765 оборудованы двумя моноблочными светодиодными осветительными приборами выполняющими функции фар и габаритных фонарей (далее – фарами).
На лицевой части каждой фары размещено закаленное стекло с высоким светопропусканием.
Питание фары осуществляется источником питания повышенной надежности. Управление фарами осуществляется при помощи органов управления, расположенных в пульте машиниста и датчиком диммирования. Датчик диммирования предназначен для автоматического освещения пути перед составом. Он осуществляет автоматическое переключение режимов полного свечения фар и частичного. Для исключения ослепления пассажиров, находящихся на станции, датчик выдает команду на переключение в пониженный режим свечения фар. При необходимости с пульта машиниста можно принудительно включить режим диммирования, с целью обеспечения ручного управления фарами при въезде на станцию, в депо и др.
Сигнальные фонари устанавливаются в верхней части фар. Сигнальные фонари предназначены для определения хвостовой части состава. Цвет свечения красный. Предусмотрено изменение цвета свечения с красного на белый для дополнительной индикации головной части состава.
Включение сигнальных фонарей белых или красных осуществляться при помощи органов управления, расположенных на пульте машиниста.
Система обмыва, очистки и обогрева лобового стекла
Лобовое обзорное окно кабины управления (машиниста) для защиты от пыли грязи и осадков оборудовано следующими устройствами:
- электрическим стеклоочистителем (моторедуктором, рычагом и щеткой);
- омывателем электрическим (бачком с электронасосом, трубкой подачи жидкости и форсункой).
Лобовое стекло кабины машиниста оборудовано нагревательными элементами, которые питаются напряжением постоянного тока 80 В.
Лобовое изделие остекления имеет два датчика температуры стекла (один датчик резервный).
Вспомогательное электрооборудование
Таблица №1. Состав комплекта вспомогательного электрооборудования
Наименование оборудования | Обозначение | Количество, шт | ||
765 | 766 | 767 | ||
Блок коммутации цепей управления | БКЦУ | 1 | – | – |
Блок соединительный | БС | 2 | 2 | 2 |
Блок распределительного устройства | БРУ | 1 | 1 | – |
Блок соединительный с датчиком тока | БСДТ | 1 | 1 | – |
Токоприёмник рельсовый | ТРА | 4 | 4 | 4 |
Преобразователь собственных нужд | ПСН | 1 | 1 | 1 |
Выключатель конечный ножной | НВМ-741 У3 | 1 | – | – |
Токоотвод | УТ-02 | 4 | 4 | 4 |
Блок зажимов | 4 | 4 | 4 | |
Блок контроля короткого замыкания | БККЗ | 2 | 2 | 2 |
Датчик короткого замыкания | ДКЗ | 4 | 4 | 4 |
Батарея аккумуляторная свинцово кислотная | 1 | 1 | 1 | |
Вентиляторы аппаратного отсека и торцевой вентиляции | 2 | – | – | |
Блок распределительный | БР | – | – | 1 |
Блок высоковольтный соединительный | БВС | – | – | 1 |
Блок соединительный | БС | – | – | 4 |
Блок коммутации цепей управления
Блок коммутации цепей управления предназначен для бесконтактной коммутации цепей питания и управления низковольтных потребителей в зависимости от положения контроллеров реверса основного и резервного управления.
В состав блока входят:
- модуль электропитания,
- модуль логической обработки,
- 10 твердотельных реле,
- 10 демпферных диодов,
- разделительный диод,
- штепсельный разъем типа 7Р-52.
Блок имеет 16 выходных каналов по различному номинальному току. Выходное напряжение 75В или «0».
Блок представляет собой металлическую конструкцию прямоугольной формы, состоящую из корпуса с радиаторами охлаждения и крышки. Элементы блока смонтированы внутри корпуса. Блок установлен в аппаратном отсеке вагона 81-765.
Блок распределительного устройства
Блок предназначен для ручного отключения силовых цепей вагона от токоприемника и их заземления, а также защиты высоковольтных силовых и вспомогательных цепей с помощью предохранителей от токов короткого замыкания и перегрузок. Блок представляет собой металлический корпус, внутри которого на текстолитовой панели закреплены блок предохранителей и блок разъединителя.
Блок предохранителей содержит:
- предохранитель FU-1, установленный в главной силовой высоковольтной цепи;
- три предохранителя плавких FU2 – FU4:
- предохранитель плавкий FU2 установлен в цепи преобразователя собственных нужд ПСН-24
- предохранители плавкие FU2 и FU4 установлены в цепях питания салонных преобразователей ELCTRA из комплекта системы кондиционирования, вентиляции и обогрева салона
- сопротивление добавочное R1, установленное в цепи вольтметра V1.
Блок разъединителя представляет собой текстолитовую плиту, на которой установлен нож разъединителя (ГВ). На внешнюю сторону блока выведен вал для включения разъединителя. Для заземления ножей разъединителя в отключенном положении, на корпус блока на внешней торцевой стенке предусмотрена специальная заземляющая пластина. Переключение ГВ производится с помощью рукоятки БРУ, которая может занимать два рабочих положения:
- Рукояткой привода вверх – подключение входной клеммы к высоковольтным цепям вагона.
- Рукояткой привода вниз – отключение силовой цепи вагона от высокого напряжения и закорачивание ножей разъединителя вспомогательным контактом на корпус блока.
Внутри блока предусмотрены места для установки огнетушителя типа ОСП и датчика температуры. БРУ устанавливается на кронштейнах рамы вагона, без изоляторов. Сверху над ним установлен резиновый водоотталкивающий козырек.
Токоотвод
Токоотвод (заземляющее устройство) предназначен для заземления «минуса» через ось колесной пары на ходовой рельс (рабочее заземление). Электрическая связь осуществляется через медно-графитовые щетки, скользящие по оси колесной пары. Токоотводы устанавливаются на буксах колесных пар тележек вагона, как моторных, так и не моторной, – по одному токоотводу на колесную пару. Крепление токоотводов к буксе производится при помощи четырёх болтов.
При установке токоотвода на торец оси колесной пары в месте его установки крепится диск.
Переключатель ножной НВМ-741
На вагонах 81-760 переключатель используется в качестве педали безопасности. Педаль безопасности служит для приведения поезда в движение в особых условиях следования. Переключатель размещается в кабине машиниста и установлен под пультом машиниста основным (ПМО). В свободном состоянии контакты выключателя находятся в разомкнутом состоянии и электрическая цепь вагона разомкнута. Включение выключателя производится нажатием педали до упора.
Для осуществления движения поезда при работе с отключенными устройствами АРС, педаль следует держать включенной (педаль нажата). При отпускании педали более чем на 2,5 сек. происходит торможение поезда.

