Формирование колёсной пары – это комплекс операций запрессовки оси в колёсные центры, напрессовки бандажей на обода колёсных центров и окончательной обточки бандажей. Внутренний диаметр бандажа меньше диаметра обода колесного центра приблизительно на 1,1 — 1,45 мм. Бандажи прокатывают из стальных заготовок и перед посадкой на обод колёсного центра нагревают до температуры 250 – 300º C. Их напрессовывают на обод так, чтобы бурт внутренней поверхности бандажа упирался в обод.
При температуре бандажа не ниже 200º C устанавливают бандажное кольцо фасонного профиля. Бандажное кольцо нельзя устанавливать на холодный бандаж или остывший до температуры ниже указанной.
Концы кольца зачеканивают, они должны быть точно подогнаны друг к другу, образуя так называемый замок. Затем бурт внутренней поверхности бандажа обжимают на вальцовочном станке, чтобы зафиксировать кольцо, после чего бандаж должен медленно остыть естественным путём. Бандажное кольцо препятствует поперечному сдвигу бандажа с колёсного центра наружу, а бурт бандажа не позволит ему сдвинуться внутрь колёсной пары.
После остывания плотность посадки бандажа и кольца проверяют на слух, обстукивая всю поверхность бандажа слесарным молотком. Насаженный бандаж окончательно обтачивают.

Бандажное колесо: 1 – фасонное разрезное кольцо, 2 – буртик бандажа, 3 – обод.
Колесные центры запрессовывают на ось в холодном состоянии. Перед этим посадочные поверхности очищают, шлифуют и смазывают олифой или растительным маслом (подсолнечным или льняным). Расстояние между внутренними гранями бандажей колес должно составлять 1440±3 мм.
Натяг – разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.
Натяг при запрессовке является определяющим фактором. Поэтому диаметр подступичной части оси на 0,1 — 0,3 мм больше, чем диаметр отверстия ступицы колесного центра. При запрессовке отверстие ступицы раздаётся, а ось сжимается на величину натяга.
Усилия запрессовки:
- 60 — 90 тс на колесной паре прицепного вагона
- 75 — 100 тс — на колесной паре моторного вагона
Усилие запрессовки зависит также от длины посадочных поверхностей сопрягаемых частей.
Усилие запрессовки обязательно контролируют, для чего на гидравлическом прессе имеется индикаторное устройство для снятия диаграммы по которой судят о прочности насадки. Удовлетворительная диаграмма представляет собой плавную кривую, свидетельствующую о нарастании усилия по мере продвижения детали.

Удовлетворительная диаграмма запрессовки: Рзк – конечные усилия
Примечание: При расположении начала и конца кривой выше или ниже нулевой линии, а также при перекосе диаграммы запрессовка не бракуется.
Если на диаграмме имеются площадки, вогнутости или впадины, говорящие о продвижении деталей без усилия, или скачкообразные повышения усилий (больше нормы), её считают неудовлетворительной, а колёсную пару бракуют и распрессовывают.

Неудовлетворительная диаграмма запрессовки
Для контроля плотности посадки бандажа по отсутствию его возможного сдвига в эксплуатации на ободе колёсного центра напротив одной из спиц наносят контрольную риску затупленным зубилом. На бандаже (на продолжении линии контрольной метки) делают четыре – пять углублений керном. Затем в этих местах бандажа и центра проводят красную полосу шириной 25 мм. Такую же полосу наносят и в соединении ступицы с осью.
Ослабление или сдвиг бандажа может произойти из-за нарушения технологии его напрессовки, недостаточного натяга, попадания между посадочными поверхностями при напрессовке окалины, песка, грязи.

Контрольная риска на бандаже
Новые бандажи в эксплуатации, как правило не доставляют неприятностей, хотя и они могут ослабевать и проворачиваться. Чаще проворачиваются изношенные бандажи, которые при торможении систематически перегреваются и их посадка ослабевает (от перегрева такой бандаж даже меняет свой цвет).
Имея достаточный опыт осмотра механической части, ослабление посадки бандажа можно определить по глухому дребезжащему звуку при обстукивании молотком. Если появились сомнения в исправности, необходимо проверить совпадение контрольных отметок на бандаже и ободе.
Сформированную колесную пару окрашивают в черный цвет, белилами покрывают наружные грани бандажа и внутреннее соединение ступицы с осью.