Для определения технического состояния и пригодности к эксплуатации колесные пары подвергают следующим осмотрам:
- осмотр под электропоездом;
- обыкновенное освидетельствование;
- полное освидетельствование.
Осмотр под подвижным составом проводят при всех видах ТО и TP, каждой проверке в эксплуатации.
Обыкновенное освидетельствование выполняют в депо перед подкаткой колесной пары под электропоезд, полное — на заводе при выкатке и смене хотя бы одного элемента, после крушений и сходов, при неясных клеймах.
Полное освидетельствование с выпрессовкой оси производят в случаях, когда ось не удается проверить ультразвуком при снятии обоих центров. В ходе осмотра бандажей проверяют отсутствие трещин, ползунов, плен, раздавленностей, вмятин, отколов, раковин, выщербин, ослабления бандажей (остукиванием молотком), сдвига бандажа (по контрольным меткам на бандаже и ободе), предельного проката или износа, вертикального подреза гребня, ослабления бандажного кольца, остроконечного наката, опасной формы гребня.
На колесных центрах и цельнокатаных колесах не должно быть трещин в спицах, дисках, ступицах, ободьях, признаков ослабления или сдвига ступиц на оси. На открытых частях оси проверяют отсутствие поперечных, косых и продольных трещин, плен, протертых мест, электрических ожогов. В ходе осмотра обращают также внимание на отсутствие нагрева букс, состояние зубчатой передачи (при TP), отсутствие нагрева подшипников редуктора после постановки электропоезда на смотровую канаву.
Техническое обслуживание ТО-1
Техническое обслуживание ТО-1 проводится локомотивными бригадами при приемке-сдаче электропоезда в пунктах смены локомотивных бригад и в пунктах отстоя.
Техническое обслуживание ТО-1 проводится с целью предупреждения появления неисправностей, поддержания электропоездов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения бесперебойной работы и пожарной безопасности.
При проведении технического обслуживания ТО-1 принимающая локомотивная бригада должна в зимнее время очистить от снега и льда механическое оборудование и проверить в установленном порядке:
- колесные пары, редуктор и его подвеску, упругую муфту
- температуру подшипниковых узлов букс, колесных пар и редуктора
По прибытии на конечную станцию локомотивная бригада должна провести следующие работы:
- проверить температуру подшипниковых узлов букс колесных пар и редуктора
- отрегулировать (при необходимости) и смазать детали и узлы механического оборудования
- подтянуть (в доступных местах) ослабшие резьбовые соединения
Температуру нагрева подшипниковых узлов букс колесных пар проверяют на ощупь рукой или специальными термометрами. Признаками перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета его окраски, вытекание смазки и т.п. Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов, определяемая на корпусе узла в нагруженной зоне, не должна превышать 80 °С. Обычно температура буксовых узлов превышает температуру окружающей среды на 20…35 °С.
После окончания работ машинист должен сделать запись о выполнении технического обслуживания ТО-1 и устранении неисправностей в журнале технического состояния электропоезда формы ТУ-152.
Ответственность за качество выполнения ТО-1 и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста электропоезда.
Окончательный объем работ, исходя из местных условий, устанавливается начальником депо и утверждается начальником Дирекции по обслуживанию пассажиров.
Техническое обслуживание ТО-2
Техническое обслуживание ТО-2 производится в пункте отстоя электропоездов, локомотивных или моторвагонных депо, пунктах технического обслуживания электропоездов (ПТО электропоездов) высококвалифицированными слесарями с участием локомотивных бригад, как правило, на смотровых канавах, оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспеченными технологическим запасом материалов и запасных частей, а также оборудованием для санитарногигиенической обработки и заправки вагонов водой.
Техническое обслуживание ТО-1 проводится с целью предупреждения появления неисправностей, поддержания электропоездов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения бесперебойной работы и пожарной безопасности.
Проведение ТО-2 в пунктах отстоя электропоездов разрешается проводить локомотивным бригадам, исходя из местных условий эксплуатации МВПС.