Рис. 9. Переключатель ножной
Переключатель состоит из корпуса (7) и крышки (1), кулачкового вала с профилированными шайбами (3), педали (2) и фиксирующего механизма. Корпус выполнен литым из алюминиевого сплава. Храповик под действием пружины фиксирует педаль в нулевом положении. При повороте кулачкового барабана с помощью педали кулачковые шайбы включают или выключают кулачковые элементы (4), коммутируя две независимые электрические цепи посредством замыкающих контактов. Возвратная пружина растягивается (6). При отпуске педали эта операция выполняется в обратном порядке.
Блок зажимов
Блоки зажимов предназначены для соединения проводов, идущих от токоприёмников к силовой цепи. Блок состоит из контактного зажима, расположенного внутри изоляционной и металлической труб. В торцы металлической трубы вставлены резиновые втулки для уплотнения провода. Механическое крепление провода осуществляется гайками, которые наворачиваются на трубу с двух сторон. Блоки зажимов в количестве четырех устанавливаются под вагоном в горизонтальном положении. Монтажные провода уплотняются при установке блоков.
Выключатель батареи
Выключатель батареи предназначен для включения и отключения аккумуляторной батареи вагона. Выключатель батареи на головном вагоне установлен на пульте машиниста вспомогательном, а на промежуточном вагоне в шкафу с электрооборудованием.
Выключатели имеют два положения – «0» и «1». В положении «0» все контакты ВБ разомкнуты (кроме одного нормально-замкнутого контакта ВБ головного вагона, обеспечивающего питание цепи включения габаритных фонарей от АКБ в режиме «Ночной отстой»), а в положении «1» – замкнуты.
Блок соединительный (БСТД)
Блок соединительный с датчиками тока предназначен для соединения силовых кабелей, идущих от токоприёмников, с силовыми цепями вагонов.
БСТД представляет собой металлический ящик, состоящий из коробки с откидной крышкой и блока, внутри которого на стеклотекстолитовой панели устанавливаются зажимы контактные с медными втулками. Ввод силовых проводов осуществляется через отверстия в боковых стенках коробки. Блок установлен под вагоном и закреплен четырьмя болтами.

