Шкворневой узел (рисунок 2.1.70) соединения моторного вагона и тележки. В шкворневую балку 1 рамы вагона вварен пятник 2. Снизу по конической поверхности в него запрессован шкворень 5 и затянут гайкой 3 и контргайкой 4. При этом размер между торцом пятника 2 и фланцем шкворня 5 после затяжки должно быть 12 мм min. Размер меньше 12 мм говорит о том, что шкворень прослаблен и должен быть заменен.
На шкворень 5 надет резинометаллический амортизатор 10, представляющий собой пружину запрессованную в резиновую массу.
Поднятый на домкратах готовый моторный вагон опускается на тележки до упора скользунов 11 кузова на скользуны 13 тележки. При этом шкворень 5 с резинометаллическим амортизатором 10 под весом вагона входит в трубу 12 надрессорного бруса тележки. В положении, когда вагон полностью опирается на скользуны 13 тележки, на хвостовик шкворня 5 устанавливаются труба 8 (дистанцер), шайба 9 и навинчивается гайка 6, которую затем затягивают до упора. При этом резинометаллический амортизатор 10 сжимается, его размер в радиальном направлении увеличивается и он зажимается в трубе 12 надрессорного бруса. Между шайбой 9 и торцом трубы 12 должен оставаться минимальный зазор 3 мм.
Шкворневой узел создает шарнирное соединение вагона с тележкой, обеспечивающее свободное поворот тележки относительно кузова при прохождении кривых участков пути, а также дополнительно гасит колебания вагона, не поглощенные центральной подвеской. Кроме того шкворневой узел препятствует возможности отсоединиться тележке от кузова в аварийных ситуациях при сходе вагона с рельсов.

Рисунок 2.1.70 – Шкворневой узел моторного вагона: 1 – шкворневая балка рамы вагона; 2 – пятник; 3 – гайка; 4 – контргайка; 5 – шкворень; 6 – – гайка; 7 – контргайка; 8 – труба; 9 – шайба; 10 – резинометаллический амортизатор; 11 – скользун кузова; 12 – труба; 13 – скользун тележки; 14 – регулировочная пластина;