1.1 Эксплуатация электропоезда должна осуществляется на электрифицированных железных дорогах с шириной колеи 1520 мм. Номинальное напряжение постоянного тока контактной сети должно составлять 3 кВ.
Максимальное напряжение в системе тягового электроснабжения не должно превышать 4000 В. Минимальное напряжение тягового электроснабжения должно быть не ниже 2200 В.
Запрещается превышать параметры технических характеристик электропоезда, приведенные в пункте 1.2 Руководства по эксплуатации ЭС104.0.00.000.000 РЭ часть 1.
1.2 Эксплуатация электропоезда должна осуществляется в пределах рабочих температур окружающего воздуха от минус 40 °С до плюс 40 °С. Предельными рабочими температурами для электропоезда составляют от минус 50 °С до плюс 45 °С.
Длительный отстой электропоезда при отрицательных температурах, для поддержания температуры в салоне и кабине на уровне от плюс 2 °С до плюс 5 °С и обогрева баков и трубопроводов с водой, допускается только при питании от контактной сети либо от внешнего источника 380 В.
При длительном отстое электропоезда в нерабочем состоянии и температуре наружного воздуха не ниже минус 10 °С, для исключения повреждения канализационных стоков и фекальных баков, их опорожнение должно быть произведено не позже 12 часов с момента отключения отопления и при условии, что исходная температура с салоне составляла не менее плюс 14 °С, а входные двери салонов закрыты.
При длительном отстое электропоезда в нерабочем состоянии и температуре наружного воздуха не ниже минус 40 °С, для исключения повреждения канализационных стоков и фекальных баков, их опорожнение должно быть произведено не позже 90 минут с момента отключения отопления и при условии, что исходная температура с салоне составляла не менее плюс 14 °С, а входные двери салонов закрыты.
Длительный отстой электропоезда в нерабочем состоянии и без подключения внешних источников питания и вне отапливаемых цехов допускается до температуры наружного воздуха не ниже минус 25 °С.
При температуре наружного воздуха ниже минус 25 °С длительный отстой электропоезда в нерабочем состоянии должен производится после демонтажа особо чувствительного оборудования и выполнения дополнительных работ, приведенных в Руководстве по эксплуатации ЭС104.0.00.000.000 РЭ9 часть 10.
Длительный отстой электропоезда при температуре наружного воздуха ниже минус 40 °С вне отапливаемого помещения не допускается.
1.3 Максимальная высота эксплуатации электропоезда над уровнем моря составляет не более 1200 м.
1.4 Заправка баков санитарных модулей чистой водой должна обеспечиваться под давлением не более 0,3 МПа. Опорожнение бака сточной воды санитарных модулей должно обеспечиваться с помощью вакуумного насоса с уровнем вакуумирования 0,08 МПа
1.5 Мойка кузова должна выполняться с помощью моечной машины в закрытом отапливаемом помещении при температуре наружного воздуха до минус 15 °С.
Допускается полив теплой водой на поверхности налипших снежных масс и льда. При этом давление струи воды должно быть в пределах от 0,3 МПа до 0,4 МПа, а температура воды не должна превышать 60 °С.
На допускается попадание струи воды под давлением в вентиляционные отверстия тяговых двигателей, лабиринтные кольца редукторов и букс, кожухи гидравлических демпферов, подшипники торсионных стабилизаторов, тормозные блоки, буферные элементы выдвижных подножек.
Моющие средства, используемые для очистки лакокрасочного покрытия электропоезда должны иметь кислотность (рН) в пределах от 1,5 до 3,0 и щелочность (рН) в пределах от 9 до 11.
1.6 Выходная мощность тягового оборудования электропоезда в зависимости от напряжения контактной сети обеспечивается в диапазонах, приведенных на рисунке 1.1.
Номинальное значение выходной мощности тягового оборудования обеспечивается в диапазоне напряжений от 3,0 до 4,0 кВ. При падении питающего напряжения с 3,0 до 2,7 кВ происходит линейное снижение выходной мощности со 100 до 90 %. При падении питающего напряжения с 2,7 до 2,2 кВ происходит линейное снижение выходной мощности с 90 до 50 % с большей интенсивностью. При напряжении контактной сети ниже 2,2 кВ или выше 4,0 кВ происходит лавинообразное падение мощности до 0 % с отключением быстродействующего выключателя при напряжении ниже 2,0 кВ или выше 4,0 кВ.