По прибытии на конечную станцию локомотивная бригада должна проверить температуру подшипниковых узлов букс колесных пар.
Размещение и порядок работы пункта ПТО электропоезда устанавливается начальником дороги.
Перечень технологического запаса материалов и запасных частей для производства ТО-2 утверждает начальник службы пригородных перевозок или начальник Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении железной дороги.
Контроль за наличием и пополнением технологического запаса возлагается на начальника депо или заместителя начальника депо по ремонту.
При нахождении электропоезда на ремонтных позициях в пункте отстоя, в локомотивном или моторвагонном депо, а также в пункте ПТО при ТО-2 производятся дополнительно к перечисленным в разделе ТО-1 следующие работы:
- закрепление ослабших резьбовых соединений;
- устранение неисправностей по записям локомотивной бригады в журнале технического состояния электропоезда формы ТУ-152.
После окончания работ мастер (машинист) должен сделать запись о выполнении технического обслуживания ТО-2 и устранении неисправностей в журнале технического состояния электропоезда формы ТУ-152.
Перечень и объем выполняемых работ при ТО-2 устанавливаются Руководством и утверждаются для конкретных серий электропоездов начальником службы пригородных перевозок, начальником Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении железной дороги.
Периодичность проведения ТО-2 устанавливает начальник дороги с учетом местных условий, но не более 48 часов.
Продолжительность ТО-2, выполняемого специализированными ремонтными бригадами – не менее 2 часов, локомотивными бригадами – не менее одного часа.
Техническое обслуживание ТО-3
Техническое обслуживание ТО-3 проводится с целью предупреждения появления неисправностей, поддержания электропоездов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения бесперебойной работы и пожарной безопасности.
На основании осмотра электропоезда и записей машиниста в книге осмотра ТУ-28 и журнале технического состояния ТУ-152 мастер (бригадир) обязан указать дополнительные работы, подлежащие выполнению при техническом обслуживании ТО-3. Объем дополнительных работ утверждается заместителем начальника депо по ремонту.
При техническом обслуживании ТО-3 выполнить работу в объеме технического обслуживания ТО-2, а также перечисленные ниже работы по узлам оборудования.
Смазку узлов и деталей оборудования электропоезда производить в соответствии с инструкцией “Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Инструкция по применению смазочных материалов” (п.5 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”) и картами смазки заводаизготовителя электропоездов.
При постановке электропоезда на ремонтную позицию проверить (на слух) работу редукторов, букс, колесных пар.
Произвести осмотр состояния колесных пар в соответствии с требованиями документа “Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту” (п.1 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
Проверить отсутствие на бандажах трещин, ползунов, вмятин, отколов, раковин, местного или общего увеличения ширины бандажа, кольцевых выработок на поверхности катания. При наличии вышеуказанных дефектов произвести необходимые замеры, проверить плотность посадки бандажа на колесный центр (наличие ослабления) путем отстукивания его молотком, контролировать отсутствие сдвига бандажа по контрольным меткам на бандаже и центре колеса, плотность посадки бандажного кольца. Проверить отсутствие на бандажах предельного проката, износа и наличие опасной формы гребня.
В соответствии с графиком, произвести обмеры геометрических параметров бандажей при помощи шаблона УТ-1 и измерительного прибора для проверки толщины бандажа с записью в карманной книжке обмера бандажей колесных пар формы ТУ-18, в журналах формы ТУ-17, ТУ-28. Обмер бандажей должен осуществляться не реже 1 раза за 30 суток.
Произвести проверку посадки колесного центра и цельнокатаного колеса (далее – ЦКК) на ось.
Проверить отсутствие трещин в спицах центров, ЦКК, в доступных для осмотра открытых частях осей.
При наличии записи машиниста в журнале технического состояния МВС формы ТУ-152 о постороннем (повышенном) шуме колесно-моторных блоков (далее КМБ), КМБ вывешивается, проводится его прокрутка в обе стороны с использованием средств диагностики.
