Неисправности кузовов и кузовного оборудования
Неисправности деталей и узлов кузовов, встречающиеся во время эксплуатации и требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.2:
Таблица 4.2
Неисправности | Способы устранения |
Неисправности рам кузовов:
|
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». |
|
Прокладки заменить. |
Неисправности крыш кузовов:
|
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». Поврежденные мостки и поручни заменить. |
Неисправности боковых и концевых стен кузовов:
|
Разрешается оставлять без исправлений до ближайшего ТР-2, ТР-3 или КР-1 вмятины в обшиве кузова, не вызывающие нарушение нормальной работы оборудования. Заварку трещин выполнить в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». |
Неисправности рам кузовов:
|
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». |
|
Прокладки заменить |
Неисправности крыш кузовов:
|
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». |
|
Поврежденные мостки и поручни заменить. |
Неисправности боковых и концевых стен кузовов:
|
Разрешается оставлять без исправлений до ближайшего ТР-2, ТР-3 или КР-1 вмятины в обшиве кузова, не вызывающие нарушение нормальной работы оборудования. Заварку трещин выполнить в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». |
Повреждение узлов крепления шкворней на моторных и прицепных вагонах:
|
Шкворень перепрессовать. Гайки крепления шкворня в раме кузова должны быть затянуты плотно (ключом с рукояткой длиной не менее 1 м и усилием 30.40 кг) и при обстукивании издавать чистый звук (не дребезжащий), при этом размер между торцом пятника и фланцем шкворня должен быть не менее 12 мм. |
|
Для затяжки резинового амортизатора в трубе надресорного бруса необходимо его сжать трубой (дистанцер) затянув нижние гайку и контргайку. Плотность прилегания амортизатора проверить щупом 0,2 мм, который не должен входить на глубину более 80 мм от нижнего торца трубы надрессорного бруса. При этом зазор между нажимной шайбой и торцом трубы надрессорного бруса должен быть не менее 3 мм. Дефекты резины амортизатора, дошедшие до витков пружины, не допускаются. Поврежденные амортизаторы заменить. |
|
Зазор между корпусом пятника кузова прицепного (головного) вагона и корпусом пятника на тележке 162 отрегулировать установкой подкладок под скользуны. |
Высота нижней кромки путеочистителя от головки рельса не соответствует требованиям чертежа. | Высота нижней кромки путеочистителя от уровня верха головок рельсов под массой тары должна быть 180-10 мм. Необходимый размер установить перемещением съемного листа путеочистителя. |
Повреждение конструкции путеочистителя на головных вагонах:
|
Погнутые, оторванные или с трещинами детали выправить и заварить.
Допускается наличие вмятин на путеочистителе глубиной 5.10 мм на длине 300.500 мм. |
Неисправности автосцепного устройства электропоезда, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог» ЦВ-ВНИИЖТ-494. В «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог» ЦВ-ВНИИЖТ-494 дан перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом. Неисправности и способы их устранения в БСУ приведены в Руководстве по эксплуатации на ТМ130. 00.00.000РЭ.
Неисправности внутренних конструкций и внутреннего оборудования вагонов, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.3:
Таблица 4.3
Неисправности | Способы устранения |
Салонное оборудование:
|
Имеющие ослабленные каркасы, укрепить металлическими накладками.
Неисправные детали заменить. Неисправные окна заменить.. Неисправные детали заменить. Неисправные детали заменить |
Внутренняя отделка кабины машинистов:
|
Поврежденную обшиву заменить.
Неисправные детали заменить. Неисправные окна заменить. Неисправные стеклоочистители заменить. |
Туалеты:
|
Неисправные детали заменить.
