Моторвагонные (локомотивные) депо, специализирующиеся на ремонте электропоездов должны иметь участки диагностирования в целях проверки технического состояния, выяснения причин неисправностей и отказов оборудования и установления по результатам диагностирования вида, объема, места ремонтных работ.
Техническое диагностирование решает следующие основные задачи:
- использование накопленной базы данных для проведения сравнительного анализа;
- проверка исправности (работоспособности) электропоезда в целом или его составных частей с определенной достоверностью;
- проверка исправности (работоспособности) оборудования электропоезда или составных частей этого оборудования для установления отсутствия какихлибо дефектов:
- поиск дефектов с определением количественной величины этих дефектов;
- сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса составных частей;
- выдача рекомендаций по результатам диагностирования о виде, объеме, конкретном месте ремонтных работ.
Диагностирование электропоезда (в том числе измерение основных параметров деталей, узлов и агрегатов оборудования электропоезда) осуществляет специалист по диагностике (исполнитель работ), назначенный приказом из числа наиболее опытных и квалифицированных работников, прошедший обучение и имеющий соответствующую квалификацию. При необходимости, в помощь специалисту по диагностике выделяется один или несколько слесарей по ремонту подвижного состава.
Диагностирование подразделяется на плановое и заявленное.
Плановое диагностирование проводится при ТО-3 (при необходимости) и ТР, заявленное диагностирование – при появлении в эксплуатации косвенных признаков неисправностей.
Плановое диагностирование осуществляется для определения технического состояния, остаточного ресурса узлов и агрегатов, их потребности в регулировании, замене или ремонте. При этом устанавливается объем ремонтных работ, обеспечивающих безотказную работу электропоезда до следующего планового ремонта.
Заявленное диагностирование требуется для определения конкретной неисправности. При наличии компьютерных систем в процессе диагностирования необходимо использовать компьютерные программы:
- планирование ТО и ТР электропоезда;
- экспертные системы поиска неисправностей;
- определение остаточного ресурса составных частей, узлов и агрегатов электропоезда;
- определение вида, объема и места ремонтных работ;
- оптимизация технических требований на допуски при ТР.
Процесс диагностирования состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.
- Подготовительный этап – изучение книги повреждений и неисправностей электропоезда и его оборудования, изучение журналов формы ТУ-28, ТУ-29 и изучение регистрации параметров движения РПДА, внешний осмотр контрольных точек и устранение помех, препятствующих доступу к ним, подготовка диагностических приборов к работе.
- Основной этап – проведение диагностических операций, измерение параметров технического состояния.
- Заключительный этап – прогнозирование остаточного ресурса электропоезда в целом, его узлов и агрегатов, постановка диагноза, назначение вида ремонта и объема работ, снятие диагностических средств с электропоезда, оформление результатов диагностирования.
При наличии у электропоезда встроенной (бортовой) системы диагностирования, результаты диагностирования, накопленные в эксплуатации, по специальному интерфейсу передаются в компьютер участка диагностирования.
Результаты диагностирования должны быть отражены в журнале формы ТУ-28, а также храниться в электронной базе данных технического состояния парка электропоездов и в форме утвержденного протокола.
В целях обеспечения дальнейшей эксплуатации электропоездов, имеющих 25 – 30 летний срок службы, кузова вагонов, у которых имеются значительные коррозионные повреждения, угрожающие безопасности движения, необходимо осуществлять постоянный контроль на всех ТО и ТР с отметкой в книге ремонта ТУ-28 за состоянием несущей способности кузова по следующим внешним признакам:
- трещины обшивы кузова в верхних углах проемов автоматических дверей;
- обрыв приварки фальшбортов к нижней полке зетобразного обвязывающего профиля;
- нарушение плотности стыка зетобразного обвязывающего профиля со шкворневыми и поперечными балками кузова;
- значительные коррозийные повреждения днища металлического пола и его стыка с зетобразным обвязывающим профилем.
При уменьшении толщины зетобразного обвязывающего профиля и стоек на 25% и более от первоначальной толщины должно быть произведено восстановление конструкции для электропоездов ЭР2, ЭР9П – по проекту С802.
Измерение основных параметров деталей, узлов и агрегатов оборудования электропоезда производят исполнители работ, техники и лица, ответственные за выполнение замеров, под контролем мастера (бригадира).