Электропоезд предназначен для пассажирских перевозок на пригородных электрифицированных участках железных дорог с напряжением в контактной сети 3000В постоянного тока, с шириной колеи 1520 мм.
Серийное производство электропоезда постоянного тока ЭД4 освоено в 1997 году. Электропоезд ЭД4М имеет следующие конструктивные отличия, повышающие его потребительские свойства, безопасность эксплуатации и технический уровень:
- внешне измененная лобовая часть головного вагона;
- окна кабины с увеличенными размерами, лобовые окна пятислойные, толщиной 21 мм, повышенной прочности;
- в кабине машиниста установлен дисплей для индикации сигналов системы противопожарной сигнализации и информации о неисправностях вагонов поезда;
- для улучшения интерьера пассажирского салона электропоезда в качестве облицовочного материала использован трудногорючий пластик марки СТ-ТК (ТР, СМ); при креплении стыков панелей поперечных и боковых стен, а также наличников используются специальные застежки;
- салоны оборудованы 6-ти местными пластиковыми диванами с мягкими накладками;
- окна салонов выполнены с применением герметичных стеклопакетов;
- люминесцентное освещение – “световая линия”, с вмонтированными в нее громкоговорителями и пожарными извещателями (ПИД, ПИП);
- противопожарная безопасность обеспечивается электронной системой сигнализации о загорании и неисправностях и стационарными установками аэрозольного пожаротушения;
- электрокалориферное отопление салонов вагонов;
- головные вагоны оборудованы электронными маршрутными указателями;
- в салонах вагонов над входными дверями установлены информационные табло; световая информация в салонах дублируется параллельно синтезатором речи;

Электропоезд ЭД4М
Основные технические данные электропоезда ЭД4М
Наименование показателя | Значение |
Производитель | Демиховский машиностроительный завод |
Серия | ЭД4 |
Вагонов на состав | 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
Вместимость | 3226 человек (при 7 пасс/м2) |
Ширина колеи | 1520 мм |
Напряжение | 3000 В |
Конструкционная скорость | 130 км/ч |
Максимальная эксплуатационная скорость | 120 км/ч |
Среднее ускорение поезда при расчетной населенности на прямом горизонтальном участке пути до скорости 60 км/ч | не менее 0,62 м/с2 |
Среднее замедление при электрическом торможении до скорости 80 км/ч | 0,65 м/с2 |
Тормозной путь со скорости 120 км/ч при номинальной населенности | |
при полном электропневматическом торможении | не более 1000 м |
при экстренном пневматическом торможении | не более 1050 м |
Система тяги | контакторно-реостатная |
Тормозная система | рекуперативно-реостатная |
Общая часовая мощность тяговых электродвигателей | 4700 кВт |
Часовая мощность тяговых электродвигателей моторного вагона | 235х4 (940) кВт |
ЭД4, как и ЭД2Т, был создан в качестве прямой замены ЭР2. Его кузов абсолютно идентичен кузову поездов ЭД2Т и поезда ЭР29 (первого электропоезда с кузовом подобного типа), от кузова ЭР2 отличается немного удлинённым салоном и большей длиной тамбура и соответственно большей шириной дверных проемов (1250 мм), что существенно ускоряет посадку и высадку в часы пик.
В салоне установлены двухместные и шестиместные полумягкие диваны одной из двух вариаций — либо со сплошной обшивкой из искусственной кожи, либо с обшивкой из пластика и мягкими накладками.

Салон электропоезда ЭД4М
Составность электропоезда
Основные варианты формирования электропоездов – четное количество вагонов (4,6,8,10,12). В зависимости от интенсивности пассажиропотоков электропоезда серий ЭД4М могут быть сформированы из 11, 9, 7, 8, 6, и 4 вагонов. Для обеспечения автономности поезда число вагонов в нем должно быть не меньше четырех, из них два вагона должны быть головные с кабинами управления.
При любом варианте формирования в состав электропоездов серии ЭД4М входят два головных вагона.
Для соединения электрических цепей при формировании электропоезда вагоны оборудованы межвагонными соединениями.

Составность электропоезда ЭД4М
Кабины машиниста у электропоездов всех серий предусмотрены только в головных вагонах.

Кабина машиниста электропоезда ЭД4М
Для входа в кабину имеется служебный тамбур. Из служебного тамбура есть выход в тамбур вагона.
Основные габаритные размеры электропоезда и вагонов
Наименование показателя | Значение |
Полная длина электропоезда основной составности по осям автосцепок головных вагонов | 220670±500 мм |
Длина вагонов электропоезда по боковым стенам кузова без автосцепки: | |
|
21550±20 мм |
|
21500±20 мм |
Ширина кузова (по гофрам) | 3522-10 |
Высота оси автосцепки от уровня верха головок рельсов под массой тары: | |
|
1060±20 мм |
|
1132±20 мм |
Высота пола от уровня верха головок рельсов под массой тары | 1398±20 мм |
Расстояние от уровня верха головок рельсов до нижней точки кожуха редуктора при новых бандажах под массой тары | не менее 117 мм |
Длина салона: | |
|
12850 мм |
|
16050 мм |
|
16050 мм |
Ширина салона (между боковыми стенами) | 3304 мм |
Количество мест для сидения: | |
|
80 |
|
116 |
|
116 |
|
110 |
|
1088 |
|
1070 |
Номинальная населенность (количество мест для сидения плюс 5 пассажиров на 1 м2 свободной площади) |
|
|
205 пасс. |
|
249 пасс. |
|
249 пасс. |
|
2402 пасс. |
Масса тары (материалоемкость): | |
|
не более 45,0 т |
|
не более 60,5 т |
|
не более 41,5 т |
|
не более 517,0 т |