Неисправные детали заменить. Неисправные баки отремонтировать или заменить. |
Двери:
|
Неисправные детали заменить. |
Повреждение окраски вагонов | Поврежденные места наружных металлических поверхностей очистить от старой краски, промыть, обезжирить, загрунтовать с последующей сушкой, шпатлевкой и шлифовкой. |
Неисправности деталей и узлов тележек
Во время эксплуатации могут встречаться следующие неисправности деталей и узлов тележек:
Неисправности колесных пар
Неисправности осей, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.4:
Трещины поперечные и косые:
Об образовании трещин в подступичной части оси можно судить по выделению ржавчины в виде мелкой красноватой пыли, нарушению целостности слоя краски или вздутию краски бугорком в месте сопряжения оси со ступицей и образованию зазора между осью и ступицей. При обнаружении одного из указанных признаков следует тщательно проверить подступичную часть оси и определить, нет ли других признаков образования трещин. Если краска в месте сопряжения оси со ступицей вздулась бугорком, необходимо иглой поднять слой краски бугорка и тщательно осмотреть это место. Наличие на оси под бугорком мелкой металлической пыли указывает на образование трещин в подступичной части оси.
Неисправности | Способы устранения |
а) на любой части оси (кроме подступичной) независимо от срока службы;
б) на подступичной части оси при сроке службы менее 10 лет. |
Ось бракуется, если после обработки (точение и шлифовка) в пределах допуска трещины остаются.
Устранить обточкой, если глубина трещины не превышает 2 мм. Обточку производить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующей проверкой оси магнитным дефектоскопом и упрочнением накаткой. При большей глубине трещины ось бракуется. |
Трещины и плены продольные:
Под пленой понимается тонкое, местное «языкообразное» отслоение металла частично соединенное с основным металлом.
Неисправности | Способы устранения |
а) на средней части оси; | Не допускаются. Колесную пару, имеющую на средней части оси продольную трещину или плену, изъять из эксплуатации и отправить в ремонт. В ремонтном пункте продольные трещины или плены исследовать вырубкой канавочником до полного их исчезновения. Ось бракуется, если: глубина вырубки в средней части превышает 3 мм; количество вырубок в любом месте средней части оси более 3х, а общая длина всех вырубок глубиной более 1 мм превышает 1000 мм. Вырубки глубиной до 1 мм не учитываются. Вырубку трещин или плен производить только в направлении длины их залегания без резких переходов с гладким выводом кромок и разделкой их по ширине, равной трехкратной глубине вырубленного слоя. |
б) на других частях оси; | Независимо от количества и размеров не допускаются. Устранять обточкой. |
Волосовины:
Волосовинами называются продольные тонкие расслоения металла, получившиеся вследствие раскатки газовых пузырей или неметаллических включений, имеющихся в металле.
Расположение волосовин, при котором в любом месте их число на площади размером 5 х 50 мм превышает 5 шт. считается скученным. При этом волосовины длиной до 10 мм при нестрочечном их расположении не учитываются.
Под строчечным понимается расположение волосовин на поверхности оси по ее образующей. Волосовины, составляющие одну строчку и имеющие длину на шейке менее 10 мм, на подступичной и предподступич-ной частях менее 15 мм и на средней части оси менее 25 мм, принимаются за одну волосовину длиной, равной общему отрезку прямой.
Неисправности | Способы устранения |
а) на галтелях оси; | Не допускаются. Устранить обточкой в пределах допустимого ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением. |
б) на цилиндрических поверхностях шеек оси; | У тележек моторных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если общее количество их более 4-х и в любом поперечном сечении более 2х или если длина отдельной волосовины превышает 10 мм.
