Порядок, сроки, нормы и требования, которым должны удовлетворять колесные пары при их формировании, ремонте (освидетельствовании) и техническом содержании регламентируются “Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм ЦТ-329” от 14.06.95 в ред. Указания МПС России 23.08.2000 № К-2273у п.5. “Неисправности колесных пар и способы их устранения”.

Во время эксплуатации могут встречаться следующие неисправности колёсных пар и их элементов:

  • поперечные трещины в любой части оси колесной пары;
Поперечная трещина оси

Поперечная трещина оси

  • образование трещин в ступице колеса, спицах, бандаже или ободе колесного центра;
Трещина в ступице

Трещина в ступице

Трещина — это экстремальный дефект, представляющий собой области с полностью нарушенными межатомными связями и частично нарушенными межатомными связями (вершина трещины). Трещина опасна тем, что она всегда развивается и наступает излом. Наклонные трещины, расположенные к поверхности оси под углом более 30 градусов, относятся к поперечным, а расположенные под углом менее 30 градусов – к продольным.

Об образовании трещин в подступичной части оси можно судить по:

  • выделению ржавчины в виде мелкой красноватой пыли
  • нарушению целостности слоя краски или вздутию краски бугорком в месте сопряжения оси со ступицей
  • образованию зазора между осью и ступицей

При обнаружении одного из указанных признаков следует тщательно проверить подступичную часть оси и определить, нет ли других признаков образования трещин. Если краска в месте сопряжения оси со ступицей вздулась бугорком, необходимо тонкой иглой поднять слой краски бугорка и тщательно осмотреть это место. Наличие на оси под бугорком мелкой металлической пыли указывает на образование трещин в подступичной части оси.

Выявление трещин в колёсной паре, выкаченной из-под вагона, произведите до удаления с неё пыли, грязи и краски, так как после очистки характерные признаки трещин становятся малозаметными или совсем незаметными. Чтобы убедиться в отсутствии трещин в оси, после очистки от пыли и грязи проверьте шейку, подступичную и среднюю части оси дефектоскопом.

Магнитный контроль осей необходимо выполнять в соответствии с “Инструкцией по магнитному контролю ответственных деталей локомотивов и вагонов дизель-поездов и электропоездов в депо и на локомотиворемонтных заводах”.

  • острые поперечные риски, задиры и забои в различных частях оси
Риски и задиры

Риски и задиры

  • ослабление посадки бандажа на обод колесного центра колёсной пары моторного вагона. Ослабление бандажного кольца в сумме более, чем на 20 % длины, а также ближе 100 мм от замка кольца

Об ослаблении бандажа свидетельствуют следующие признаки:

  • глухой дребезжащий звук при обстукивании молотком обода колёсного центра и бандажа
  • нарушение целостности слоя краски или выделение смазки, ржавчины по окружности в местах прилегания бандажа к ободу колёсного центра
  • образование зазора между ободом колёсного центра и упорным буртиком бандажа
  • несовпадение контрольных рисок на ободе колёсного центра и бандажа
  • сдвиг ступицы колеса на подступичной части оси, ослабление посадки колеса на ось в ступице, посадки зубчатого колеса на ось колесной пары
Сдвиг ступицы колеса

Сдвиг ступицы колеса

Признаками ослабления посадки колеса на оси являются:

  • выделение ржавчины или смазки вокруг ступицы с внутренней стороны или нарушение краски в месте сопряжения оси со ступицей
  • изменение расстояния между внутренними гранями бандажей. В условиях работы поезда на линии это обнаруживают по прижатию гребней обоих колёс к рельсам или по набеганию тормозных колодок на гребни колёс
  • сдвиг контрольной цветной полосы, нанесённой на торец ступицы и на часть оси в месте их соприкосновения
  • уменьшение расстояния от переходной галтели подступичной части оси до наружного торца ступицы колеса
Измерение расстояния между внутренними гранями бандажей

Измерение расстояния между внутренними гранями бандажей

  • выбоины или ползуны на поверхности катания колеса более 1 мм
Ползуны на поверхности катания

Ползуны на поверхности катания

При обнаружении в пути следования колесной пары прицепного вагона с ползуном более 1 мм, но менее 2 мм, разрешается довести состав со скоростью не более 100 км/ч до ближайшего пункта технического обслуживания. В случае образования ползуна на колесной паре прицепного вагона от 2 до 6 мм, а на моторном — от 1 до 2 мм допускается следование до ближайшей станции со скоростями не выше 15 км/ч. При ползунах соответственно от 6 до 12 мм и от 2 до 4 мм — со скоростями не более 10 км/ч.

