Ремонт механической части заключается в выявлении неисправностей и ремонте рам тележек, колёсных пар, букс, рессорного подвешивания, автосцепки.
Неисправности и ремонт рам тележек
В процессе эксплуатации необходимо систематически вести наблюдение за рамой тележки и деталями подвешивания. К неисправностям рам можно отнести – трещины в сварных швах и в целом металле на продольных и поперечных балках, ослабление болтов крепления скользунов. Категорически запрещается эксплуатация тележек с изломами или трещинами в деталях.
Как правило, ремонт рам производится на ТР-3.
Перед ремонтом рамы, тележки подвергаются очистке от грязи и пыли. При наличии трещин их “разделывают” и заваривают электродами. По концам, трещины рассверливают сверлом Ф3-5 мм.
Перед завариванием место нагревают до температуры 300-400 С.
Изношенные накладки снимаются, привариваются новые. При наличии потертостей более 5мм их устраняют наплавкой. Все ослабшие болты закрепляются, а изношенные заменяются новыми. Износ приливов крепления ТЭД устраняется наплавкой или приваркой накладок.
Ремонт колёсных пар
При ремонте КП без смены элементов выполняют обточку бандажей, как с выкаткой, так и без выкатки из под поезда. При ремонте выполняют шлифовку шеек и накатку их роликами. Со сменой элементов заменяют оси, колёсные центры, бандажи и т.д.
Неисправности и ремонт букс:
- трещина в корпусе буксы;
- образование трещин на поверхности катания буксовых роликов или торцах;
- шелушение металла на поверхности катания роликов и на беговых дорожках наружных и внутренних колец;
- разрушение роликов и сколы их по фаскам;
- проворачивание внутренних колец или их разрыв;
- разрушение сепараторов.
Полная ревизия букс производится во время проведения ТР-3.
При ремонте букс, заварка сквозных трещин в корпусе роликовых подшипников запрещается, т.е. их бракуют.
При сборке буксового узла и подкатке КП должны соблюдаться следующие условия:
- оси КП тележки должны быть параллельны между собой и перпендикулярны продольной оси тележки;
- разность расстояний между центрами смежных осей на правой и левой стороне тележки допускается не более 3 мм;
- бандажи КП по кругу катания должны быть расположены симметрично относительно продольной оси тележки.
Неисправности и ремонт рессорного подвешивания:
- трещины и излом пружин;
- просадка и излом витков пружин;
- надрывы в рессорных подвесках;
- срыв резьбы болтов, износ валиков и т.д.
На ТР-2 рессорное подвешивание осматривается более тщательно, неисправности устраняются.
На ТР-3 рессорное подвешивание разбирается, и устраняются все неисправности.
При ремонте заварка трещин в рессорных подвесках запрещается, т.е. они бракуются.
Ремонт автосцепки
Неисправности и ремонт автосцепки:
- трещины и излом корпуса СА-3;
- повреждение и износ механизма сцепления;
- износ отверстия в хвостовике;
- трещины в корпусе поглощающего аппарата.
При ремонте большинства деталей автосцепки с износами применяют наплавку под слоем флюса с последующей механической обработкой.
Автосцепку ремонтируют также при наличии следующих неисправностей:
- провисание головы автосцепки относительно горизонтали;
- толщина перемычки хвостовика менее 46 мм;
- зазор между хвостовиком и розеткой вверху менее 25 мм;
- износ клина более 2 мм;
- свободный ход СА должен быть не более 7 мм.
На ТР-1 СА проверяют шаблоном 940 Р. Если она не удовлетворяет требованиям её меняют. На ТР-2, ТР-3, КР производят полную разборку деталей и их ремонт.
После ремонта детали подлежат клеймению. На корпусе также ставится клеймо. Исправное действие автосцепных устройств гарантируется без ремонта до следующего планового ремонта.
Высота оси автосцепки на промежуточных вагонах из деповского ремонта не менее 1090 мм и не более 1160 мм. Из заводского – не менее 1100 мм и не более 1160 мм.
На головных вагонах из деповского – не менее 990 мм и не более 1080 мм. Из заводского ремонта – не менее 1000 мм и не более 1080 мм.
При выпуске вагонов из деповского ремонта разность высот СА по концам вагона должна быть не более 20 мм, а из КР не более 15 мм.