У прицепных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если общее количество их более 5-ти и в любом поперечном сечении их более 3-х или если длина отдельной волосовины превышает 10 мм. Волосовины длиной до 2 мм на шейках. оси моторной тележки и до 3 мм на шейках оси прицепной тележки при нескученном и нестрочечном их расположении не учитываются. |
в) на подступичной, предподступичной и средней частях оси; | У тележек моторных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более 2-х или если длина отдельной волосовины превышает 15 мм на подступичной или предподступичной части и более 25 мм на средней части. У прицепных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более 3-х или если длина отдельной волосовины превышает 25 мм. Волосовины длиной до 3 мм при нескученном и нестрочечном их расположении не учитываются. |
Темновины и светловины в любой части оси; | Допускаются, но без каких бы то ни было признаков расслоения металла. Дефекты с признаками расслоения металла устранить. |
Риски, задиры, забоины и коррозия на шейках и предподступичных частях осей:
Неисправности | Способы устранения |
а) риски и задиры поперечные на шейках; | Риски и задиры глубиной до 0,5 мм не ближе 100 мм и глубиной до 1,5 мм не ближе 160 мм от предподступичной части оси зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. Площадь зачистки не должна превышать 15% посадочной поверхности подшипника. После зачистки шейки продефектоскопировать. При больших размерах повреждения ось бракуется. |
б) риски и задиры продольные на шейках и предподступичных частях; | Риски и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более 3-х не ближе 50 от торца галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1 мм без ограничения количества зачистить вдоль оси шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. При больших размерах повреждения ось бракуется. |
в) забоины на шейках и предподступичных частях; | Острые края забоин глубиной до 0,8 мм не ближе 60 мм от торца галтели, общей площадью до 50 мм2, разрешается притупить, не оставляя выступов над поверхностью. После исправления шейки и предподступичной части продефектоскопировать. При больших забоинах ось бракуется. |
г) коррозия на шейках и предподступичных частях; | Коррозию устранить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. На глубокую точечную коррозию допуски, как на забоины. |
Радиальное биение шеек более допустимых значений, определяемое при вращении колесной пары в центрах станка. | Устранить обточкой и шлифовкой на станке или восстановлением центрового отверстия. |
Допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях, и допуск прямолинейности шеек более установленных значений. | Устранить обточкой и шлифовкой на станке. |
Отклонение от прямолинейности оси, определяемое при вращении в центрах станка. | Ось бракуется при превышении допуска прямолинейности, предусмотренного чертежами. |
Радиус галтелей шеек менее допустимых значений. | Восстановить обточкой на станке в пределах допустимого ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением. |
Смятие галтелей осей при запрессовке или распрессовке подшипников. | Разрешается исправление галтелей на станке галтельным резцом в пределах допустимого ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением. При наличии размера менее допустимого, ось бракуется. |
Протертость, забоины на средней части оси. | При протертости более допустимого значения допуска на диаметр средней части оси, ось бракуется. При протертости в пределах допуска выполнить плавный переход от протертого места к образующей оси. Допускаются забоины глубиной до 2 мм, общей площадью до 100 мм2 с зачисткой острых кромок. |
Диаметр шеек менее допустимого. | Ось бракуется. Буксовые шейки восстанавливают по отработанной и утвержденной ОАО «РЖД» технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность оси. |
Забитые и разработанные центровые отверстия оси. | Восстановить до чертежных размеров электронаплавкой с последующей механической обработкой. |
Следы электродугового ожега. | Следы электродугового ожога средней части оси удалить зачисткой с последующей шлифовкой и проверкой магнитным дефектоскопом. При следах ожога на других частях ось бракуется. |
Смятая или изношенная резьба:
Неисправности | Способы устранения |
а) на конце оси; | Разрешается оставлять в эксплуатации при обыкновенном освидетельствовании колесные пары, имеющие сорванную резьбу не более 15% рабочей длины на каждом конце оси, соответственно при полном освидетельствовании- 5%. При большем значении повреждения резьбу сточить, место наплавить и нарезать новую резьбу. |
б) на торце оси под болты; | Дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу. |
Неисправности бандажей и ободьев цельнокатаных колес
Неисправности бандажей и ободьев цельнокатаных колес, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.5:
Неисправности | Способы устранения |
Трещины поперечные или косые:
а) независимо от размера, количества и места расположения; |
Бандаж (цельнокатаное колесо) бракуется. Допускается устранить обточкой термические трещины на вершине гребня глубиной до 5 мм со снятием металла за ее пределы на глубину 1,5…2 мм. |
Трещины и плены продольные:
а) на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней боковой поверхности; |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
б) на наружных боковых гранях бандажа или обода цельнокатаного колеса; | Устраняется вырубкой или шлифовальной машинкой с плавным переходом к основной поверхности бандажа или обода. Глубина вырубок допускается не более 5 мм. Общая длина вырубок на одном бандаже или ободе цельнокатаного колеса не должна превышать 300 мм. Количество вырубок в одном поперечном сечении не должно быть более 2-х у бандажей и более 3-х на ободах цельнокатаных колес. |
в) на внутренней поверхности бандажа и в выточке для бандажного кольца; | Бандаж бракуется. |
Раковины:
Под раковиной понимается дефект металлургического происхождения в виде неметаллических включений (песка, шлака), закатанных внутрь металла, и пустот от усадки металла при неравномерном остывании, выходящих на поверхность катания колеса по мере его износа.
