Редуктор тяговый (рис. 2.1.54) одноступенчатый, с прямозубыми цилиндрическими колесами, модулем m =10 мм, передаточным отношением i = 3,41. Редуктор состоит из узла подшипникового шестерни 29, вмонтированного в верхний корпус редуктора 2 и нижнего корпуса редуктора 5. Редуктор тяговый (рис. 2.1.54) одноступенчатый, с прямозубыми цилиндрическими колесами, модулем m =10 мм, передаточным отношением i = 3,41. Редуктор состоит из узла подшипникового шестерни 29, вмонтированного в верхний корпус редуктора 2 и нижнего корпуса редуктора 5.
Узел подшипниковый шестерни (рисунок 2.1.54) состоит из шестерни 16, корпуса редуктора верхнего 2, сапуна 1, подшипников 14, крышек, 11, 12, 17 прокладок регулировочных 15, 15а.
Шестерня 16 (рисунок 2.1.54) состоит из венца зубчатого, насаженного в горячем состоянии на среднюю конусную часть вала 13. На валу шестерни установлены подшипники 14 с натягом в пределах 0,02.. .0,046 мм, и весь узел в сборе 29 монтируется в верхнем корпусе 2 редуктора. Подшипниковые узлы шестерни защищены от попадания смазки из редуктора крышками 12, а от вытекания смазки наружу крышками 11 и 17. Осевой зазор должен быть в подшипниках после сборки – в пределах 0,2.. .0,5 мм, регулировку проводить прокладками 15 и 15а, предварительно покрытыми формирователем прокладок Euroloc 5518, предварительно подготовив поверхности Растворителем 646 ГОСТ 18188- 72 или Спреем «Очиститель S» фирмы Weicon. Допускается применять суриковую подмазку, приготовленную из железного сурика МА-15 ГОСТ 10503-71 и натуральной олифы ГОСТ 79312-76. Установка прокладки 15 обязательна. Подшипники, лабиринтные канавки, а также внутренние полости крышек 11, 12 и 17 заполнены на 2/3 объема (»0,3 кг) смазкой пластичной Буксол. Между крышками 11 и 17 имеются каналы для добавления смазки в подшипниковые узлы малой шестерни при выполнении ТО, которые в эксплуатации закрыты болтами.
Редуктор в сборе. Оба корпуса редуктора сварные, совместно обработанные для обеспечения сборки и маркированные одним порядковым номером. Внутренние полости корпусов перед сборкой обезжириваются, покрываются электроизоляционной эмалью и проверяются на герметичность.

Рисунок 2.1.54 – Редуктор тяговый: 1 – сапун; 2 – верхний корпус редуктора с подшипниковым узлом; 3, 20 – пробки; 4 – измеритель уровня масла (щуп); 5 – нижний корпус; 6 – крышка; 7 – пробка; 8 – медная шайба; 9,14,24 – роликовые подшипники; 10,25,26 – крышки опорного узла редуктора; 11,12,17 – крышки; 13 – вал; 15,15а – регулировочные прокладки; 16 – зубчатый венец шестерни; 18 – дистанционные кольца; 19 – болты; 21 – фланец упругой муфты; 22 – зубчатое колесо; 23,23а – обоймы подшипников опорного узла редуктора; 27 -резиновый уплотнительный шнур; 28 – ступица зубчатого колеса; 29 – узел подшипниковой шестерни; 30,31 – болты; 32 – пробки.
При установке узла подшипниковой шестерни 29 на колесную пару (рисунок 2.1.54) зубчатый венец шестерни 16 вводится в зацепление с большим зубчатым колесом 22, а корпус редуктора 2 опирается через обоймы 23 и 23 а на подшипники 9 и 24 опорного подшипникового узла большого зубчатого колеса. Затем устанавливается нижний корпус 5, оба корпуса по плоскостям разъема скрепляются болтами (М20) 31, шесть из них призонные, обеспечивающие надежность соединения корпусов друг к другу. Перед сборкой редуктора для обеспечения герметичности соединения на плоскости разъема корпусов 2 (узла подшипникового шестерни 29) и 5 на поверхности «М» и «Л» прилегания корпусов к подшипниковым обоймам 23. 23 а наносится герметик. К торцам корпуса редуктора, болтами 30 М16 крепятся обоймы подшипников 23, 23 а опорного узла редуктора. Лабиринтное уплотнение, образованное кольцевыми выступами и впадинами обойм 23, 23 а и диска ступицы зубчатого колеса 28, изолирует подшипниковые узлы от полости редуктора, предохраняя их от попадания масла из полости редуктора. От попадания пыли и влаги извне и вытекания смазки подшипников наружу подшипниковые узлы предохраняются лабиринтным уплотнением в ступице колесного центра и крышки 10, а также лабиринтным уплотнением в крышках 25 и 26.
