Используемые методы и средства контроля технического состояния электропоезда, его узлов и деталей должны обеспечивать объективную оценку качества работ по ТО и ТР и исключить возможность выдачи в эксплуатацию неисправного электропоезда. Все отремонтированные и вновь изготовленные детали, аппараты, оборудование и агрегаты перед постановкой на электропоезд или перед сдачей в кладовую должны быть подвергнуты проверке и испытаниям.
Объем, характер и порядок проверки и испытаний должны соответствовать требованиям государственных стандартов, Руководства, документации предприятий-изготовителей и документов, действующих в ОАО «РЖД».
Перечень деталей, аппаратов, машин, подлежащих конкретным видам испытаний, с указанием периодичности их проведения, устанавливается начальником депо, исходя из требований Руководства, с учетом особенностей конструкции, организации ремонта и условий эксплуатации электропоезда.
Перечень деталей электропоезда, подлежащих неразрушающему контролю магнитопорошковым, ультразвуковым или вихретоковым методами, приведен в приложении Б. При проведении контроля следует руководствоваться инструкциями (пп. 12, 13, 23, 92 приложения А).
Начальник Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (моторвагонной дирекции) железной дороги и начальник депо обязаны вводить неразрушающий контроль, временно или постоянно, деталей, не входящих в перечень, в которых наблюдается появление трещин, с уведомлением об этом Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД».
Порядок испытаний и приемки узлов, агрегатов и электропоезда в целом устанавливает начальник Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (моторвагонной дирекции) железной дороги с учетом местных условий. Установленный порядок должен обеспечивать выявление и регистрацию обнаруженных дефектов для разработки мероприятий по совершенствованию технологии ТО и ТР, повышению надежности электропоездов, а также для принятия необходимых мер в отношении исполнителей, виновных в нарушении технологии ремонта и изготовления оборудования и для составления в установленном порядке акта рекламации.
Мастера или бригадиры соответствующих участков и отделений обязаны контролировать выполнение следующих основных работ:
- подъем и опуск кузова;
- выкатку и подкатку тележек;
- проверку рам тележек перед сборкой;
- ревизию зубчатых передач и редукторов;
- освидетельствование колесных пар и ревизию буксовых узлов;
- ревизию пятников и опор кузова;
- ревизию автосцепных устройств, упругих площадок, приводов пневматических дверей;
- ревизию тягового трансформатора;
- ревизию выпрямительной установки;
- осмотр и ремонт электрических машин, проверку подсоединения (монтажа) выводных проводов электрических машин после их замены;
- проверку состояния изоляции электрических цепей;
- проверку статической характеристики токоприемников;
- монтаж высоковольтного ввода;
- проверку состояния быстродействующих выключателей;
- проверку последовательности включения и выключения электрических аппаратов по позициям в режимах тяги и электрического торможения, действие аппаратов защиты, защитных устройств и блокировок;
- опробование работы оборудования электропоезда под рабочим напряжением;
- проверку работы основных и вспомогательных компрессоров, регуляторов давления, предохранительных клапанов;
- проверку действия пневматического, электропневматического, электрического и ручного тормозов после ремонта, ревизии и осмотра;
- проверку действия автостопа, АЛСН, КЛУБ, устройств контроля бдительности машиниста, других устройств повышения безопасности движения, РС, скоростемеров, радиооповещательной установки и системы “Пассажир – локомотивная бригада – милиция”;
- ревизию и ремонт гидравлических и фрикционных гасителей колебаний; – проверку исправности устройств пожарной сигнализации и пожаротушения;
- проверку исправности сигнализации закрытия автоматических дверей;
- проверку крепления подвагонного оборудования и деталей, наличие и правильность установки предохранительных устройств.
