2.1.1 При обслуживании электропоезда, на машиниста и его помощника, а также другой обслуживающий персонал воздействуют различные опасные и вредные производственные факторы. Кроме общепринятых опасных и вредных производственных факторов, на электропоезде также возможно воздействие:
Для исключения воздействия опасных и вредных производственных факторов, на оборудовании электропоезда нанесены предупреждающие знаки и символы, требования которых обслуживающего персонала обязаны соблюдать неукоснительно.
Если на оборудование нанесен предупреждающий знак «Осторожно вращающие части» (рисунок 2.1), прежде чем открыть контейнер и приступить к работе с оборудование, необходимо обесточит его цепи выключением соответствующего автоматического выключателя. К такому оборудованию относятся вентиляторы и муфты компрессорных агрегатов.
Оборудование электропоезда, которое при обслуживании может переместится и зажать руку, отмечено знаком «Осторожно. Возможна травма рук» (рисунок 2.2). Перед обслуживанием подобное оборудование необходимо обесточить. К подобному оборудованию относятся выдвижные подножки.
Оборудование электропоезда, которое во время работы имеет значительный нагрев, обозначено предупреждающим знаком «Осторожно. Горячая поверхность» (рисунок 2.3). Прикасается к такому оборудованию возможно только при обесточенных цепях и полном остывании поверхности.
Аппаратура электропоезда, при обслуживании которой возможно травмированные остаточным напряжением конденсаторов или необходимо соблюдать меры электростатической безопасности имеет предупреждающие знаки и надписи (рисунки 2.4 и 2.5). К такому оборудованию относятся тяговые преобразователи и преобразователи собственных нужд (ПСН). Перед их обслуживанием необходимо произвести операцию по разрядке конденсаторов и заземлению. При этом дополнительно необходимо использовать средства индивидуальной защиты – перчатки диэлектрические и диэлектрические коврики.
Аппараты электропоезда, при обслуживании которых возможно воздействие едких веществ на кожу и органы зрения, имеют предупреждающие знаки «Опасно. Едкое коррозионное вещество», «Осторожно. Аккумуляторная батарея» и «Работать в защитных очках» (рисунок 2.6). К такому оборудованию относятся аккумуляторные батареи.
Все электрическое оборудование, имеющее напряжение свыше 300 В расположено в контейнерах, закрытых крышкой с электро-механической блокировкой. На этих контейнерах нанесен запрещающий знак «Не открывать при поднятом токоприемнике» (рисунок 2.7). Открытие таких контейнеров возможно только после опускания токоприемников, включения заземлителей и с использованием специальных ключей, изъятие которых из устройства выдачи ключей невозможно при поднятых токоприемниках (после выполнения «процедуры заземления»). При этом дополнительно необходимо использовать средства индивидуальной защиты – перчатки диэлектрические и диэлектрические коврики.
Все электрооборудование электропоезда – остовы вспомогательных шин, расположенных вне высоковольтных контейнеров; панели пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников; корпуса тяговых преобразователе; крышки ящиков аккумуляторных батарей; розетки, дверцы электрических шкафов, люки прожекторов, крышки электрических контейнеров, крышки люков входных порталов, крышки пневматических панелей токоприемников; на дверях и щитах подвагонных контейнеров; на переходных коробках и розетках шин отопления поезда) отмечено предупреждающим знаком «Опасность поражения электрическим током» (рисунок 2.8). Обслуживание данного оборудования возможно только при обесточенных цепях – выключенной аккумуляторной батареи.
Металлические корпуса и оболочки вспомогательного и тягового электрооборудования, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением, превышающим допустимые значения, имеют защитное заземление относительно корпуса электропоезда. Места заземления обозначены специальным знаком (рисунок 2.9). При эксплуатации, приемке, сдаче, технических обслуживаниях электропоезда необходимо контролировать исправность и наличие шунтов защитного заземления.
Между головным и промежуточным моторным вагоном электропоезда, на торце моторного вагона расположена лестница для подъема на крышу. Открытие лестницы возможно только после опускания токоприемников, включения заземлителей и с использованием специальных ключей, изъятие которых из устройства выдачи ключей невозможно при поднятых токоприемниках (после выполнения «процедуры заземления») и заземления контактного провода, порядком, установленным владельцем инфраструктуры. У лестницы расположен запрещающий знак «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода» (рисунок 2.10).