Проверить состояние и крепление буксовых кронштейнов.
Ослабшие болты, гайки закрепить, установить отсутствующие шайбы, шплинты.
Проверить наличие, исправность, надежность крепления и правильность установки всех предохранительных устройств.
Проверить уровень смазки в редукторах тяговой передачи и довести его до контрольной отметки указателя.
Проверить состояние корпусов редукторов тяговой передачи, деталей крепления корпусов, крышек. Трещины в корпусе, течь смазки, в том числе через уплотнения, не допускаются.
Произвести ремонт или замену неисправных деталей крепления корпусов, крышек.
Проверить надежность затяжки болтов крепления корпуса и болтов, стягивающих половины корпусов, при повторном ослаблении болтов, выявленном при следующем ТО-3, произвести ревизию тягового привода.
Проверить состояние и крепление всех болтов упругой муфты и редуктора, убедиться в наличии шплинтов, пробок.
Запрессовать смазку в подшипниковые узлы редуктора в соответствии с требованиями инструкции “Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Инструкция по применению смазочных материалов”.
Проверить (при помощи спецломика) осевой разбег вала малой шестерни и опорного узла. При разбеге более нормы, указанной в “Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава”, произвести ревизию редуктора.
После выполнения технического обслуживания ТО-3 электропоезд должен быть принят мастером и опробован под напряжением контактной сети при управлении из обеих кабин машиниста.
В книге ремонта формы ТУ-28 сделать запись о выполнении технического обслуживания ТО-3 с указанием исполнителей работ по ремонту узлов и сделать запись в журнале технического состояния электропоезда формы ТУ-152.
Техническое обслуживание ТО-4
Техническое обслуживание ТО-4 проводится для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из под вагонов с целью поддержания оптимальных размеров поверхности катания колесных пар в соответствии с технологическими инструкциями, действующими в ОАО «РЖД».
При техническом обслуживании ТО-4 произвести обточку бандажей колесных пар без выкатки их из-под электропоезда в соответствии с требованиями руководства “Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту” (п.1 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”) и устранить неисправности оборудования и деталей, записанные в журнале технического состояния электропоезда формы ТУ-152 и в книге записи ремонта электропоезда формы ТУ-28.
В зависимости от состояния, произвести обточку бандажей одной, нескольких или всех колесных пар вагона электропоезда. В целях рационального использования ресурса колесных пар разрешается осуществлять подмену колесных пар или отдельных колесно-редукторных блоков. Вновь подкатываемый колесно-редукторный блок должен иметь диаметр бандажей колесных пар, не превышающий допустимую разницу согласно “Общему руководству по капитальному ремонту электропоездов” (п.10 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов” для комплекта колесных пар одной секции электропоезда.
При обточке колесных пар на станках, требующих съема крышек букс, крышки букс очистить от загрязнений, снять, выполнить ТО буксового узла в соответствии с действующей инструкцией “Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава” (п.6 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
После выполнения всех работ по техническому обслуживанию ТО-4 и проверки действия оборудования и схемы моторвагонный подвижной состав в соответствии с настоящим Руководством должен быть принят старшим мастером (мастером) и приемщиком локомотивов (МВПС).
Разрешается совмещать обточку колесных пар с техническим обслуживанием ТО-3, текущим ремонтом ТР-1 или ТР-2.
Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3 и текущему ремонту ТР-1 и ТР-2, в пределах установленных норм простоя, секция электропоезда на техническое обслуживание ТО-4 не ставится, а учитывается как находящаяся на техническом обслуживании ТО-3 или текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 с обточкой.
О выполнении технического обслуживания ТО-4 произвести отметку в книге ремонта формы ТУ-28, в книге учета технического обслуживания формы ТУ-150, книге учета обточек бандажей колесных пар тягового подвижного состава формы ТУ-16. Результаты замера бандажей занести в карманную книжку обмера бандажей колесных пар формы ТУ-18, в книгу учета состояния бандажей колесных пар формы ТУ-17.