Неисправности | Способы устранения |
Раковины на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Выщербины, задиры:
Под выщербинами понимается выкрашивание кусочков металла на поверхности катания.
Неисправности | Способы устранения |
Выщербины на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса. | Разрешается оставлять без исправления до первой выкатки или обточки колесной пары моторного вагона длиной не более 10 мм, глубиной не более 3 мм; у прицепного вагона длиной не более 25 мм, глубиной не более 3 мм. Выщербины больших размеров устраняют обточкой. |
Сколы, выкрашивания, выщербины, раковины, уходящие под упорный бурт или бандажное кольцо (независимо от размеров). | Колесная пара бракуется. |
Неисправности бандажа:
Об ослаблении бандажа свидетельствуют следующие признаки:
- глухой дребезжащий звук при обстукивании молотком обода колесного центра и бандажа;
- нарушение целостности слоя краски или выделение смазки, ржавчины по окружности в местах прилегания бандажа к ободу колесного центра;
- образование зазора между ободом колесного центра и упорным буртиком бандажа;
- несовпадение контрольных рисок на ободе колесного центра и бандажа.
Неисправности | Способы устранения |
Сколы, выкрашивания, выщербины, раковины, уходящие под упорный бурт или бандажное кольцо (независимо от размеров). | Колесная пара бракуется. |
Задир бандажа у подножья рабочей части гребня. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Задир бандажа в районе круга катания (независимо от размеров) | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Ползун (выбоина) на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса более допустимого значения; | Устранить обточкой. При обнаружении в пути следования руководствоваться п.3.5.4 инструкции ЦТ-329. |
Ослабление бандажа на ободе центра, определяемое по звуку при ударе по бандажу слесарным молотком или по взаимному смещению контрольных отметок на бандаже и ободе. | Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу подтверждает его ослабление, устранить сменой бандажа. Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу не подтверждает его ослабление, и бандажное кольцо не ослабло, разрешается дальнейшая эксплуатация поезда со скоростью не более 100 км/ч. При этом, против отметки на бандаже необходимо поставить новую отметку на ободе с записью в журнале (формы ТУ-152) и книгу ремонта (формы ТУ-28), а старую зачеканить. При повторном сдвиге бандажа, даже без признаков его ослабления бандаж подлежит замене. |
Прокат (высота гребня) бандажей или цельнокатаных колес более допустимого. | Устранить обточкой на станке до полной ликвидации проката и доведения высоты гребня до чертежных размеров. |
Местное или по всему кругу катания увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса более допустимого. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Толщина гребня менее допустимого значения. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Вертикальный подрез гребня. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Остроконечный накат на гребне. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Опасная форма гребня, измеряемая специальными шаблонами. | Устранить механической обработкой. |
Навар металла на поверхности катания. | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения. |
Ослабление бандажного кольца более допустимых размеров. | Не допускается к эксплуатации. Устранить путем замены бандажного кольца или обжатием прижимного бурта бандажа на вальцовочном станке, пневматическим молотком с обжимкой или кувалдой под гладилку. До обжатия бандаж нагреть до 220…270 °С. |
Толщина прижимного и упорного буртов бандажа менее допустимого значения. | Бандаж бракуется. |
Зазор между боковой гранью обода и упорным буртом бандажа. | Допускается не более 0,5 мм по всей окружности на глубину не более половины высоты бурта. При больших размерах бандаж бракуется. |
