В пассажирских салонах устанавливаются широкие и узкие окна. Многие современные вагоны оборудованы оконными рамами с форточками, открывающимися на петлях внутрь вагона (кроме окон “Аварийный выход”).
Форточки окон вагонов более раннего выпуска часто поднимаются вверх в плоскости рамы с помощью специального механизма, снабженного рукояткой. Подъемные форточки фиксируются в закрытом и полностью открытом положении стержнями, предусмотренными в конструкции форточек. Форточки окон для облегчения подъема имеют самоуравновешивающийся механизм подъема.

Окно с подъемной форточкой: 1 – ручка, 2 – коробка окна, 3 – алюминиевый профиль с силикагелем, 4 – стеклопакет, 5 – алюминиевая рамка, 6 – кляммеры, 7 – гайка, 8 – наличник, 9 – механизм подъема форточки, 10 – подъемная форточка, 11 – винт.
В окнах с открывающимися внутрь салона форточками для фиксации форточки в открытом положении с целью устранения вибрации во время движения поезда, а также для уменьшения усилий закрытия форточки между подфорточной перемычкой и форточкой установлены Z – образные пружины.
В закрытом положении форточка фиксируется замками и может быть блокирована запорным устройством, расположенным в корпусе ручки-замка. Блокировка производится поворотом устройства торцевым трехгранным ключом. Для вагонов с системой кондиционирования воздуха введена дополнительная блокировка замка, которая снимается отворачиванием фиксирующего болта.

Окно с открывающейся внутрь форточкой
В открытое положение форточка переводится поворотом внутрь вагона при открытых и снятых с блокировки замков. Угол открытия форточки 25-30°. В открытом положении опорная поверхность форточки упирается в опорную поверхность подфорточной перемычки, препятствуя дальнейшему ее открытию. Открытие замка осуществляется поворотом клапана замка на «себя» до выхода его из зацепления с крючком, установленным на каркасе окна. Для фиксации форточки в закрытом положении необходимо поднять ее вверх и защелкнуть замки, введя в зацепление клапан замка и крючок на каркасе.
ВНИМАНИЕ! Запрещается закрывать форточку, вводя в зацепление клапан замка и крючок «хлопком». Для исключения случаев порчи окон и травмирования пассажиров категорически запрещается при открытой форточке прикладывать к ней усилия в направлении дальнейшего открытия (виснуть, дергать и т.д.)!
Для слива конденсата из полости каркаса форточки и полости каркаса окна имеются специальные отверстия.
Широкое окно состоит из каркаса, в состав которого входит подфорточная перемычка (выполняющая функции поворотно-опорного устройства), форточка с замками и подфорточной части однокамерного (с двумя стеклами) стеклопакетами, а также резиновых уплотнений. Резиновые уплотнения обеспечивают плотное прилегание стеклопакета относительно каркаса и каркаса относительно кузова.
В окнах пассажирского салона используются стеклопакеты, состоящие из закаленных безопасных стекол, между которыми установлен алюминиевый профиль, заполненный силикагелем. По периметру стеклопакет опрессован герметиком. Данная конструкция стеклопакета обеспечивает герметичность и отсутствие конденсата между стеклами.
Стеклопакет вставляется в коробку окна и крепится к ней с помощью алюминиевой рамки и винтов, что позволяет быстро и просто заменить стеклопакет в эксплуатации.
Окно туалетного помещения головного вагона узкое и отличается от широких окон пассажирских салонов тем, что форточка не имеет самоуравнивающегося механизма подъема. Все окна туалетных помещений имеют внутреннее полупрозрачное стекло.
Над окнами салона расположены багажные полки с вешалочными крючками.
Окна кабины машиниста обеспечивают хорошую видимость в условиях эксплуатации электропоезда при температуре от минус 50 до плюс 40 °С.
Панели лобовых окон кабины машиниста представляют собой высокопрочные электрообогреваемые многослойные стеклоблоки. Пленочный электрообогрев предотвращает их обледенение и запотевание.
Изделия остекления состоят из многослойных стекол с электрическим обогревом, что обеспечивает их равномерный обогрев и позволяет предотвращать запотевание и образование на них зимой инея. Изделия остекления лобовой части кабины устанавливают с помощью скоб, винтов и резиновых профилей. Перед установкой внутренняя поверхность резинового профиля по периметру покрывается полиуретановым клеем – герметиком (Термостат 92 DIN).
Атмосферные осадки удаляются с поверхности стекол кабины машиниста стеклоочистителями с электрическим приводом. Для защиты от ослепляющего воздействия солнца и других источников света предусмотрены светозащитные экраны, регулируемые по вертикали (не менее 2/3 высоты от верхней кромки окна).
Боковые окна кабины машиниста имеют неподвижную и подвижную (открывающуюся) часть. Панели неподвижной и подвижной частей бокового окна представляют собой высокопрочные многослойные стеклоблоки. Неподвижная часть окна, в конструкции которой предусмотрены дренажные отверстия с электрообогревом для стока воды.

Боковое окно кабины машиниста
Фиксация и уплотнение окна в оконном проеме кузова вагона осуществляется с помощью кляммеров, регулировочных болтов, наличника окна и резиновых уплотнений.
Перед установкой окна необходимо демонтировать резиновое уплотнение. Далее окно в сборе устанавливается изнутри вагона на опорные регулировочные болты, с помощью которых выставляется каркас рамы относительно оконного проема кузова с зазором 6+1,5 мм. С помощью этих же болтов производится симметричная установка окна относительно внутреннего оконного проема. Фиксация окна в оконном проеме осуществляется с помощью 12-ти кляммеров гайками. При затяжке гаек должен обеспечиваться крутящий момент 10+0,1Нм. Далее по периметру окна укладываются теплоизоляционные пакеты и устанавливаются с помощью винтов наличник окна. Допускается зазор между наличником и боковой стенкой не более 1,5 мм. Каркасное резиновое уплотнение имеет паз для установки его в оконный проем, что обеспечивает герметизацию по периметру оконного проема. Перед установкой резинового уплотнения по всему периметру оконного проема кузова наносится равномерным слоем полиуретановый клей – герметик TEROSTAT-MS-939 SCHWARZ 570ML. При установке резинового уплотнения используется резиновый молоток.
В каждом пассажирском салоне устанавливаются два окна «Аварийный выход» без форточек с размерами, соответствующими боковым окнам салона.

Расположение окон “Аварийный выход”

Окно “Аварийный выход”
В аварийных ситуациях необходимо:
- извлечь из ящика, расположенного рядом с окном «Аварийный выход», молоток;
- ударами молотка разбить стеклопакет соответствующего окна;
- с помощью молотка освободить проем окна от осколков стекла;
- снять крышку с надписью «Аварийный выход», установленную в верхней части наличника;
- извлечь канат и опустить его наружу вагона.