Рис. 10. Блок соединительный (БСТД)
Блок соединительный БС

Рис. 11. Блок соединительный БС
Блок предназначен для соединения электрических цепей вагона с заземляющими устройствами. Рабочее номинальное напряжение для блока – 750 в, номинальный ток – (20 – 200а). Конструктивно блок представляет собой металлический ящик, состоящий из коробки с откидной крышкой, в которой на изолирующих опорах закреплена стальная пластина и медная пластина с установленными на них болтами. Ввод внешних проводов осуществляется через отверстия в боковых стенках коробки и планках.
Блоки БС, в количестве двух, устанавливаются под вагоном.
Токоприемник (ТРА-02)
Токоприемник рельсовый автоматический типа ТРА-02 с пневматическим приводом предназначен для нижнего токосъема электроэнергии с контактного рельса системы электроснабжения подвижного состава метрополитена для питания высоковольтных силовых и вспомогательных цепей вагонов. Токоприёмники монтируются на изолирующем брусе и вместе с ним устанавливаются на тележках вагонов.
Блок контроля короткого замыкания (БККЗ)
Блок предназначен для управления датчиками короткого замыкания вагонов метро (ДКЗ) и формирования выходных сигналов для системы управления поездом.
На каждом вагоне устанавливается по два блока со следующими параметрами:
- Напряжение питания: 52-84 в;
- Потребляемый ток: не более 30 мА;
Блок контроля короткого замыкания состоит из следующих функциональных элементов:
- Устройства управления (УУ)
- Формирователей сигналов управления
- Источника питания + 12 в.
Устройство управления обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков короткого замыкания, и формирует сигналы на выход устройства в соответствии с согласованными алгоритмами работы.
Формирователи сигналов управления согласовывают уровни сигналов УУ с ДКЗ и системой управления поездом. При не совпадении уровней (наличие короткого замыкания) на соответствующем выходе блока БККЗ формируется и фиксируется выходной сигнал.
Датчик короткого замыкания (ДКЗ)

Рис. 12. Датчик короткого замыкания
Датчик предназначен для определения факта превышения тока в силовой токоведущей цепи на вводе кабеля в кондуит.
На каждом вагоне устанавливается четыре датчика по два на БККЗ.
Датчик состоит из:
- Измерителя тока на основе датчика Холла;
- Формирователя тестового тока для проверки работоспособности;
- Устройства управления.
Устройство управления формирует выходной сигнал на блок контроля короткого замыкания БККЗ в случае регистрации КЗ и формирует сигнал управления тестового устройства для проверки работоспособности по командам от БККЗ.
Блок высоковольтный соединительный (БВС)
Блок высоковольтный соединительный (БВС) предназначен для соединения силовых кабелей, идущих от токоприёмников, с силовыми цепями вагонов.

Рис. 13. Блок высоковольтный соединительный (БВС)
Блок предназначен для прицепного вагона 81-767. Номинальное напряжение для блока – 750 в, номинальный ток – 20 А.
БВС У2 выполнен в виде металлического ящика, состоящего из коробки с откидной крышкой и блока, представляющего собой стеклотекстолитовую панель, на которой устанавливаются зажимы контактные с медными втулками.
Ввод силовых проводов осуществляется через отверстия в боковых стенках коробки.
Блок установлен под вагоном и закреплён четырьмя болтами.
Блок распределительный
Блок распределительный (БР) предназначен для защиты вспомогательных цепей вагона с помощью предохранителей. В блоке размещаются предохранители и добавочное сопротивление для вольтметра. Рабочее номинальное напряжение для блока – 750 в, номинальный ток – 20 А.
БР представляет собой металлический ящик, состоящий их корпуса и съёмной крышки, внутри корпуса размещён и жёстко закреплён блок предохранителей.
Блок предохранителей представляет собой стеклотекстолитовую плиту, на которой размещены:
- предохранители плавкие – для защиты высоковольтных вспомогательных цепей преобразователя и кондиционера;
- добавочное сопротивление, установленное в цепи вольтметра;
- датчик тока;
- датчик напряжения.
Блок БР устанавливается на кронштейнах под вагоном на лицевой стороне (по ходу) на четырёх болтах без изоляторов.