Оси, поступающие на формирование колесных пар, должны иметь четкие знаки и клейма (маркировку), предусмотренные стандартами и техническими условиями. Клейма и знаки наносят на торце оси правой стороны колесной пары. Правой стороной считают ту, на торце оси которой находятся знаки и клейма, относящиеся к ее изготовлению. Клейма должны сохраняться на все время эксплуатации.
Клеймение колесных пар производят работники, имеющие право освидетельствования колесных пар.
Маркирование и клеймение колесных пар и их элементов регламентируется “Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм ЦТ329” от 14.06.95 (В ред. Указания МПС России от 23.08.2000 N К-2273у).
При формировании, ремонте и освидетельствовании колесных пар применяют следующие знаки и клейма:
- клеймо в форме прямоугольника с закругленными углами, в котором стоит условный номер ремонтного пункта, имеющего право изготовления элементов колесных пар, их формирования, освидетельствования с выпрессовкой оси и полного освидетельствования
- цифры и буквы для обозначения даты и других данных (месяц обозначают только римскими цифрами, а две последние цифры года — арабскими; высота цифр 6 мм)
- клеймо приемщика и инспектора ОТК
- клеймо в форме круга с буквой “Ф”, обозначающее формирование новой колесной пары или смену оси
- клеймо в форме круга с буквой “Д”, обозначающее освидетельствование колесной пары с выпрессовкой оси
- клеймо в форме круга с буквами “СБ”, обозначающее смену бандажей
Новые элементы колесных пар, поступающие на ремонтные пункты, имеют следующие четко обозначенные знаки и клейма:

Знаки и клейма, расположенные на правом торце оси колесной пары моторного и прицепного вагонов: 1 – номер завода-изготовителя, 2 – номер пункта, перенесшего знаки, 3 – номер оси, 4 – клеймо, удостоверяющее правильность переноса знаков, 5 – дата изготовления оси, 6 – клеймо приемки, 7 – клеймо формирования колесной пары или смены оси, 8 – номер пункта, производившего формирование, 9 – клеймо приемки, 10 – дата формирования или смены оси, 11 – клеймо инспектора ОТК.

Знаки и клейма колесного центра: 1 – номер завода-изготовителя, 2 – дата изготовления, 3 – номер партии, 4 – номер плавки, 5 – номер колесного центра, 6 – клеймо приемки, 7 – марка, 8 – номер колеса, 9 – номер бандажа.

Знаки и клейма цельнокатаного колеса: 1 – номер завода-изготовителя, 2 – дата изготовления, 3 – номер партии, 4 – номер плавки, 5 – номер колесного центра, 6 – клеймо приемки, 7 – марка, 8 – номер колеса, 9 – номер бандажа.

Знаки и клейма бандажа: 1 – номер завода-изготовителя, 2 – дата изготовления, 3 – номер партии, 4 – номер плавки, 5 – номер колесного центра, 6 – клеймо приемки, 7 – марка, 8 – номер колеса, 9 – номер бандажа.
Клеймение оси производят в два приема: вначале клейма ставят на необработанной оси в средней ее части, а после обработки оси клейма переносят на правую торцовую часть.
При формировании, а также при освидетельствовании колесной пары с выпрессовкой оси ставят дополнительные клейма на правом торце оси.
При полном освидетельствовании колесной пары дополнительные клейма (номер ремонтного пункта, дата освидетельствования и клейма приемщиков) ставят на левом торце оси.
Клеймение бандажей производят на боковой наружной грани, у колесных центров клейма наносят на наружной стороне ступицы, клеймение цельнокатаных колес производят на боковой поверхности обода, у зубчатых колес клейма наносят на венцах.