Если ползун на прицепном вагоне более 12 мм, а на моторном — более 4 мм, разрешается следовать до первой станции со скоростью 10 км/ч при условии, что колесная пара не вращается.

  • раковины, наплывы на поверхности катания
  • прокат по кругу катания более 8 мм

Прокат — это нормальный, естественный в эксплуатации износ за счет деформации и истирания от рельсов, колодок. Измеряют его шаблоном на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа, так как наибольший прокат образуется по кругу катания. Прокат ухудшает плавность хода, особенно в кривых, появляется опасность при проходе по стрелкам, увеличивается боксование, то есть износ колесной пары.

Измерение проката по кругу катания 

Измерение проката по кругу катания

Прокат бандажей колесных пар устраняют обточкой на специальных станках с выкаткой и без выкатки из-под вагона.

Согласно характеристикам ремонта колесную пару электропоездов выкатывают при ТР-2 и ТР-3. На практике часто возникает необходимость произвести обточку в промежутках между этими ремонтами, то есть обточить колесные пары без выкатки из под вагона. В условиях депо прокат бандажей без выкатки колесных пар устраняют при техническом обслуживании ТО-4 на специальных колесно-фрезерных станках КЖ-20М или колесотокарных станках А-41 пр-ва Ивано-Франковск. Колесотокарный станок А-41 для обточки железнодорожных колёсных пар является бюджетным аналогом колесотокарных и колесофрезерных станков таких, как КЖ20, КЖ1836, 1836М.17, ТК941Ф3, ТК950Ф3п, ТС912Ф3, Ф1001, Ф1001-01, УТС-002, Ф1000Ф4, РТ905Ф3, РТ906Ф3, СКТ-112К, УББ112, РТ90801.

Наружный профиль бандажа при обточке контролируют шаблоном, а расстояния между внутренними гранями бандажей — штангенциркулем. Шаблон плотно прижимают к внутренней грани бандажа, при этом зазор по поверхности катания допускается до 0,5 мм, а по высоте и толщине гребня — до 1 мм. Станок располагают в специальной канаве со съемными рельсовыми вставками. Колесная пара приводится во вращение через зубчатую передачу своего двигателя. Двигатель питают от специального мотор-генератора или статического преобразователя постоянным током напряжением 6-12 В. Резание осуществляют двумя резцами, каждый из которых установлен в перемещаемом суппорте. Для того, чтобы колесная пара могла вращаться, ее вместе с двигателем приподнимают домкратом на 5-10 мм над уровнем головки рельса. К бандажам подводят суппорты с фрезами и обточку бандажа ведут до необходимых размеров. Время обработки одной колесной пары составляет 30— 40 мин.

Во многих депо для обточки бандажей без выкатки колесных пар на ТО-4 используют станки КЖ-20, КЖ-20М, КЖ-20МХ, КЖ-20Б и КЖ-20ТФ-1. В станках колесную пару вращают опорно-приводные ролики станка, а резание осуществляют профильными фрезами, имеющие собственный привод.

  • выщербина — это выкрашивание кусочков металла на поверхности;
  • выщербины или вмятины на вершине гребня длиной более 4 мм;
  • выщербины, вмятины на поверхности катания глубиной более 3 мм и длиной более 10 мм (моторный вагон) и более 25 мм (прицепной вагон);
Выщербины на поверхности катания

Выщербины на поверхности катания

  • плены

Плена – это тонкое, местное отслоение металла преимущественно в форме “языка”, частично соединенное с основным металлом;

  • опасная форма гребня

Опасная форма гребня это такая форма гребня, при измерении шаблоном которого выявляется несоответствие параметров: гребень тонкостенный или имеет остроконечный накат (параметр крутизны менее 5,5 мм, измеряемый шаблоном “УТ-1”)

  • остроконечный накат в зоне поверхности на расстоянии 2 мм от вершины гребня и до 13 мм от круга катания;
Остроконечный накат

Остроконечный накат

Остроконечный накат — это такой вид повреждения, когда у вершины гребня с наружной стороны образуется второй маленький гребешок. Это ненормальный износ колеса. Раньше его определяли на ощупь, теперь остроконечный накат можно обнаружить шаблоном УТ-1. Выкатка колесной пары в подобных случаях обязательна.

Бандаж с подрезанным гребнем (или с остроконечным накатом) опасен для противошерстных стрелок: он ударяет по остряку, выкрашивает его конец, набегает на него, отжимает от рамного рельса и вызывает сход. Высота и толщина гребня рассчитаны так, чтобы колесная пара надежно удерживалась в кривых, на стрелках.