Техническое обслуживание ТО-5
Техническое обслуживание ТО-5 бывает четырёх видов:
- ТО-5а;
- ТО-5б;
- ТО-5в;
- ТО-5г.
Техническое обслуживание ТО-5а проводится с целью подготовки электропоезда для постановки в запас ОАО «РЖД» (консервация) и длительного содержания в резерве железной дороги.
Техническое обслуживание ТО-5б проводится для подготовки электропоезда к убытию в недействующем состоянии на капитальные виды ремонта на заводы или в депо, на текущий ремонт в другие депо по принадлежности к железной дороге или другим железным дорогам и передачи на баланс.
Техническое обслуживание ТО-5в проводится с целью подготовки электропоезда к эксплуатации после постройки, ремонта на заводах или в других депо.
Техническое обслуживание ТО-5г проводится с целью подготовки электропоезда к эксплуатации после изъятия из консервации или резерва железной дороги.
Объем работ по техническому обслуживанию ТО-5 каждой серии электропоездов утверждается начальником железной дороги. При установлении объемов работ на ТО-5 следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
- “Основные условия ремонта и модернизации тягового подвижного состава, узлов и агрегатов на ремонтных заводах МПС России” (п.12 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”)
- “Инструкция по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги” (п.13 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”)
- “Инструкции о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава”(п.14 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”) Руководства по эксплуатации заводов-изготовителей электропоездов.
Техническое обслуживание ТО-5 учитывается по видам назначения, сериям электропоездов.
О выполнении технического обслуживания ТО-5 произвести отметку в книге ремонта формы ТУ-28, в книге учета технического обслуживания формы ТУ-152.
Текущий ремонт ТР-1
До постановки электропоезда на текущий ремонт ТР-1 надо очистить ходовые части и подвагонное оборудование от загрязнений. В зимний период работы удалить снег и лед.
При постановке электропоезда на ремонтную позицию расцепить его повагонно.
При проведении текущего ремонта ТР-1 необходимо выполнить все работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-2 и ТО-3, а также выполнить:
- виброакустическую диагностику подшипниковых узлов букс колесных пар, тягового редуктора, моторно-якорных подшипников и тяговой зубчатой передачи;
- измерения поперечного и продольного зазоров между буксами и буксовыми наличниками относительно оси вагона.
При обнаружении размеров, зазоров и износов деталей и узлов, превышающих нормы допусков и износов, произвести регулировку, ремонт или замену соответствующих деталей и узлов.
Измерения должен проводить техник по замерам цеха текущего ремонта или специалист, обученный работе с измерительным инструментом и знающий нормы допусков и износов деталей и узлов электропоезда.
Результаты измерений записать в журнал установленной формы ТУ-28 или специальный журнал.
Произвести осмотр колесных пар электропоездов в соответствии с требованиями документа “Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту”(п.1 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
Осмотр буксовых узлов колесных пар произвести в соответствии с требованиями “Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава”.
Не допускаются трещины, вмятины на корпусе буксы, крышках, ослабление болтов крепления крышек и поводков, наличие масла на поверхностях резиновых деталей.
Не допускается растрескивание, расслоение, выпучивание резиновых втулок валиков, ослабление их по валику и металлической втулке.
Необходимо устранить неисправности, при необходимости отрегулировать зазоры в буксовых направляющих в соответствии с нормами допусков.
После завершения работ мастер должен сделать запись в журнале технического состояния электропоездов формы ТУ-152 о выполнении текущего ремонта ТР-1 с указанием даты ремонта.
В книге ремонта формы ТУ-28 сделать запись о выполнении текущего ремонта ТР-1 с указанием исполнителей работ по ремонту основных узлов.
Текущий ремонт ТР-2
При текущем ремонте ТР-2 выполнить все работы, предусмотренные текущим ремонтом ТР-1, и дополнительно произвести следующие работы:
- ревизию тягового привода с разборкой узла малой шестерни;
- ревизию подшипникового узла малой шестерни;
- замер осевого зазора в подшипниках узла шестерни;
- техническое обслуживание роликовых подшипников букс колесных пар;
- неразрушающий контроль ответственных деталей и узлов.