Разность расстояний между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес у одной колесной пары более допустимого значения или несоответствие этих расстояний установленным нормам (измерять у неподкаченной колесной пары в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр оси). | Устранить обточкой или сменой бандажей, перепрессовкой центров и цельнокатаных колес, перенасадкой бандажей с наплавкой и последующей обработкой боковых граней обода, сменой оси при ее изогнутости. |
Высота гребня, меньше установленных в п.3.5 инструкции ЦТ-329. | Устранить обточкой на станке, доведя высоту гребня до чертежных размеров. |
Неисправности колесных центров, зубчатых и цельнокатаных колес
Признаками ослабления посадки колеса на оси являются:
- выделение ржавчины или смазки вокруг ступицы с внутренней стороны или нарушение краски в месте сопряжения оси со ступицей;
- изменение расстояния между внутренними гранями бандажей. В условиях работы поезда на линии обнаруживают по прижатию гребней обоих колес к рельсам или по набеганию тормозных колодок на гребни колес;
- сдвиг контрольной цветной полосы, нанесенной на торец ступицы и на часть оси в месте их соприкосновения;
- уменьшение расстояния от переходной галтели подступичной части оси до наружного торца ступицы колеса.
Неисправности колесных центров, зубчатых и цельнокатаных колес, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.6:
Неисправности | Способы устранения |
Ослабление колесного центра или цельнокатаного колеса на оси. | Колесную пару с явными признаками ослабления (сдвиг центра или колеса вдоль образующей оси или в окружном направлении) изъять из эксплуатации. За колесной парой, находящейся в эксплуатации с выступающей смазкой, ржавчиной или трещинами краски в местах соединения центра с осью без явных признаков ослабления установить особое наблюдение. При полном освидетельствовании при выступающей смазке, ржавчине и трещинах краски в местах соединения центра с осью плотность посадки центра на оси опробовать на прессе на максимальное давление, установленное для запрессовки. Опробование на прессе производить в направлении от середины оси к ее концу. |
Трещины в ступице. | Колесный центр или ступица зубчатого колеса бракуются. |
Трещины в ободе или спице центра колесной пары. | Колесную пару, имеющую хотя бы одну трещину в спице или ободе, изъять из эксплуатации. В ремонтном пункте в соответствии с требованиями действующих Инструктивных указаний по сварочным работам (ЦТтеп/251) трещины заварить или забраковать центр. |
Неисправности зубчатых колёс:
Неисправности | Способы устранения |
Допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колесного центра более допустимых значений. | Устранить обточкой или наплавкой с последующей механической обработкой. |
Диаметр или ширина обода менее допустимых значений. | Восстановить наплавкой с последующей обработкой. |
Излом зуба. | Венец зубчатого колеса бракуется. |
Вмятины, раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения. | Разрешается оставлять в работе венцы зубчатых колес, если глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2мм (отдельных до 3 мм), а общая площадь на зубе составляет в эксплуатации не более 25% рабочей поверхности, при обыкновенном освидетельствовании – не более 10% и при полном освидетельствовании -не более 5%. |
Отколы на поверхности зуба (от торца). | Разрешается оставлять в эксплуатации и при обыкновенном освидетельствовании венцы зубчатых колес, если отколотые места имеют длину не более 15 мм и глубину не более 3 мм, а при полном освидетельствовании – 10 мм и глубину не более 2 мм. Заусенцы и острые кромки закруглить. |
Трещины во впадинах венцов зубчатых колес. | Венец бракуется.