При выполнении работ с электрооборудованием локомотивная бригада обязана использовать хранящиеся в шкафах принадлежностей головных немоторных вагонов средства индивидуальной защиты: диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики и штанги заземления (рисунок 2.11).
2.1.2 В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях, ухудшающих видимость, для улучшения освещения необходимо использовать переносной аккумуляторный звонарь, хранящийся в шкафах принадлежностей головных немоторных вагонов (рисунок 2.12). Данный фонарь также может использоваться для подачи ручных сигналов в темное время суток.
Для осмотра в темное время суток и при неудовлетворительной видимости оборудования, расположенного в шкафах и контейнерах необходимо использовать светильник переносной, хранящийся в каждой кабине управления (рисунок 2.13). В каждом шкафу и контейнере электропоезда имеется разъем для подключения переносного светильника.
Запрещается использовать для освещения и других целей открытый огонь (факелы, свечи). Особо опасные места обозначены запрещающим знаком «Запрещается пользоваться открытым огнем и курить» (рисунок 2.13).
2.1.3 При обслуживании электропоезда необходимо находится в специальной, установленной владельцем инфраструктуры, одежде и обуви, использовать защитные рукавицы, а при очистке оборудования от снега – защитные очитки.
2.1.4 На основании пункта 9 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23. 02. 2013 № 15-ФЗ и Распоряжения ОАО «РЖД» «Об утверждении инструкции по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава» № 2468 от 23. 11. 2018 г. локомотивной бригаде запрещено курение табака и потребление никотиносодержащей продукции на рабочем месте и рабочих зонах (в кабине управления, служебном тамбуре, пассажирском салоне, межвагонных переходах).
2.1.5 Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц к оборудованию и аппаратам, на электропоезде использована система различных запорных устройств, не распространенных в бытовом применении.
а) Для входных дверей машиниста и для дверей из пассажирского салона в служебный тамбур предусмотрен один универсальный ключ. Ключ уникален для каждого электропоезда (рисунок 2.14).
б) Механическая блокировка дверей салонов, блокировка элементов внутренней обшивки и шкафов для принадлежностей осуществляется при помощи внутреннего четырехгранного ключа комбинированного ключа (рисунок 2.15).
Механическая блокировка панелей управления, дверей шкафов и контейнеров электрооборудования осуществляется при помощи конического четырехгранного ключа комбинированного ключа (рисунок 2.15)
На третьей стороне комбинированного ключа вагона расположен квадрат для управления переключателями ПИТАНИЕ ШИНЫ АБ и ТО – 0 – УБОРКА на панели переключателей шкафа +115 в кабине управления. Это обеспечивает безопасность локомотивной бригады или обслуживавшего персонала от случайной подачи питания от аккумуляторной батареи в цепи управления или случайной смены режимов электропоезда «Уборка» или «Техническое обслуживание».
в) Механическая блокировка технологических люков установок обеззараживания воздуха осуществляется при помощи трехгранного ключа (рисунок 2.16).
г) Для обеспечения безопасности локомотивной бригады и обслуживающего и исключения несанкционированной активации пульта управления электропоезда, включения цепей управления и тормозного оборудования, на каждом электропоезде имеется один ключ выключателя цепей управления (ВУ) (рисунок 2.17). При смене кабин управления ключ переносится из оставляемой кабины управления во вновь активированную.
Список блокируемых или закрываемых устройств и компонентов в электропоезде показан в таблице 2.1. В таблице используются следующие целевые группы персонала: 1 – локомотивная бригада; 2 – ремонтный персонал; 3 – работники клининга.
