Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.19 Порядок пользования системой автоведения электропоезда

4.19.1 Описание и работа

а) Общие сведения

Система автоведения (АВ) – предназначена для энерго-оптимального управления тягой и торможением электропоезда с целью выполнения служебного расписания движения.

Допуск машиниста к работе с автоведения производит владелец инфраструктуры после принятия зачета по знанию основных требований системы и порядка работы с ней.

б) Назначение системы

Система автоведения постоянно рассчитывает силу тяги или торможения, необходимую для следования, в соответствии со служебным расписанием движения, с учетом сигналов локомотивной сигнализации, ограничениями скорости и остановок на остановочных пунктах.

Система автоведения (АВ), это программное обеспечение, входящее в состав системы управления электропоезда.

Система информирования машиниста (СИМ) – предназначена для отображения информации о расписании движения, параметрах и маршруте движения электропоезда. СИМ отображает функционирование системы автоведения через экраны левого монитора пульта управления.

Расшифровка пиктограмм монитора:

FpСила тяги, %
Ограничение скорости, км/чОграничение скорости, км/ч
Время до ПТОставшееся время до пневматического торможения в зимнее время, с
ППрофиль о/оо
АУскорение, м/с2
S до ТООставшееся расстояние до точки остановки, м
Режим «Советчик»Режим «Советчик»
Режим «Автоведение»Режим «Автоведение»

в) Эксплуатационные ограничения

Систему автоведения возможно использовать только:

  • на исправном электропоезде;
  • при работающих приборах безопасности движения и локомотивной сигнализации.

г) Режимы работы системы АВ

В системе АВ имеются следующие режимы:

  • «АВ» – режим автоведения с расписанием, загруженным в монитор;
  • «АВ-Р» – режим автоведения с расписанием, полученным из радиоканала от БРУС-МК (режим работает аналогично режиму «АВ»);
  • «С» – режим советчик с расписанием, загруженным в монитор;
  • «С-Р» – режим советчик с расписанием, полученным из радиоканала от БРУС-МК (режим работает аналогично режиму «С»).

4.19.2 Использование по назначению

а) Порядок работы

Для настройки АВ и ее проверки готовности к работе, необходимо включить питание системы управления и приборов безопасности, затем из «Основного экрана» перейти в экран СИМ в соответствии с рисунком 4.105.

Экран «Система информирования машиниста» (СИМ)
Рисунок 4.105 – Экран «СИМ»

Переключение экранов на мониторе, осуществляется посредством программируемых кнопок клавиатуры монитора. В экране СИМ с помощью программируемой кнопки 2 открыть вкладку «Настр. АВ» в соответствии с рисунком 4.106.

Настойка АВ
Рисунок 4.106 – Настойка АВ

Во вкладке «Настр. АВ» в полях:

  • Зеленым цветом указываются активные (выбранные) позиции;
  • Серым цветом указываются неактивные (невыбранные) позиции.

Выбор необходимого значения осуществляется посредством стрелок ↑↓ (для перехода между полями) и цифр на клавиатуре монитора (для выбора значения). Цифровые и буквенные значения принимаются к исполнению системой автоведения после нажатия кнопки «Enter».

Для примера на рисунке 4.106 по умолчанию выбраны значения:

  • для «Ускорения» – 0,9;
  • для «Замедления» – 0,9;
  • для «Торм. только ЭЛТ» – 1- да;
  • для «Разблок. дверей в АВ» – 0-нет.

При выбранном значении «1-да» текстового поля «Торм.только ЭЛТ», ранее введенное цифровое значение поля «Замедление» подсвечивается серым цветом и при нажатии «Enter» к исполнению не принимается.

Номер поезда, введенный в систему безопасности движения, автоматически передается в монитор во вкладку «Настр. АВ». Смена номера поезда в мониторе осуществляется посредством его изменения в системе безопасности движения.

После ввода номера поезда в систему безопасности движения, система управления электропоездом загрузит расписание данного поезда (при его наличии в файле «Маршрутная карта») во вкладке «Расписание». Для просмотра расписания необходимо из экрана СИМ перейти с помощью программируемой кнопки 4 в окно «Расписание», во вкладку «РАСПИСАН. (БД)» в соответствии с рисунком 4.107.

Экран «Расписание»
Рисунок 4.107 – Экран «Расписание»

Переключение между вкладками в окне «Расписание» осуществляется при помощи «+» или «-» на клавиатуре монитора.

При отсутствии расписания на введенный номер поезда, системы АВ и СИМ не работают. На борт электропоезда с работающей системой автоведения прошиваются расписания, начинающиеся только на 6***.

Монитор определяя текущий день недели (рабочий или выходной) загружает расписание, соответствующее номеру поезда, введенному в систему безопасности движения.

По умолчанию в монитор, введены основные праздничные дни. При необходимости можно вручную указать день недели (рабочий или выходной).

В верхней части черным цветом указывается текущий номер расписания, серым цветом следующий за ним. Посредством клавиатуры монитора, с помощью ↓↑ можно просмотреть текущее и следующее за ним расписания. Желтым цветом указывается текущая станция в расписании (определяется посредством GPS и текущего времени).