При обыкновенном и полном освидетельствовании бракуются венцы:
Зачистка трещин не допускается. |
Неисправности подшипников
В таблице 4.7 приведены возможные неисправности при эксплуатации узлов с подшипниками качения и способы их устранения:
Неисправности | Способы устранения |
Ослабление болтов крепления венцов зубчатых колес. | Болты заменить. Разрешается увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце на 4 мм с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов. При ослаблении более 4-х болтов зубчатого венца или более 3-х болтов подряд все болты заменить новыми следующей градации с проверкой отверстий развертками. |
Уменьшение толщины зуба, измеряемое по делительной окружности, более допустимого значения. | Зубчатое колесо бракуется. |
Радиальный зазор подшипника не соответствует нормам. | Подшипник перекомплектовать с заменой колец или комплекта роликов. |
Неплавный ход, тугое вращение, повышенный шум и толчки при проверке на легкость вращения. | Подшипник промыть и проверить повторно. Если дефект не устранен, то подшипник разобрать. Детали подвергнуть осмотру и проверке с целью определения их пригодности. Неисправные детали заменить. |
Проворот внутреннего кольца на шейке. | Посадочную поверхность подшипника зачистить шкуркой. Кольцо продефектоскопировать. Размер кольца под посадку при необходимости восстановить в соответствии с рекомендациями п. 6.10 инструкции ЦТ/330. |
Трещины и изломы деталей подшипника. | Детали браковать. |
Сколы краев роликов. | Ролики браковать. |
Усталостные выкрашивания на поверхностях качения колец, роликах. | Кольца и ролики браковать. |
Крупные вмятины и задиры на кольцах и роликах. | Кольца и ролики браковать. |
Ползуны (лыски) на роликах. | Детали браковать. |
Гранность и волнообразный накат (бринелирование) на кольцах и роликах. | Детали браковать. |
Рифление на поверхностях качения колец и роликов. | Детали браковать. |
Штриховые задиры (рябина, шелушение) на поверхностях качения колец и роликов. | В депо разрешается указанные дефекты оставлять без исправления. |
Блестящие круговые полоски на роликах. | Допускаются без исправления. |
Матовая поверхность на кольцах и роликах. | Допускаются без исправления. |
Задиры в виде «елочки» на рабочих поверхностях бортов колец. | Неглубокие задиры в виде рисок допускаются без исправления. Глубокие с признаками выкрашивания зачистить при вращении кольца шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом. Обязательна проверка колец на трещины. |
Задиры в виде «елочки» на торцах роликов. | Неглубокие задиры в виде рисок допускаются без исправления. Глубокие с признаками выкрашивания зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом. |
Раковины на торцах роликов и рабочей поверхности бортов колец. | Кольца и ролики браковать. |
Перегрев деталей – четко выраженные (синие, фиолетовые) цвета побежалости на кольцах и роликах. | Детали браковать. |
Сколы на бортах внутренних и наружных колец. | Детали браковать. |
Потемнение поверхностей качения (от серого до черного цвета) колец, роликов, возникшее вследствие их окисления (обычно наблюдается после работы подшипников на смазке, содержащей серу, а также при длительном прохождении через подшипник небольшого тока). | Допускаются без исправления. |
Сплошной след ожога электротоком (цепочка слившихся или близко расположенных точек) на поверхности качения. | Детали браковать. |
Ожоги электротоком поверхностей качения колец и роликов в виде отдельных разбросанных точек. | Допускаются без исправления, если поперечный размер каждой точки не превышает 2 мм при деповском и 1 мм при заводском ремонтах. Плотность точек в местах их скопления не должна превышать 3 шт. на 1 см2. |
Коррозия на рабочих поверхностях деталей подшипников с проникновением вглубь металла. | Детали браковать. При точечной коррозии допускаются без исправления, если размеры точек и их плотность не превышают норм |
Слабая коррозия на поверхностях качения колец и роликов. | Детали зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении). После зачистки допускаются невыведенные следы коррозии. |
Коррозия на нерабочих поверхностях колец и роликов. | Детали зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении). После зачистки допускаются невыведенные следы коррозии. |
Ослабленные или оборванные заклепки сепаратора. | При ремонте в депо разрешается подтянуть и заменить до 75%, а на заводе – до 30% заклепок в подшипнике. При наличии большего числа ослабленных и оборванных заклепок все заклепки заменить новыми. После подтягивания ослабленных заклепок проверить остальные заклепки на предмет отсутствия их ослабления и при необходимости подтянуть. |
Забоины, вмятины и заусенцы на нерабочих поверхностях сепаратора. | Зачистить сепаратор, после чего подшипник промыть. |
Разработка (овализация) отверстий под заклепки в шайбе сепаратора. | Сепаратор браковать. |
Неисправности тягового редуктора
Возможные неисправности при эксплуатации тяговых редукторов и способы их устранения приведены в таблице 4.8:
Неисправности | Способы устранения |
Трещины, забоины, задиры на посадочных поверхностях корпусов редукторов. | Незначительные забоины и задиры зачистить напильником или наждачной шкуркой. Корпуса распаривать не допускается.
