Тяговые двигатели электропоезда служат для преобразования электрической энергии в механическую, необходимую для вращения колесных пар моторного вагона. На электропоезда серии ЭТ2М устанавливают тяговые двигатели ТЭД2У1, на электропоездах остальных серий могут быть установлены тяговые двигатели 1ДТ-003.3У1, 1ДТ-003.4У1, 1ДТ-003.5У1, 1ДТ-003.6У1, 1ДТ-0037У1 и 1ДТ-003.8У1. Принцип работы и устройство всех модификаций тяговых двигателей одинаковые, отличие в классе применяемой изоляции и размерах щеткодержателей.

Тяговый электродвигатель

Рис. Тяговый электродвигатель: 1 – вентилятор: 2 – задний подшипниковый щит; 3 – задняя крышка подшипника; 4 – подшипник; 5 – вал якоря; 6 – трубка смазки подшипника; 7 – вентиляционная решетка; 8 – остов (станина); 9 – якорь; 10 – кронштейн щеткодержателя; 11 – щеткодержатель; 12 – передняя крышка подшипника; 13 – передний подшипниковый щит; 14 – катушка главного полюса; 15 – сердечник главного полюса; 16 – сердечник дополнительного полюса; 17 – катушка дополнительного полюса.

Во время работы двигателя в режиме тяги его обмотка возбуждения соединена последовательно с обмоткой якоря, а при электрическом торможении создается независимое возбуждение от специального статического возбудителя. Основными частями тягового двигателя являются станина 8 (рис. 3.1) и якорь 9.

Станина имеет кронштейны для закрепления двигателя на тележке вагона и люки для входа и выхода охлаждающего воздуха, а также для осмотра и профилактики щеточно-коллекторного узла. В станине установлены главные полюсы 15 для создания основного магнитного потока и дополнительные полюсы 16 для создания магнитного поля в коммутационной зоне с целью улучшения коммутации тягового двигателя. Сердечники 15 главных полюсов собраны из фасонных листов, отштампованных из электротехнической стали, катушки 14 полюсов двухслойные, с обмотками из медной ленты.

Сердечники 16 дополнительных полюсов отлиты из стали с последующей механической обработкой, а обмотки 17 катушек выполнены из медной проволоки и установлены на специальных планках. Изоляцией катушек главных и дополнительных полюсов служат стеклослюдинитовая лента и стеклолента. Катушки в сборе с полюсами пропитаны эпоксидным компаундом и образуют монолитную конструкцию. Устанавливают дополнительные полюсы в нейтральных плоскостях между главными полюсами.

Якорь электродвигателя

Рис. Якорь электродвигателя: 1 – обмоткодержатель с вентилятором; 2 – втулка якоря; 3 – вал; 4 – бандаж; 5 – коллектор; 6 – нажимной конус коллектора: 7 – изоляционные манжеты; 8 – пластина коллектора; 9 – втулка коллектора; 10 – клин; 11 – обмотка якоря; 12 – сердечник якоря.

Все основные детали якоря собраны на втулке 2 (рис. 3.2), напрессованной на вал 3. Благодаря этому в случае необходимости можно заменить вал без нарушения целостности других элементов якоря. Сердечник 12 якоря набран из лакированных листов электротехнической стали, спрессованных между обмоткодержателем 1 и втулкой 9 коллектора. Обмоткодержатель 1 отлит из стали совместно с крыльчаткой вентилятора. Катушка 11 якоря состоит из семи одновитковых секций. Катушки и уравнители изолированы стеклослюдинитовой и стеклянной лентами. В пазовой части якоря обмотка удерживается клиньями 10, в лобовых частях – бандажом 4 из стеклобандажной ленты.

Коллектор 5 имеет арочную конструкцию. Нажимной конус 6 армирован стеклобандажной лентой для создания необходимой изолирующей поверхности между токоведущими и заземленными частями. Изоляционные манжеты 7 выполнены из стеклослюдопласта. Якорь 9 (см. рис. 3.1) вращается в роликовых подшипниках 4, наружные кольца которых запрессованы в отлитые из стали подшипниковые щиты 2 и 13. Эти щиты монтируют в горловину станины 8 при сборке двигателя. Для добавления смазки в подшипники служат маслоподводящие трубки 6 в крышках 3 и 12 подшипников. Щеткодержатели 11 изготовлены из латуни.

Регулируют усилие нажатия пружины на щетку поворотом регулировочного винта нажимного устройства. Кронштейны 10 щеткодержателя выполнены из пластмассы, армированной в резьбовой и контактной частях кронштейнов металлическими деталями. Кабели для подключения электродвигателя изготовлены из многожильного провода с резиновой изоляцией, снаружи двигателя они защищены рукавами. Маркировка проводов выполнена на станине и наконечниках следующим образом: Я1 и Я2 – соответственно начало и конец обмоток якоря и дополнительных полюсов; С1 и С2 – начало и конец обмотки возбуждения.

ep2d-m-covers-45

Электрическое торможение

Согласно принципа работы двигателя и генератора можно установить, что электрическая машина может работать как в качестве генератора, так и в качестве двигателя. Если к электрической машине подвести электроэнергию из сети, то она будет работать как двигатель.

ep2d-m-covers-54

Реверсирование тяговых электродвигателей

Реверсированием называют процесс изменения направления вращения якоря двигателя. Это происходит за счет изменения направления тока в обмотке возбуждения. Одновременно становятся противоположными полярность главных полюсов и направление вращающего момента.

ed4m-m-covers-164

Регулирование частоты вращения якоря тягового двигателя

Как отмечалось, для ограничения пускового тока в цепь обмоток якорей вводят сопротивление (пусковые резисторы). Причем, чем больше сопротивление, тем меньше частота вращения якоря. Постепенно выводя резисторы, увеличивают частоту вращения, т.е. скорость электропоезда. Несмотря на то, что скорость действительно увеличивается, такой способ нельзя считать регулированием. Это — вынужденная мера, применяемая только при пуске, очень неэкономичная, так как связана с большим расходом электроэнергии из-за потерь на нагрев резисторов.

ep2d-m-covers-53

Коммутация тяговых двигателей

При вращении якоря каждая секция обмотки поочередно переходит из одной параллельной ветви в другую. Это сопровождается замыканием данной секции накоротко с последующим изменением направления тока в ней на противоположное. Переключение секций называется коммутацией, секции, замыкаемые накоротко в процессе коммутации, называют коммутируемыми секциями.

Контур Официальный Партнёр

Рубрики

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.