1.7 Максимальный ток электропоезда, потребляемый из контактной сети в режиме тяги, рассчитывается по формуле:

Где Рна ободе колеса – мощность на ободе колеса, кВт; РПСН – выходная мощность ПСН, кВт; РобогревКУ – мощность, затрачиваемая на обогрев климатических установок, кВт, приблизительно равна 30 кВт на одну климатическую установку; ηред – КПД редуктора; ηдв – КПД тягового двигателя; ηинв – КПД импульсного инвертора; ηдросс – КПД дросселя; ηпсн – КПД ПСН; U – номинальное напряжение контактной сети в режиме тяги.
В таблице 1.1 представлены номинальные значения КПД компонентов тягового привода электропоезда.
Наименование параметра | Значение |
КПД редуктора | 0,9659 |
КПД тягового двигателя | 0,948 |
КПД импульсного инвертора | 0,98 |
КПД дросселя сетевого фильтра | |
КПД ПСН | 0,9 |
Максимальный потребляемый ток электропоезда с восьмью работающими тяговыми электродвигателями равен:

1.8 Расчетные характеристики режима тяги, режима электродинамического торможения и сопротивления движению представлены на рисунке 1.2. Участки тяговых характеристик для электропоезда с восьмью работающими тяговыми электродвигателями описываются следующими функциями:
– при скорости движения от 0 км/ч до 37,7 км/ч
Fk = 280 кН
– при скорости движения от 32,8 км/ч до 126 км/ч
Fk =
– при скорости движения от 37,7 км/ч до 110 км/ч
Fk =
– при скорости движения от 110 км/ч до 160 км/ч
Fk =

1.9 Расчетные характеристики режима электродинамического торможения представлены на рисунке 1.3. Участки характеристик режима электродинамического торможения для электропоезда с восьмью работающими тяговыми электродвигателями описываются следующими функциями:
– при скорости движения от 0 км/ч до 10 км/ч
Bt =
– при скорости движения от 10 км/ч до 46,7 км/ч
Bt = 210 кН
– при скорости движения от 46,7 км/ч до 160 км/ч
Bt =

1.10 Зависимость среднего ускорения от массы поезда приведены на рисунке 1.4 и в таблице 1.2.

Масса поезда | 380 | 370 | 360 | 350 |
Среднее ускорение, м/с2 | 0,58 | 0,60 | 0,62 | 0,64 |
Масса поезда | 340 | 330 | 320 | 310 | 300 |
Среднее ускорение, м/с2 | 0,66 | 0,68 | 0,70 | 0,72 | 0,75 |
1.10 Предельные эксплуатационные параметры элементов колесных пар приведены в разделе Е.1 Приложения Е Руководства по эксплуатации ЭС104.0.00.000.000 РЭ9 часть 10.
1.11 Предельные эксплуатационные параметры дисков тормозных приведены в разделе Е.2 Приложения Е Руководства по эксплуатации ЭС104.0.00.000.000 РЭ9 часть 10.
1.12 Запрещается выдавать из депо электропоезда со следующими неисправностями:
- неисправность системы видеонаблюдения и оповещения пассажиров;
- неисправность автоматических дверей пассажирских салонов и выдвижных подножек;
- неисправность (разрыв, ослабление крепления с нарушением герметизации) межвагонных переходов;
- сквозное повреждение стеклопакетов окон пассажирских салонов и кабины управления;
- неисправность устройств очистки лобового стекла, вызывающих снижение видимости в неблагоприятных погодных условиях;
- течь охлаждающей жидкости по трубопроводам системы охлаждения тягового преобразователя;
- наличие следов срабатывания крэш-элемента (отклонена контрольная планка фильеры от ее первоначального положения, деформация сварного шва приварки планки к трубе, выход планки из пазов фильеры или ее отламывание), хотя бы у одной межвагонной сцепки;
- неисправность замков крышек подвагонного оборудования;
- неисправность системы мастер-ключ, не позволяющей произвести заземление электропоезда установленным порядком;
- неисправности внутривагонного оборудования, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также снижающие уровень комфорта при проезде в вагоне электропоезда;
- неисправность санитарного модуля, а также переполнение бака серой воды или отсутствие в баке чистой воды, вызывающие исключение санитарного модуля из работы;
- неисправность пневматических рессор и регулятора положения кузова, вызывающая утечку сжатого воздуха, и не обеспечивающая необходимый постоянный уровень пола вагона;
- неисправность систем защиты от боксования и юза колесных пар.
С остальными неисправностями, определенными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской федерации.