В корпусе редуктора допускается не более 2-х трещин, не выходящих на привалочные поверхности фланцев. Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией ЦТ/336. |
Повреждение отверстий в корпусах редукторов. | Поврежденные отверстия восстановить. |
Повреждение сапуна, загрязнение набивки (фильтра). | Поврежденный сапун заменить, загрязненный фильтр заменить. |
Трещины на шестерне и валу шестерни. | Произвести магнитную дефектоскопию зубьев шестерни и доступных частей вала. Проверить вал магнитным или ультразвуковым дефектоскопом с торца конусной части. Поврежденные шестерни и валы заменить. Разрешается восстанавливать изношенные поверхности вала шестерни осталиванием или цинкованием. |
Неисправности крышек вала шестерни:
|
Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией ЦТ/336. Незначительные забоины и задиры зачистить напильником или наждачной шкуркой. |
|
Дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу. |
|
Разрешается восстанавливать изношенные поверхности крышек вала шестерни осталиванием или цинкованием. |
Подвеска тягового редуктора
Возможные неисправности при эксплуатации узлов подвески тяговых редукторов и способы их устранения приведены в таблице 4.9:
Неисправности | Способы устранения |
Трещины деталей узла подвески редуктора.
Износ и срыв резьбы. |
Детали подвергнуть магнитной дефектоскопии.
Детали с трещинами, изношенной и сорванной резьбой подлежат замене. |
Просадка амортизаторов, порезы, вырывы и сквозные трещины резины. | Поврежденные амортизаторы заменить. |
Неисправности упругих муфт
Возможные неисправности при эксплуатации упругих муфт и способы их устранения приведены в таблице 4.10:
Неисправности | Способы устранения |
Трещины, изломы, сколы деталей (втулок, пальцев, разрезных шайб, болтов, полуколец и фланцев) упругой муфты. | Детали подлежат замене. |
Задиры, забоины, следы коррозии на посадочных поверхностях деталей муфт. | Детали подлежат замене. Разрешается разработанные отверстия в разрезных кольцах и полукольцах восстанавливать наплавкой с последующей механической обработкой. |
Ослабление посадки втулок во фланцы. | Втулки запрессовать с натягом в соответствии с требованиями чертежей. |
Повреждения кордового слоя упругой оболочки, порезы, вырезы, трещины в поверхностном слое резины, переходящие в несущий слой. | Детали подлежат замене. |
Ослабление или обрыв болтов, крепящих упругую оболочку. | Болты подлежат замене. |
Неисправности рамы тележки моторного и прицепного вагона
Возможные неисправности при эксплуатации рам тележек моторных и прицепных вагонов и способы их устранения приведены в таблице 4.11.