Колесным парам моторных вагонов произвести обыкновенное освидетельствование, колесные пары прицепных вагонов осмотреть в соответствии с требованиями руководства “Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту”(п.1 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
При необходимости произвести обточку колесных пар.
Разрешается не производить обыкновенное освидетельствование моторных колесных пар на первом текущем ремонте ТР-2, после постройки электропоезда или нового формирования колесной пары или редуктора.
Техническое обслуживание букс выполнить в соответствии с “Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава” (п.6 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
При ТР-2 механического оборудования (тягового привода и зубчатой передачи) выполнить следующие работы:
- выкатить тележку моторного вагона, выкатить колесную пару с редуктором, разобрать ее и отправить в колесный цех для производства обыкновенного освидетельствования;
- произвести ревизию тягового привода в соответствии с технологическими инструкциями заводов-изготовителей и инструкциями, действующими в ОАО «РЖД»;
Разрешается не производить выкатку колесных пар и ревизию редуктора с разборкой на первом текущем ремонте ТР-2 после постройки электропоезда или нового формирования колесной пары с редуктором.
Приемку и испытание электропоезда после текущего ремонта ТР-2 производить (с оформлением акта ТУ-31) следующим образом:
- после завершения работ мастер должен сделать запись в журнале технического состояния электропоездов формы ТУ-152 о выполнении текущего ремонта ТР-2 с указанием даты ремонта;
- в книге ремонта формы ТУ-28 сделать запись о выполнении текущего ремонта ТР-2 с указанием исполнителей работ по ремонту основных узлов.
При производстве ТР-2 вагонам другой дороги произвести обкатку электропоезда.
Текущий ремонт ТР-3
До постановки электропоезда на текущий ремонт ТР-3 очистить ходовые части от загрязнений.
При текущем ремонте ТР-3 выполнить все работы, предусмотренные текущим ремонтом ТР-2, и дополнительно произвести следующие работы:
- ревизию редукторов;
- освидетельствование колесных пар;
- ревизию и ремонт букс;
- неразрушающий контроль ответственных деталей и узлов;
- полную замену смазочных материалов согласно инструкции “Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Инструкция по применению смазочных материалов” (п.5 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
Перед осмотром и ремонтом все детали механического оборудования промыть в моечной машине.
Окончательный объем ремонта узлов и деталей определяется после разборки по их фактическому состоянию с учетом норм допусков и износов и требований, установленных документацией в “Перечне документации по ТО и ТР электропоездов”. Все снимаемые узлы и детали перед постановкой на электропоезд испытать на стендах в цехах или на испытательной станции депо с оформлением соответствующей документации.
Ремонт и освидетельствование колесных пар производить в соответствии с руководством “Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту” (п.1 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
При выполнении обыкновенного и полного освидетельствования колесные пары, имеющие более одного раза пересверловку отверстий в ступице зубчатого колеса под призонные болты, изымать из эксплуатации и отправлять на ремонтные предприятия для переформирования. При текущем ремонте ТР-3 разрешается устанавливать на электропоезд колесные пары, отремонтированные со сменой бандажей или после обточки бандажей, если их толщина находится в пределах норм допусков, установленных руководством (п.1 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
Колесные пары моторных вагонов окрасить в соответствии с требованиями заводов-изготовителей. Проверить состояние опорных роликовых подшипников редуктора, лабиринтной крышки и стакана в местах, где это позволяет конструкция узла.
При обнаружении трещин, сколов, шелушения, ослабления посадки, коррозии – колесную пару направить на полное освидетельствование.
