Так как бандаж соприкасается с рельсом по поверхности с относительно малой площадью, при больших нагрузках колесо изнашивается, при этом нарушается его нормальное качение.

Профиль катания колеса
Внешняя поверхность бандажа называется поверхностью катания, её делают двойной конической с конусностью 1:10 и 1:3,5. Двойная конусность позволяет колёсной паре самоустанавливаться в рельсовой колее на прямых участках пути и улучшает условия прохождения кривых, уменьшая проскальзование колеса относительно рельсов, и, следовательно, уменьшая износ бандажа. При этом уменьшается износ не только бандажа, но и рельсов.

Шаблон для измерения профиля бандажа
Рабочей поверхностью катания является участок с конусностью 1:10. Наружная часть бандажа с конусностью 1:3,5 изнашивается мало, так как работает только при движении по кривым малого радиуса и облегчает нормальное прохождение стрелочных переводов при большом износе колеса. Уклон 1:3,5 и фаска на наружной грани воспринимают естественный наплыв металла, который образуется при нормальной работе колеса.
Диаметр круга катания колеса — 1050 мм, ширина бандажа — 130 мм, внутренний диаметр — 900 мм. Для контроля профилей ободьев (бандажей) колесных пар тягового подвижного состава и железнодорожных вагонов используются шаблоны и контршаблоны по ТУУ 23113534.002-99 любых профилей.
Контроль геометрических параметров поверхности катания бандажей колесных пар тягового подвижного состава: толщины гребня, параметра крутизны гребня и высоты гребня производится с помощью абсолютного шаблона.

Шаблон абсолютный вагонный модель Т 447.05.000
Тонкомерный гребень колесной пары может быть выявлен в условиях эксплуатации специальной браковочной прорезью абсолютного шаблона, ширина которой равна 25, а глубина — 18 мм.
Если при установке абсолютного шаблона, как указано на рисунке, имеется зазор между вершиной гребня и горизонтальной гранью браковочной прорези, то колесную пару эксплуатировать разрешается, так как толщина гребня колеса, измеренная на расстоянии 18 мм от вершины, в этом случае более 25 мм, а если такого зазора нет, то колесная пара должна быть забракована, так как ее гребень на том же расстоянии от вершины тоньше 25 мм.

Измерение гребня колеса абсолютным шаблоном: 1 – лапка, 2 – опорная ножка, 3 – горизонтальный движок, 4 – планка со шкалой, 5 – риска.
Чтобы выявить толщину гребня, нужно горизонтальный движок шаблона подвести до соприкосновения с гребнем и на горизонтальной шкале прочесть величину действительной толщины гребня.