В режиме «АВ» система может выполнять движение по расписанию, отображенному во вкладке «Расписание»:

  • «Расписание БД» загруженное в монитор (рисунок 4.108);
Рисунок 4.108
  • «Расписание (РК)» полученное монитором посредством БРУС-МК из радиоканала (рисунок 4.109).
Рисунок 4.109

Для активации (отключения) расписания полученного из радиоканала, необходимо во вкладке «РАСПИСАН. (РК)» нажать «Enter».

СИМ и АВ допускают внесение изменений параметров, задаваемых локомотивной бригадой, как при подготовке к работе, так и в процессе движения поезда.

При необходимости локомотивная бригада может изменить такие параметры как:

  • Дополнительное ограничение скорости от 20 до 120 км/ч. Устанавливается постоянное дополнительное ограничение скорости движения по участку (до отмены машинистом). Для этого из экрана СИМ посредством стрелок ↑↓ на клавиатуре монитора необходимо выставить величину ограничения. Установленное ограничение отображается на экране СИМ в виде пиктограммы;
  • Ускорение от 0,4 до 0,9 м/с2. Устанавливается максимальное ускорение, с которым должен следовать электропоезд. По умолчанию 0,9 м/с2 (до изменения машинистом);
  • Замедление от 0,4 до 0,9 м/с2. Устанавливается максимальное замедление, с которым должен следовать электропоезд. По умолчанию 0,9 м/с2 (до изменения машинистом).

Изменение параметров ускорение и замедление проводится идентично указанному в п. 4.19.2.

Настройка времени и даты в системе АВ и СИМ не требуется, данная функция предусмотрена в программном обеспечении монитора системы управления.

После настройки АВ и при наличии данных от системы безопасности движения, в левом нижнем углу экрана «СИМ» загорается значок Советчик «С» (рисунок 4.111).

Система АВ полностью готова к работе при выполнении следующих условий:

  • в БЛОК введен номер поезда;
  • проведены все необходимые проверки для подготовки электропоезда к движению в соответствии с нормативными документами;
  • активна система локомотивной сигнализации системы безопасности движения;
  • наличие пиктограммы «С» в левом углу экрана СИМ;
  • рассчитана и отображена на СИМ прогнозная скорость движения;
  • на экране СИМ под цифрой «5» появилась подпись «АВ».

б) Работа с предупреждениями

Предупреждения могут быть получены по радиоканалу или ручным вводом.

Все ограничения скорости, полученные системой по радиоканалу, автоматически принимаются системой АВ и регистрируются в БД АВ, как показано на рисунке 4.110.

В списке предупреждений полученных по радиоканалу выделены:

  • зелёным цветом – предупреждения, принятые к исполнению;
  • жёлтым цветом – предупреждения, не принятые к исполнению.
Экран ограничений скорости
Рисунок 4.110 – Экран ограничений скорости

Для ручного ввода предупреждений необходимо перейти из экрана СИМ в экран «Предупреждения» (кнопка 6), в соответствии с рисунком 4.111.

Экран предупреждений
Рисунок 4.111 – Экран предупреждений

На экране ручного ввода предупреждений расположены 3 вкладки – «Постоянные», «Временные» и «Радиоканал». Переход между вкладками осуществляется нажатием на клавиатуре клавиш «+» и «-» в соответствии с рисунком 4.112.

Экран ручного ввода предупреждений
Рисунок 4.112 – Экран ручного ввода предупреждений

Предупреждения, отображаемые во вкладке «Радиоканал», не подлежат редактированию. Предупреждения, занесённые в ручную во вкладку «Постоянные» не удаляются при перезагрузке поезда (монитора). Удалить данные предупреждения можно только в ручную. Предупреждения, занесённые в ручную во вкладку «Временные», автоматически стираются после перезагрузки поезда (монитора).

Для того чтобы добавить новое предупреждение во вкладку «Постоянные» или «Временные», необходимо нажать «0». После этого курсор автоматически появится в поле «Начало ограничения, км». Ввод КМ и ПК осуществляется посредством нажатия цифр на клавиатуре. Переход между полями осуществляется посредством стрелок ↓↑. После ввода ограничения скорости «ОС» для принятия системой введенного предупреждения необходимо нажать «Enter».

Для исправления ранее введенного предупреждения необходимо посредством стрелок ↓↑ встать на предупреждение и нажать цифру «1».

Для того чтобы удалить предупреждение необходимо посредством стрелок ↓↑ встать на предупреждение и нажать цифру «2». Далее подтвердить удаление нажав цифру «1».

Для того чтобы удалить все предупреждения во кладке необходимо выбрать вкладку посредством нажатия «+» или «-» и нажать цифру «3». Далее подтвердить удаление нажав цифру «1».

Для выхода из экрана ввода предупреждений необходимо нажать цифру «4» – Применить.

в) Активация режима «АВ»

Активация режима АВ возможна после настройки АВ и при наличии данных от системы безопасности движения.