Место расположения компонентов на поезде | Подлежащий запиранию компонент | Цель запирания | Вид запирания | Целевая группа |
1 Запорные устройства в служебном тамбуре и в кабине машиниста | Наружные двери служебного тамбура | Защита от несанкционированного доступа | Ключ в соответствии с рисунком 2.14 | 1, 2, 3 |
Внутренняя дверь служебного тамбура | Предотвращение доступа посторонних лиц | |||
Шкаф +114 | Блокировка в нормальном положении | Конический четырехгранный ключ | 1, 2 | |
Шкаф +115 | Внутренний четырехгранный ключ | |||
Люки потолка кабины | Конический четырехгранный ключ | 2 | ||
Откидная крышка маршрутного указателя | ||||
Крышка потолка в служебном тамбуре | ||||
Установка обеззараживания воздуха | Трехгранный ключ | |||
Шкаф дополнительного оборудования и принадлежностей | Внутренний четырехгранный ключ | 1 | ||
Выдвижная полка микроволновой печи | ||||
2 Запорные устройства пульта машиниста | Крышка отсека бака омывателя стеклоочистителя | Блокировка в нормальном положении | Конический четырехгранный ключ | 1, 2 |
Крышка отсека ЭПК и разобщительных кранов | Внутренний четырехгранный ключ | |||
Крышка отсека разобщительных кранов (тифона, свистка) | ||||
Выключатель цепей управления | ||||
Крышка отсека электрических компонентов | ||||
Выключатель цепей управления | Защита от несанкционированной активации кабины машиниста | Ключ в соответствии с рисунком 2.17 | ||
3 Запорные устройства в салоне | Шкаф принадлежностей | Предотвращение доступа для посторонних лиц. Блокировка в нормальном положении. | Внутренний четырехгранный ключ | 1, 2, 3 |
Подъемник для инвалидов | Конический четырехгранный ключ | 1, 2 | ||
Потолочная крышка портала наружной двери | Внутренний четырехгранный ключ | |||
Контейнер с электрическим оборудованием | Предотвращение доступа для посторонних лиц, даже если потолочная крышка портала наружной двери открыта. Блокировка в нормальном положении | Конический четырехгранный ключ | ||
Рычаг аварийного тормоза | Для возвращения в исходное положение после активации | |||
Крышки в облицовке стоек наружной двери | Предотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положении | Внутренний четырехгранный ключ | ||
Крышки бокового потолка | Конический четырехгранный ключ | |||
Наружные двери салона | Механическая блокировка двери, например, при выводе из эксплуатации двери | Внутренний четырехгранный ключ | 1, 2, 3 | |
Двери межвагонного перехода | Блокирование дверей в закрытом положении (например, при пожаре с целью его нераспространения) | |||
Откидная крышка в облицовке торцевой стенки | Открытие для сервисного обслуживания раздвижного механизма двери межвагонного перехода | 2 | ||
Ящик аварийной лестницы | Предотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положении | Конический четырехгранный ключ | 1, 2, 3 | |
Форточки в оконных блоках | Механическая блокировка в закрытом положении | |||
4 Запорные устройства санузла | Входная дверь | Запирание (напр., при неисправности, при выводе из эксплуатации с целью индивидуального использования санузла локомотивной бригадой) | Конический четырехгранный ключ | 1, 2, 3 |
Функциональная дверь снизу (контейнер для мусора) | Предотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положении | 2, 3 | ||
Зеркальная дверь | ||||
Люки для технического обслуживания внутри санузла (×5) | 2 | |||
Ревизионный отсек группы резервуаров снаружи санузла | ||||
5 Запорные устройства в подвагонном пространстве | Контейнеры 380 В | Предотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положении | Конический четырехгранный ключ | 1, 2 |
Контейнеры тормозного оборудования | ||||
Контейнеры тягового преобразователя | 2 | |||
Контейнеры для заправки водой | 1, 2 | |||
Контейнеры розетки внешнего питания | 2 | |||
Контейнер аккумуляторной батареи | 1, 2 | |||
Контейнеры с разобщительными кранами | ||||
Контейнеры модуля пневмораспределителей | ||||
Контейнеры вспомогательного компрессора | ||||
Контейнеры источников питания | ||||
Крышки приводов выдвижных подножек | ||||
Контейнеры главных компрессоров | ||||
6 Запорные устройства на крыше электропоезда | Климатическая установка кабины машиниста | Предотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положении | Конический четырехгранный ключ | 2 |
Климатическая установка салона |
ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150
8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail
Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи
© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.
Поддержка ресурса это каждодневный труд сотрудников нашего агентства, сейчас они работают не только над восстановлением ЭТТ но и над развитием собственного проекта.
Уверены, Вас не затруднит перейти на сайт и кликнуть пару ссылок: Контур – Официальный партнёр