Медная шайба 8 предохраняет внутреннее кольцо подшипника 9 от воздействия ударной нагрузки при напрессовке колесного центра на ось. После сборки зубчатая пара должна проворачиваться легко без признаков заедания. Боковой зазор между зубьями шестерни и колеса должен быть 0,4…0,9 мм, а его колебание в зубчатой паре – не более 0,12 мм. Осевое перемещение редуктора 0,25.0,5 мм.
Для пополнения смазки в подшипниковых узлах опорного узла БЗК предусмотрены отверстия с пробками 3 и 20 (рисунок 2.1.54), а в подшипниковый узел малой шестерни отверстия с пробками 32 (рисунок 2.1.54).
В корпус редуктора заливается масло ТАп-15В ГОСТ 23652-79 в количестве 3 литров, допускается масло ТНК ТРАНС ТМ-3-18к. В зимний период на железных дорогах, указанных в Приложении А, вместо масла ТАп-15В применяется масло ТСп-10 или ТМ-9п ГОСТ 23652-79. Для контроля уровня масла в редукторе установлены крышка 6 и измеритель уровня масла – щуп 4 (рисунок 2.1.54). По верхней риске, на металлическом стержне измерителя, контролируется максимально допустимый, а по нижней – минимально допустимый уровни масла в редукторе.
Смазывание зубчатых колес осуществляется захватыванием и разбрызгиванием масла большим зубчатым колесом. Отверстие в нижнем корпусе, закрытое в эксплуатации пробкой 7, предназначено для слива масла из редуктора. Осмотр зубчатой передачи без разборки можно производить через люк в верхнем корпусе редуктора, который закрывается съёмной крышкой с установленным на ней сапуном 1. Сапун предназначен для выравнивания давления внутри редуктора с атмосферным давлением.
На конический хвостовик вала шестерни в горячем состоянии насаживается фланец упругой муфты 21. Удлиненной частью верхнего корпуса редуктор после сборки присоединяется к кронштейну поперечной балки рамы тележки, образуя узел подвески редуктора (рисунок 2.1.59). Хвостовик корпуса редуктора служит для фиксации и удержания корпуса редуктора от опрокидывания. На шейках осей колесных пар монтируются буксовые узлы.
Подвеска редуктора
Подвеска редуктора (рисунок 2.1.59) состоит из верхнего и нижнего узлов, соединенных стержнем 2. Верхний узел подвески (рамный) включает в себя два резинометаллических амортизатора 1, две специальные гайки 3, две стопорные шайбы 7 с шестиугольными отверстиями, четыре болта 8 и четыре пружинные шайбы 11. Амортизаторы 1 зафиксированы от поворота штифтами 14, запрессованными в кронштейн рамы 15. Гайками 3 верхний узел подвески сжимается до размера 1052 и фиксируется стопорными шайбами 7 и болтами 8.

Рисунок 2.1.59 – Подвеска редуктора: 1 – амортизатор; 2 – стержень; 3 – гайка специальная; 4 – скоба; 5 – пластина; 6 – шайба; 7 – шайба стопорная; 8,9 – болты; 10 – гайка; 11,12 – шайба пружинная; 13, 16 – шплинт; 14 – штифт; 15 – кронштейн рамы
Нижний узел подвески (редукторный) включает в себя два резинометаллических амортизатора 1, гайку специальную 3, стопорную шайбу 7 и два болта 8 с пружинными шайбами 11. Нижний узел подвески также сжимается до размера 1052 и фиксируется стопорной шайбой 7 и болтами 8.
В связи с тем, что опорный узел БЗК перемещается с осью колесной пары относительно рамы тележки, а узел подшипниковый шестерни связан с валом двигателя, неподвижно закрепленным на раме тележки, возникают взаимные перемещения вала двигателя и ведущего вала редуктора. Выполненная подвеска редуктора к раме тележки допускает возможность поворота корпуса редуктора относительно оси колесной пары в зависимости от величины прогиба рессорного подвешивания. Поэтому взаимные перемещения вала малой шестерни по отношению к валу тягового двигателя полностью компенсируются упругой муфтой.
Для предохранения редуктора от падения на путь в случае обрыва стержня или поломки кронштейна рамы тележки, служит пластина 5, закрепленная на раме болтами 9 с контровкой гаек 10 пружинными шайбами 12 и шплинтами 13.