Электропоезд, находящийся в эксплуатации, должен содержаться в исправном техническом и надлежащем санитарно-гигиеническом и культурном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу, безопасность движения, безопасность обслуживающего персонала и пассажиров, пожарную безопасность и охрану окружающей среды.
Техническое состояние электропоезда должно определяться при всех видах ТО, перед постановкой в ремонт, в процессе ремонта, при выпуске из ремонта, а также при комиссионных осмотрах. При этом проверяется:
- состояние и износ агрегатов, узлов и деталей и соответствие их установленным размерам и нормам;
- исправность действия устройств безопасности, тормозного оборудования и автосцепных устройств, наличие смазки в узлах трения, исправность контрольно-измерительных и сигнальных приборов, электрических цепей, систем пожарной сигнализации и пожаротушения.
Неисправные агрегаты, узлы и детали должны быть заменены.
Не допускается выпускать электропоезд в эксплуатацию в случаях, когда:
- его техническое состояние не соответствует требованиям Правил технической эксплуатации (п. 43 приложения А);
- имеется хотя бы одна неисправность агрегатов, узлов и деталей оборудования электропоезда, перечисленных в пп. 6.4 – 6.8.
Запрещается выпускать электропоезд в эксплуатацию при наличии хотя бы одной неисправности в устройствах безопасности, радиосвязи, скоростемерах, контрольно-измерительных приборах, защитных средствах. К этим устройствам относятся:
- система автоматического ведения поезда (УСАВП);
- система автоматического управления торможением поездов (САУТ); – автостоп;
- автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа (АЛСН);
- комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ);
- устройство контроля бдительности машиниста, другие устройства повышения безопасности движения;
- устройство поездной и маневровой радиосвязи (РС), установки радиооповещения и системы “Пассажир – локомотивная бригада – милиция”;
- скоростемер и регистрирующее устройство;
- контрольный или измерительный прибор;
- защитная блокировка подвагонных ящиков, внутрисалонных шкафов с высоковольтной электроаппаратурой и лестницы подъема на крышу;
- защитный кожух электрооборудования;
- пожарная сигнализация и система автоматического пожаротушения; – средства пожаротушения.
Запрещается выпускать электропоезд в эксплуатацию если имеет хотя бы одну неисправность:
а) механического оборудования:
- колесная пара с любой неисправностью, перечисленной в Правилах технической эксплуатации (п. 43 приложения А), Руководстве (п. 26 приложения А) и Инструкции (п. 39 приложения А);
- центральное и буксовое подвешивание;
- автосцепное устройство, в т.ч. обрыв цепи расцепного рычага или его деформация;
- подшипник буксовый;
- подшипник редуктора;
- цилиндрическая пружина центрального и буксового подвешивания, имеющая излом или трещину;
- стойка рессорного подвешивания, имеющая трещину;
- корпус буксы колесной пары при наличии в нем трещин и не обеспечивающий пыле-влагозащищенность и герметичность;
- рама тележки или рама кузова при наличии в них незаваренных трещин;
- подвеска подвагонного оборудования, имеющая излом, трещину или ослабление крепления деталей;
- зуб тяговой зубчатой передачи с трещиной или изломом;
- корпус редуктора с нарушенной герметичностью, вызывающей течь смазки, или трещиной;
- предохранительное устройство от падения деталей на путь;
- подвеска редуктора, редуктор;
- упругая муфта;
- фрикционные и гидравлические гасители колебаний;
б) кузовного оборудования:
- пассажирский салон, тамбуры, туалеты (неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние);
- поручни, подножки и переходные площадки;
- путеочиститель;
- автоматические раздвижные двери;
- тележки и кузов вагона;
- окно кабины машиниста (отсутствующее или не обеспечивающее достаточную видимость стекло, неисправность стеклообогрева); – устройства снегозащиты в зимний период работы; – зеркала заднего обзора.
