Основными неисправностями электромашин являются механические и электрические, к механическим относятся:
- разрушение якорных подшипников;
- размотка якорных бандажей;
- ослабление или обрыв полюсных болтов;
- ослабление или обрыв болтов щеткодержателей и кронштейнов.
К электрическим:
- пробой изоляции;
- сильное искрение щеток с появлением кругового огня;
- переброс с токоведущих частей на заземленные;
- обрыв витков якорной обмотки;
- межвитковое замыкание якорных обмоток.
ТЭД и вспомогательные машины подвергаются следующим видам ремонта:
- внешний осмотр производят при всех ТО и ТР;
- внутренний осмотр (при срабатывании защиты);
- деповской осмотр после пробега 300000 км;
- средний ремонт после пробега 600000 км;
- капитальный ремонт после пробега 1200000 км;
- пропиточный ремонт производят при ТР-3 и капитальных ремонтах.
При ТР-3 электромашины разбираются и устраняются все неисправности. Катушки главных и добавочных полюсов из остова удаляются и отдельно от сердечников пропитываются. Якоря также пропитывают, а коллекторы обтачивают и продораживают.
При КР элементы машин полностью разбирают с целью замены или восстановления изношенных деталей. При этом производят переборку сердечников полюсов и якорей с просмотром и проверкой секций якорной обмотки с последующей пропиткой катушек полюсов и якорей и механической обработкой коллектора.
Ремонт полюсов, якорей, пропитка обмоток
Проверяют мегомметром сопротивление изоляции. Если её величина менее 1,5 мОм, то изоляцию восстанавливают. Проверяют прочность посадки катушек на сердечниках. Сушат и пропитывают катушки на ТР-3 без демонтажа. Катушки полюсов, пропитанные термореактивными лаками, очищают и окрашивают дугостойкой эмалью. Катушки насаживают на сердечники нагретыми до 110-120 оС.
Ремонт щеткодержателей и их кронштейнов
Щеткодержатели разбирают и очищают от следов оплавлений. Трещины в корпусе разделывают, по концам засверливают и заваривают газосваркой. Пластмассовые кронштейны сушат 3 часа при температуре 150-160 оС.
Кронштейны с прожогами, трещинами бракуют. Кронштейны с перекрытиями ремонтируют, дефектное место зачищают и окрашивают лаком ГФ-95, сушат в печи 5 часов при температуре 120-130 оС. Электрическую прочность изоляции проверяют напряжением = 12,000 В переменным током в течении 1 минуты.
Ремонт якорей
Вал якоря проверяют на отсутствие надиров, вмятин и трещин посадочные поверхности с помощью лупы. Обстукиванием проверяют нажимные шайбы. При осмотре сердечник якоря проверяют на отсутствие или наличие забоин, расслоение листов. Крепление обмоток проверяют осмотром и обстукиванием.
Сопротивление изоляции измеряют мегомметром на 2,5 кВ для машин работающих на напряжении 3,000 В, и на 500 В для вспомогательных машин на напряжение 50 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1,5 мОм. Омическое сопротивление обмоток проверяют методом вольтметра – амперметра.
Для проверки межвиткового замыкания якорной обмотки пользуются способом питания якорной обмотки постоянным током. Коллектор – осматривают рабочую поверхность, проверяют её износ.
Пропитка обмоток
Процесс пропитки изоляции состоит из очистки её от грязи, предварительной сушки для удаления влаги и собственно самой пропитки, т.е. заполнение лаком пор в материале и промежутков в изоляции, и сушки изоляции после пропитки для удаления растворителей и образование плёнки. Пропитка обеспечивает снижение перегрева обмоток, увеличивает механическую прочность изоляции.
Пропитку обмоток производят следующими способами:
- вакуумно-нагнетательным;
- погружением нагретого изделия в ёмкость с лаком;
- комбинированным способом, т.е. сначала вакуумно-нагнетательным с последующим погружением в лак;
- покрытием кистью.
Сборка машин
Для установки полюсов, остов ставят большой горловиной вверх. Полюса собираются в следующей последовательности: – катушки нагревают до 80-90оС и насаживают на сердечники, не допуская складок изоляции. Измеряют омическое сопротивление, допускается отклонение не более ± 10%. При нагретых катушках подтягивают полюсные болты.
На собранном остове мегомметром измеряют сопротивление изоляции, и переменным током измеряют электрическую прочность.
Затем горловины нагревают до 100-120 С и ставят подшипниковые щиты. Камеры подшипников заполняются смазкой ЖРО или смазкой БУКСОЛ. Затем устанавливают кронштейны щеткодержателей.
Якорь с втулкой напрессовывают на вал под давлением 60-100 т., затем опускают якорь в остов. После этого остов ставят в горизонтальное положение и вручную проворачивают якорь. С помощью индикатора проверяют разбег якоря (должен быть в пределах от 0,12 до 0,8 мм).