Приемщики локомотивов (МВПС) обязаны контролировать качество работ, выполняемых в депо при всех видах ТР, а также выборочно при ТО-3, соблюдение установленной технологии, стандартов, правил и инструкций, обращая особое внимание на техническое состояние агрегатов, узлов и деталей, указанных в пп. 6.4 – 6.8 и принимать поэтапно в процессе ремонта и выпуска из ремонта электропоезд и следующие агрегаты и узлы:
- электрические машины;
- тяговые трансформаторы и сглаживающие реакторы;
- выпрямительные установки и их защиту;
- высоковольтный ввод;
- компрессоры;
- токоприемники;
- электрические аппараты защиты;
- аккумуляторные батареи, зарядные устройства;
- АЛСН, КЛУБ, устройства контроля бдительности машиниста, другие устройства повышения безопасности движения, РС, скоростемеры, радиооповещательные установки и системы “Пассажир – локомотивная бригада – милиция”;
- колесные пары, тяговые зубчатые передачи (редуктор и муфта);
- рамы тележек, подвески редукторов, центральное и буксовое подвешивание, гидравлические и фрикционные гасители колебаний, тормозная рычажная передача, автосцепное устройство, ручной тормоз;
- роликовые подшипники, буксы и собранные буксовые узлы;
- оборудование и приборы пневматического, электропневматического, электрического тормозов, автостопы, воздушные резервуары, манометры, автоматические раздвижные двери;
- раму кузова, скользуны и пятники, упругие переходные площадки;
- ручной насос, звуковые сигналы, стеклоочистители;
- электрические аппараты (правильность работы во всех режимах);
- кузова вагонов (качество внутренней и наружной окраски и отделки ремонтируемых частей и деталей);
- защитные устройства оборудования электропоезда (блокировки безопасности и т.п.).
Приемщики локомотивов (МВПС) должны периодически проверять выполнение объема и качество работ по ТО и ТР электропоездов на ремонтных участках и в специализированных отделениях депо.
По окончании ТО и ТР, проверки включения аппаратов от всех выключателей и контроллера машиниста в тяговом и тормозном режиме, проверки действия сигнализации, оборудования, включения электрических машин, проверки действия тормозов (из обеих кабин машиниста) электропоезд должен быть принят старшим мастером (мастером) и приемщиком локомотивов (МВПС) в объеме, установленном начальником железной дороги. В случае использования при ТО и ТР средств технической диагностики, мастера и приемщики локомотивов (МВПС) обязаны руководствоваться результатами диагностирования агрегатов, узлов и электрических цепей.
Окончание ТО и ТР оформляется старшим мастером (мастером) или другим работником, уполномоченным начальником депо, с отметкой готовности в книгах учетной формы ТУ-28, ТУ-125, ТУ-150 и ТУ-152.
По окончании ТР-3 электропоезд должен быть принят старшим мастером и приемщиком локомотивов (МВПС) с опробованием работы пневматического, электропневматического и электрического тормозов и электрических цепей в тяговом и тормозном режиме при управлении из обеих кабин машиниста.
Дальнейшее испытание электропоезда производится обкаткой на расстояние не менее 40 км в одном направлении. Окончательная приемка электропоезда оформляется после обкатки актом установленной формы, порядок обкатки устанавливается начальником железной дороги.
При наличии в депо стендов для обкатки и испытаний узлов и агрегатов, испытательных станций и установок, средств технической диагностики, позволяющих получить объективную оценку технического состояния электропоезда в процессе ремонта и гарантировать требуемый уровень эксплуатационной надежности, допускается, по разрешению начальника Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (моторвагонной дирекции) железной дороги, выпускать электропоезд из ТР-2, ТР-3 без испытания обкаткой в пределах одной железной дороги. При приписке электропоезда другой дороге, обкатка производится на дороге, производящей ремонт.
При отсутствии в депо, проводившем ремонт ТР-2, ТР-3, в контактной сети требуемого рода тока (постоянного или переменного), обкатку электропоезда производить в депо приписки по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений ОАО «РЖД».