Запрещается выпускать электропоезд в эксплуатацию при наличии хотя бы одной неисправности в тормозном и пневматическом оборудовании, к которым относятся:
- компрессор основной и вспомогательный, ручной насос для подъема токоприемника;
- пневматический, электропневматический, электрический, ручной тормоз;
- прибор для подачи звукового сигнала;
- предохранительный клапан; – регулятор давления; – стеклоочиститель.
6.7 Запрещается выпускать электропоезд в эксплуатацию при наличии хотя бы одной неисправности электрических машин, к которым относятся:
- тяговый двигатель (отключение хотя бы одного тягового двигателя);
- преобразователь с синхронным генератором;
- делитель напряжения с генератором управления;
- расщепитель фаз;
- электронасос тягового трансформатора;
- электродвигатель вентилятора пассажирских помещений или электрокалорифера;
- электродвигатель компрессора;
- электродвигатель вентилятора реактора и двигатель вентилятора выпрямительной установки.
Запрещается выпускать электропоезд в эксплуатацию при наличии хотя бы одной неисправности в электрическом оборудовании и электрических цепях, к которым относятся:
- токоприемник;
- тяговый трансформатор;
- выпрямительная установка;
- зарядный агрегат;
- стабилизатор напряжения вспомогательных цепей;
- высоковольтный ввод;
- сглаживающий реактор;
- индуктивный шунт;
- аккумуляторная батарея;
- аппараты защиты от токов коротких замыканий, перегрузки, повышенного напряжения и аппараты помехоподавления;
- панель управления или агрегат панели управления для питания цепей управления и подзарядка аккумуляторной батареи;
- прожектор, буферный фонарь, система освещения вагона;
- система вентиляции, отопления и кондиционирования;
- система контроля автоматических дверей;
- электрические цепи, имеющие сопротивление изоляции ниже установленных норм.
При выдаче электропоезда в эксплуатацию, он должен быть укомплектован исправным инструментом, инвентарем, в том числе средствами пожаротушения, а также запасными частями и материалами. Средства пожаротушения укомплектовываются согласно нормативным документам ОАО «РЖД».
Перечень запасных частей, инструмента, инвентаря, приспособлений, находящихся на электропоезде, количество, место, порядок их хранения и пополнения в эксплуатации устанавливается начальником депо. Порядок проверки состояния инструмента и инвентаря, их ремонта, пополнения и обеспечения сохранности устанавливается начальником депо. При следовании в ремонт и из ремонта в недействующем состоянии электропоезд укомплектовывается исправным инструментом и инвентарем согласно приложению В.
Все агрегаты, узлы и детали электропоезда должны соответствовать конструкторской документации предприятий-изготовителей электропоездов или проектам модернизаций, согласованным Департаментом пассажирских сообщений ОАО «РЖД». Применяемая смазка, ее количество, сроки заправки и пополнения узлов трения должны соответствовать Инструкции (п. 37 приложения А) и документации предприятий-изготовителей.
Не допускается без разрешения Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» при ТО и ТР электропоезда производить конструктивные изменения агрегатов, узлов, деталей и схем электропоезда, постановку нетиповых агрегатов, узлов, деталей, а также применять новые типы смазок.
Опытная проверка новых технических решений, предусматривающих изменение на отдельном электропоезде конструкции агрегатов, узлов, электрических схем, а также использование новых типов смазок, производится только по разрешению Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД».
Конструктивные изменения агрегатов, узлов, схем электропоезда и применение новых типов смазки должны быть отмечены в техническом паспорте электросекции.
При обнаружении в пути следования какой-либо неисправности устройств, аппаратов и приборов, перечисленных в пп. 6.4 – 6.8, если эта неисправность не представляет угрозы безопасности движения и если при отключении неисправного агрегата (аппарата, узла, прибора) или введении системы резервирования обеспечивается следование электропоезда без ограничения или с ограничением скорости, электропоезд может быть допущен к следованию только до основного депо. Порядок действия локомотивной бригады и следования электропоезда в таких случаях устанавливается начальником депо.