Буксы и подшипники снять с оси колесной пары для осмотра и ремонта в соответствии с “Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава” (п.6 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”). Ремонт роликовых подшипников производить в специализированном отделении, оснащенном необходимым технологическим оборудованием. Все детали букс и подшипников после очистки и промывки должны быть зачищены от загрязнений и коррозии
Ремонт конических подшипников “ТИМКЕН” производить в соответствии с “Инструкцией по техническому обслуживанию, монтажу и демонтажу букс и узлов малой шестерни тяговых редукторов с коническими роликовыми подшипниками электропоездов и электровозов” (п.16 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
Корпус буксы и поводки букс осмотреть на отсутствие трещин. Проверить состояние пазов приливов для крепления поводков и отверстий хвостовика для крепления балансира. При износе в отверстии хвостовика букс более установленной нормы отверстия расточить и вставить втулки.
Проверить состояние балансира и опорного стакана. При обнаружении трещин в балансире и сквозных трещин в опорном стакане, негодные детали заменить. Допускается заварка несквозных трещин опорных стаканов с предварительной разделкой трещин. Изношенные поверхности балансира восстановить наплавкой, негодную втулку балансира заменить. Произвести НК валика балансира.
Осмотреть резинометаллические поводки букс, обращая внимание на состояние резины, шайб и болтов. Не допускается расслоение и отсутствие резины валиков, ослабление шайб, свободно перемещаемых от руки. Болты с поврежденной резьбой или трещинами заменить. Негодные поводки заменить.
Ремонт, формирование и подбор по жесткостным характеристикам буксовых поводков производить в соответствии с “Технологической инструкцией на формирование, проверку, ремонт и эксплуатацию резинометаллических амортизаторов буксовых поводков локомотивов и МВПС” (п.9 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов”).
Детали упругой муфты (втулки, пальцы, разрезные шайбы, болты, полукольца и фланцы), имеющие изломы, трещины и сколы – заменить.
Осмотреть все посадочные поверхности деталей муфты. Задиры, забоины, следы коррозии и другие дефекты не допускаются. Разрешается разработанные отверстия в разрезных кольцах и полукольцах восстанавливать наплавкой с последующей механической обработкой. Проверить посадку втулок в кольцах и полукольцах. При ослаблении посадки запрессовать новую втулку с натягом в соответствии с требованиями чертежей. Упругую оболочку заменить при обнаружении повреждений кордового слоя, порезов, вырезов, трещин в поверхностном слое резины, переходящих в несущий слой. Установить новые болты, крепящие кордовую оболочку со стороны редуктора.
Проверить корпус редуктора и фланцы на отсутствие трещин, забоин, задиров на посадочных поверхностях. Незначительные забоины и задиры зачистить напильником и наждачной бумагой. В корпусе редуктора допускается не более двух трещин, не выходящих на привалочные поверхности фланцев. Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией. (п.8 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов” – “Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов”). Проверить все отверстия корпуса редуктора, поврежденные восстановить. Провести ревизию трубы-сапуна с разборкой и заменой набивки (фильтра).
Окрасить поверхности деталей, кроме посадочных и резьбовых. Упругую оболочку окрашивать запрещается. При комплектации деталей муфт не допускается распаривать полукольца с фланцами, разница в массе полуколец должна быть не более 50 г. Перед сборкой фланцы двигателя и шестерни притереть по валу. Площадь прилегания притертых поверхностей должна не менее 90%. Фланцы перед посадкой нагреть до температуры от 140°C до 150°C. При посадке на конус вала фланец должен продвинуться на расстояние от 1,7 до 2,0 мм глубже, чем в холодном состоянии. Конец вала тягового двигателя и конец вала шестерни могут выступать за торец соответствующего фланца не более 2,5 мм. Разрешается восстанавливать изношенные поверхности вала шестерни осталиванием или цинкованием.
Крышки вала шестерни ремонтировать при обнаружении следующих дефектов:
- трещин;
- забоин, задиров и заусенцев на обработанных поверхностях;
- сорванной резьбы;
- не соответствующих нормам допусков диаметров посадочных поверхностей под подшипники;
- ослабления посадки в корпусе редуктора.