В меню экрана СИМ необходимо нажать кнопку 5 «АВ» (рисунок 4.113) и после появления мигающей пиктограммы «АВ» в левом углу экрана СИМ, перевести джойстик контроллера ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ из положения «0» в положение «Тяга» и обратно в положение «0» за время не более 2,5 с.

Экран активированного режима «Автоведение»
Рисунок 4.113 – Экран активированного режима «Автоведение»
ВНИМАНИЕ

Ожидание активации АВ (мигание пиктограммы «АВ» в левом углу экрана СИМ) после нажатия кнопки 5 «АВ» составляет 10 секунд. По истечении 10 секунд, мигающая пиктограмма «АВ» сменится на постоянно горящую пиктограмму «С». Для повторной активации необходимо вновь нажать кнопку 5 «АВ».

Допускается трогание с места электропоезда осуществлять вручную джойстиком КТТ и во время разгона нажать кнопку 5 «АВ» и вернуть контроллер ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ в положение «0».

Электропоезд начнет движение в соответствии с расчетной скоростью движения до полной остановки на следующей платформе, автоматически производя расчет необходимой силы тяги и торможения с учетом:

  • выполнения расписания движения с точностью ±15 с;
  • сигналов локомотивной сигнализации;
  • установленной допустимой скорости, ограниченной постоянными и временными ограничениями, переданными по радиоканалу;
  • профиля пути.

Система АВ автоматически остановит электропоезд на платформе с точностью ±25 см (напротив мониторов). После остановки на платформе, система автоматически перейдет в режим «Пауза», о чем будет свидетельствовать постоянно мигающая пиктограмма «АВ». В это же время допускается разблокировка дверей для посадки и высадки пассажиров с сохранением режима «Пауза».

ВНИМАНИЕ

При активной системе АВ в случае ошибочного разблокирования дверей не со стороны расположения платформы на экране СИМ появится баннер(рисунок 4.114)
Баннер о расположении платформы при ошибочном разблокировании дверей
Рисунок 4.114 – Баннер о расположении платформы при ошибочном разблокировании дверей

После посадки пассажиров и блокирования дверей электропоезда машинистом, для перевода системы из режима «Пауза» в режим «АВ», необходимо перевести джойстик контроллера ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ из положения «0» в положение «Тяга» и обратно в положение «0».

В любой момент времени машинист может выйти из режима «АВ» в режим «С». Для этого необходимо произвести любое из следующих действий:

  • нажать кнопку «5» на экране СИМ;
  • перевести контроллер ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ в положение «Тяга» или «Торможение»;
  • произвести ступень пневматического торможения с разрядкой ТМ более 0,025 МПа.

Для возврата к режиму «АВ» из режима «С» необходимо выполнить его повторную активацию.

В процессе движения, система АВ рассчитывает выполнение текущего графика движения. Отклонение от текущего графика отображается на экране СИМ в правом верхнем углу экрана с изменением цвета отображаемых значений:

  • при опережении графика цвет цифр «белый». В этом случае активация АВ не возможна в соответствии с рисунком 4.115.
Рисунок 4.116
  • при движении в соответствии с графиком цвет цифр «зеленый». Согласно техническим требованиям, время «Графиком» начинается за 15 секунд до времени отправления в соответствии с рисунком 4.117;
Рисунок 4.117
  • при отставании от графика цвет цифр «красный». Согласно техническим требованиям, время «Опоздание» начинается через 15 секунд после времени отправления в соответствии с рисунком 4.118;
Рисунок 4.119

г) Режимы

В режиме «С» советчик – система автоведения не выдает управляющих сигналов, а только производит расчет скорости движения, исходя из заданных условий эксплуатации.

В режиме «АВ» система автоведения только после двойной команды машиниста (нажатие кнопки «5» и воздействие на контроллер ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ) начинает выдавать управляющие сигналы на включение тяги или торможения для обеспечения выполнения расчетной скорости движения в заданных условиях эксплуатации.

В режиме «Пауза» машинист может активировать АВ только воздействием на контроллер ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ переведя контроллер из положения «0» в положение «Тяга» и обратно в положение «0» за время не более 2,5 с.

В случае если машинист задержит контроллер ТЯГА-ТОРМОЖЕНИЕ в положении «Тяга» более 2,5 с, то электропоезд выйдет из режима «АВ» и будет управляться в ручном режиме. На экране монитора загорится пиктограмма «С» советчик.

В зимних условиях работы в СИМ предусмотрен режим напоминания о проведении каждый час проверки пробы тормозов в пути следования. Для того, чтобы включить режим напоминания необходимо нажать кнопку «8» на экране СИМ, при этом на экране появится таймер обратного отсчета времени, и за 5 минут до приближения указанного времени таймер начнет менять цвет с желтого на зеленый.

д) Действия при нештатной работе АВ

В случае невозможности включить систему АВ, а также в случае сбоя перейти на управление электропоездом в ручном режиме. Обо всех замечаниях по работе АВ необходимо сделать запись в журнал ТУ-152. В случае ухудшения погодных условий рекомендуется уменьшить максимально допустимые ускорения тяги и торможения в соответствии с пунктом 2.3.2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Контур Официальный Партнёр

Рубрики

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.