Согласно принципа работы двигателя и генератора можно установить, что электрическая машина может работать как в качестве генератора, так и в качестве двигателя. Если к электрической машине подвести электроэнергию из сети, то она будет работать как двигатель.
Если, наоборот, вращать якорь электрической машины (в данном случае колесной парой), то электрическая машина будет работать как генератор, который стремится затормозить вал первичного двигателя (колесной пары), то есть создает тормозящий момент противоположный вращающему усилию колесной пары, который зависит от тока, отдаваемого генератором и магнитного потока.
Когда силы движущегося поезда обеспечивают вращение якорей двигателя с такой скоростью, что суммарная ЭДС двигателей становится выше напряжения контактной сети-получаем рекуперативное торможение с отдачей электрической энергии в контактную сеть.
При электрическом торможении на низких скоростях, эдс меньше напряжения контактной сети – реостатное торможение.