Подшипники шестерни редуктора ремонтировать в соответствии с требованиями инструкции (п.7 “Перечня документации по ТО и ТР электропоездов” – “Временные инструктивные указания по обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения дизелей и вспомогательного оборудования тягового подвижного подвижного состава”).
Установить шестерню с подшипниками в корпус редуктора. Проверить правильность монтажа шестерни. Шестерня должна вращаться свободно, без признаков заедания. Зазор между торцом шестерни и корпусом редуктора должен быть с каждой стороны не менее 4 мм. Осевой разбег вала в подшипниках должен соответствовать нормам допусков.
Сборку редуктора производить на специальном стенде. В собранном редукторе вал малой шестерни должен легко проворачиваться от руки.
Ремонт редуктора, сборку колесно-редукторного блока и подготовку посадочных поверхностей вала шестерни и тягового двигателя следует производить в соответствии с технологическими инструкциями заводовизготовителей и инструкциями, действующими в ОАО «РЖД».
При сборке работавших ранее зубчатых передач по возможности сохранять их спаренность.
Допускается сборка колесно-редукторных блоков с новыми зубчатыми колесами с бывшими в эксплуатации шестернями, если износ их зубьев не превышает 0,3 мм или новых шестерен с ранее работавшими зубчатыми колесами, износ которых не превышает установленных норм.
Вмятины, забоины и задиры на рабочих поверхностях зубьев, уменьшение толщины вследствие износа зубьев более допустимого, задиры на поверхности конусного отверстия допускаются не более установленных норм.
До посадки шестерни на вал проверить калибрами коническую поверхность конца вала и отверстие шестерни на соблюдение конусности и прямолинейности поверхности конуса по образующей.
Шестерню притереть к конусу вала с применением специальной пасты согласно действующей технологической инструкции и обеспечить прилегание не менее 90% поверхности.
После окончания притирки посадочные поверхности шестерни и вала протереть сухой салфеткой, обезжирить. Шестерню предварительно в холодном состоянии насадить на конус вала для контроля ее натяга, измерить расстояние от торца шестерни до торца конуса вала.
Окончательную посадку шестерни на вал производить в горячем состоянии, нагрев шестерню индукционным нагревателем от 130° до 150° C.
После посадки повторно измерить расстояние от торца шестерни до торца конуса вала, которое должно соответствовать нормам допусков. Уменьшение этого расстояния от 1,5 до 2,0 мм по сравнению с расстоянием в холодном состоянии свидетельствует о хорошем качестве посадки шестерни.
После сборки колесно-редукторного блока проверить работу зубчатых передач и подшипниковых узлов с обкаткой на стенде и вращения вала малой шестерни с частотой от 200 до 250 об/мин в обоих направлениях не менее 30 мин.
Качество сборки колесно-редукторного блока определить с использованием средств диагностики и по шуму зубчатой передачи, отсутствию течи смазки из корпуса и нагрева трущихся частей.
Нормальная работа зубчатой передачи характеризуется равномерным шумом без ударов, стука, металлического скрежета.
Повышенный нагрев подшипниковых узлов не допускается.
По окончании текущего ремонта ТР-3 следует произвести испытание обкаткой на электрифицированном участке на расстояние не менее 40 км в одну сторону.
Во время обкатки проверить работу всего механического оборудования электропоездов на всех режимах работы из обеих кабин управления.
Непосредственно после окончания обкатки произвести проверку нагрева подшипниковых узлов.
По окончании обкатки электропоезд поставить на ремонтную позицию и проверить состояние ходовых частей.
Все обнаруженные при обкатке электропоезда неисправности в работе оборудования устранить.
Результаты обкатки должны быть отражены в журнале формы ТУ-28 с оформлением акта обкатки и указанием замечаний.
Окончательная приемка и оформление результатов текущего ремонта ТР3 производится старшим мастером (мастером) и приемщиком локомотивов (МВПС) после обкатки с заполнением акта ТУ-31 и отметкой в журналах учетной формы ТУ-28, ТУ-125 и ТУ-152.