  • вертикальный подрез гребня более 18 мм;

Если на участке много кривых, то интенсивно изнашивается и гребень в нижней части, появляется вертикальный подрез. Прокат может быть неравномерным. Его признаки — местное уширение, наплывы в зоне фаски, наличие закатанных ползунов. При неравномерном прокате более 2 мм колесную пару выкатывают. Устраняют неисправность обточкой.

Для того, чтобы правильно пользоваться специальным шаблоном для определения вертикального подреза, необходимо помнить: если профиль шаблона плотно прилегает к гребню — это брак, у нормального колеса между гребнем и верхней частью шаблона имеется зазор.

Шаблон ВПГ модель Т447.08.000

Шаблон ВПГ модель Т447.08.000

Для определения вертикального подреза гребня колеса применяется шаблон ВПГ.

Шаблон для контроля вертикального подреза гребня

Шаблон для контроля вертикального подреза гребня: а) – гребень бракуется (нет зазора), б) – гребень годен к эксплуатации (есть зазор).

При вертикальном подрезе вместо наклонной поверхности гребня образуется вертикальная. По наклонной плоскости колесо вползало бы в кривых на рельс. Однако появляется жесткий удар — и колесная пара может сойти с рельсов.

  • толщина гребня более 33 мм и менее 25 мм при измерении на высоте 18 мм от вершины гребня при высоте гребня 28 мм.

Толщина гребня — это параметр гребня (реборды) колесной пары, у которого происходит естественный износ в процессе эксплуатации. Толщина гребня интенсивно уменьшается при разнице диаметров правого и левого колес, а также при работе в кривых. Восстанавливают ее обточкой и наплавкой.

  • кольцевые выработки на поверхности катания у основания гребня на конусности 1:3,5 – более 2 мм и шириной 15 мм.

Кольцевая выработка – это углубления по поверхности катания бандажа или обода колесного центра, которая образуется в условиях повышенной влажности, посторонних включений в колодках. Замеряют ее толщиномером и линейкой, устраняют обточкой с выкаткой колесной пары.

При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания бандажа, нормы браковки такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у основания гребня.

  • навар (натаск);

Навар — это смещение металла на поверхности катания при кратковременном юзе, что сопровождается большим нагревом и закалкой поверхности из-за быстрого охлаждения. Высота навара допускается до 0,5 мм.

  • протертое место на средней части оси колесной пары глубиной более 2,5 мм;
Протертость на средней части оси

Протертость на средней части оси

  • следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части колесной пары;
След контакта с электродом

След контакта с электродом

  • местное или общее уширение бандажа или обода цельнокатаного колеса более 6 мм в результате местного или общего раздавливания;
Раздавливание

Раздавливание

  • расстояние между внутренними гранями более 1443 мм и менее 1437 мм;
Разность расстояний между внутренними гранями колес

Разность расстояний между внутренними гранями колес

  • разность толщины бандажей у одной колесной пары более 3 мм
  • неравномерный износ бандажей

Разница прокатов у левой и правой сторон колесной пары может быть не более 2 мм. Допустимая разность диаметров бандажей, измеряемых по кругу катания, такова:

  • на одной тележке моторного вагона — 8 мм, прицепного вагона — 15 мм
  • на колесных парах разных тележек моторного вагона — 15 мм, прицепного вагона — 30 мм
  • толщина бандажей на моторном вагоне менее 35 мм, толщина обода цельнокатаного колеса прицепного вагона менее 25 мм
  • неточность клейм последнего полного освидетельствования, отсутствие или неясность клейм последнего формирования колесной пары
  • ослабление стопорного кольца более чем в 3-х местах или более 20% длины окружности кольца, но не ближе 100 мм от замка.
  • причиной ряда неисправности колесной пары может быть изогнутость оси:
Изогнутость оси

Изогнутость оси

Также в процессе эксплуатации возможны следующие повреждения торцевой части оси колесной пары:

  • повреждения резьбы под болты торцевого крепления;
Повреждения резьбы под болты торцевого крепления

Повреждения резьбы под болты торцевого крепления

  • повреждения резьбы под гайку торцевого крепления
Повреждения резьбы под гайку торцевого крепления

Повреждения резьбы под гайку торцевого крепления

  • разработка центрового отверстия оси
Разработка центрового отверстия

Разработка центрового отверстия

Обнаруженные дефекты фиксируют в журнале ТУ-152 и книге ремонта ТУ-028. На колесных парах не реже 1 раза в месяц замеряют прокат, толщину гребней и параметр крутизны (опасной формы) гребня, 1 раз в квартал замеряют диаметры бандажей.

Контур Официальный Партнёр

Рубрики

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.