Колесные пары тележки моторного вагона предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути, восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы и обратно, преобразования вращательного движения, передаваемого от тяговых двигателей, в поступательное движение поезда, а при электрическом торможении восприятия замедляющих усилий от тяговых двигателей. Вращательное движение от тяговых двигателей преобразовывается в поступательное движение вагона через упругую муфту и тяговый редуктор.
Колесная пара с редуктором и буксами (рисунок 2.1.51) состоит из следующих основных элементов: колесная пара 1 без буксовых узлов и редуктора, тягового редуктора 2 и двух буксовых узлов 3.

Рисунок 2.1.51 – Колесная пара c редуктором и буксами: 1 – колесная пара без редуктора и букс; 2 – редуктор тяговый; 3 – узел буксовый; 4 – узел подшипниковой шестерни; 5 – нижний корпус редуктора
Колесная пара без редуктора и букс (рисунок 2.1.52) изготовлена и сформирована в соответствии с требованиями инструкции ЦТ/329 и ГОСТ 11018-2011.
Колесная пара без редуктора и букс представляет собой ось 1 с напрессованными на нее ступицей 11, правым колесным центром 2 и левым колесным центром 15. На колесные центры насажены бандажи 16 (рисунок 2.1.52).
На ступице установлен зубчатый венец 7 и подшипниковые узлы для опоры редуктора, состоящие из: обойм 5, 14, подшипников 6,8, лабиринтных крышек 3, 4, 9. В крышках 4, 9 имеются каналы с пробками 13 для добавления смазки при текущих ремонтах.
Венец зубчатого колеса
Зубчатый венец 7 с натягом установлен на ступицу 11 и закреплен призонными болтами 12. В ступице 11 и ступицах колесных центров 2, 15 имеются каналы для запрессовки смазки к посадочным поверхностям для предотвращения задиров и уменьшения усилий при спрессовке этих элементов с оси. В эксплуатации отверстия в ступицах колесных центров закрываются пробками 10.
Три отверстия в ступице зубчатого колеса 11 служат для осмотра подшипника со стороны правого колесного центра при плановых видах ремонтов и отбора образцов смазки для анализа.

Рисунок 2.1.52 – Колёсная пара моторной тележки (без редуктора и букс): 1 – ось, 2 – правый колесный центр, 3,4,9 – лабиринтные крышки, 5, 14 – подшипниковые обоймы, 6,8 – опорные роликовые подшипники, 7 – зубчатый венец, 10,13 – пробки, 11 – ступица, 12 – болты, 15 – левый колесный центр, 16 – бандажи, 17 – кольцо бандажное.
Формирование колесной пары и монтаж подшипников производится согласно требованиям технических условий на колесную пару и инструкции ЦТ/329.
Формирование колесной пары начинается с напрессовки на ось 1 ступицы 11, обточенной по внутреннему диаметру. Конечное усилие запрессовки на ступицу большого зубчатого колеса (БЗК). После напрессовки на ось ступица БЗК обрабатывается по ∅630ρ6(+0,122+0,078) под посадку венца БЗК и по ∅260m6(+0,052+0,020) под посадку опорных подшипников.
Дальнейшее формирование колесной пары (рисунок 2.1.52) проводится в следующем порядке:
- монтаж венца БЗК. При формировании колесной пары венец 7 нагревается до температуры 120°С. После посадки венца БЗК на ступицу обрабатываются 11 отверстий ∅25 H 8(+0,033 ) под призонные болты 12 и, венец 7 закрепляется болтами;
- монтаж подшипниковых узлов опорного узла редуктора. Внутренние кольца подшипников 6 и 8 устанавливаются на ступицу БЗК с натягом 0,025…0,065 мм. Полости подшипников и относящихся к ним обойм заполняются смазкой пластичной Буксол в количестве 1,4 кг;
- напрессовка колесных центров. При напрессовке правого колесного центра 2 болты 12 крепления венца БЗК должны располагаться между спицами;
- посадка бандажей на колесные центры. Натяг бандажей 1,1…1,45мм;
- установка бандажного кольца 17 производится в соответствии с ОСТ 32.166-2000;
- обточка бандажей по кругу катания по ∅1050+10 мм. Разница диаметров по кругу катания обработанных колес колесной пары не более 0,5 мм.
На правой стороне оси на торце (со стороны зубчатого колеса) сформированной колесной пары нанесены клейма, относящиеся к изготовлению оси и формированию колесной пары (рисунок 2.1.53).

Рисунок 2.1.53 – Знаки и клейма на торце шейки оси правой стороны колесной пары тележки моторного вагона без букс и редуктора: 1 – клейма приемки ОТК; 2- клейма, удостоверяющие правильность переноса знаков маркировки; 3-условный номер завода, обработавшего ось; 4- порядковый номер оси, начинающийся с номера завода-изготовителя поковки; 5 -клеймо представителя заказчика; 6 – год изготовления поковки (две последние цифры); 7 – бирка со знаком соответствия по П ССФЖТ 08-2003; 8 – клеймо формирования колесной пары; 9 – условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару; 10 – дата формирования кол-пары (месяц и год), 11 – клеймо приемки ОТК и представительства заказчика – ОАО «РЖД»; 12-клеймо балансировки.
При изготовлении оси и формировании колесной пары на одном заводе клейма приемки наносятся по позиции 1, условный номер завода по позиции 3. C левой стороны оси колесной пары на торце наносится маркировка единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. (рисунок 2.1.53 а)

Рисунок 2.1.53а- Маркировка на торце шейки оси левой стороны колесной пары тележки моторного вагона без букс и редуктора.