Неисправности | Способы устранения |
Трещины на рамах тележек:
а) в местах соединения поперечных балок с продольными; б) в местах установки буксовых кронштейнов моторных тележек; в) в местах соединения концевых балок рычажно-тормозной передачи моторных тележек; г) в местах приварки верхних и нижних накладок, соединяющих поперечные и продольные балки; д) в местах приварки кронштейнов подвески редуктора; е) в местах приварки верхних и нижних кронштейнов крепления тяговых двигателей моторных тележек; ж) в местах приварки кронштейнов гидрогасителей колебаний; з) в местах приварки кронштейнов тяговых поводков. |
Трещины заварить в соответствии с техническими указаниями «Инструкции по сварочным работам при ремонте тепловозов, электропоездов и дизель-поездов» ЦТ/336. |
Ослабление или повреждение болтового крепления кронштейнов гидравлических амортизаторов и кронштейнов тяговых поводков. | Поврежденные крепежные детали заменить. |
Ослабление или повреждение болтового крепления шпинтонов прицепных тележек. | Поврежденные крепежные детали заменить. |
Неисправности фрикционных гасителей
Возможные неисправности при эксплуатации фрикционных гасителей колебаний буксового подвешивания прицепных и моторных вагонов и способы их устранения приведены в таблице 4.12:
Неисправности | Способы устранения |
Клиновые гасители колебаний буксового подвешивания тележек прицепных вагонов:
|
При большем износе детали заменить |
Дисковые гасители колебаний буксового подвешивания тележек моторных вагонов:
|
Изношенные поверхности металлических деталей восстановить наплавкой с последующей механической обработкой. |
|
Фрикционные накладки заменить при толщине менее 6 мм. |
|
Пружины заменить. |
|
Детали заменить. |
|
Детали отремонтировать. |
Устранение неисправностей, техническое обслуживание и ремонт гидравлических гасителей колебаний должны осуществляться в соответствии с «Инструкцией по содержанию и ремонту гасителей колебаний локомотивов и вагонов электропоездов» ЦТЭП-15/ЦТтеп-47. Устранение неисправностей, техническое обслуживание и ремонт тормозной рычажной передачи должны осуществляться в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Неисправности крана машиниста 395М-5-01
Основные неисправности и способы их устранения по крану машиниста 395М-5-01 даны в таблице 4.13:
Признаки неисправности | Причины | Способы устранения |
1 | 2 | 3 |
Непрерывный пропуск воздуха в атмосферное отверстие между отростками крана при II положении | Пропуск (засорение) впускного или выпускного клапана
Пропуск манжеты в цоколе |
Выньте впускной клапан, очистите его и притрите по месту
Манжету расправьте и смажьте |
Ручка крана перемещается с большим усилием (туго) | Отсутствие смазки между золотником и зеркалом | Отверните пробку крышки и залейте компрессорным маслом. Если это не поможет, выньте золотник, очистите его, слегка притрите по месту без абразива и смажьте |
Быстрая зарядка уравнительного резервуара | Пропуск по запрессовке втулки с отверстием диаметром 1,5 мм Большой зазор цилиндрической части питательного клапана | Смените втулку и прокалибруйте отверстие
Смените питательный клапан |
Быстрый переход с повышенного давления в тормозной магистрали на нормальное | Утечки в соединениях уравнительного резервуара, пропуск манжет редуктора или в месте зажима диафрагмы | Устраните утечки. В депо осмотрите манжеты редуктора и место зажима диафрагмы |
Быстрый переход с повышенного давления в тормозной магистрали на нормальное | Утечки в соединениях уравнительного резервуара, пропуск манжет редуктора или в месте зажима диафрагмы | Устраните утечки. В депо осмотрите манжеты редуктора и место зажима диафрагмы |
Быстрый переход с повышенного давления в тормозной магистрали на нормальное | Утечки в соединениях уравнительного резервуара, пропуск манжет редуктора или в месте зажима диафрагмы | Устраните утечки. В депо осмотрите манжеты редуктора и место зажима диафрагмы |
При постановке ручки крана машиниста в IV полож. резко повышается давление в магистрали на величину от 0,01 до 0,03 МПа | Заедание уравнительного поршня | Устраните заедание поршня, он должен перемещаться под усилием не более 4кгс |
После ступени торможения при постановке ручки крана в III положение давление в уравнительном резервуаре повышается | Пропуск обратного клапана | Пользуйтесь только IV положением ручки крана. В депо осмотрите и при необходимости замените уплотнение обратного клапана |
В поездном положении кран машиниста сильно завышает давление в тормозной магистрали | Засорение и пропуск питательного клапана редуктора. Большая утечка из уравнительного резервуара. Плохая притирка золотника | Очистите и притрите питательный клапан редуктора, снимите фильтр, устраните утечку
Золотник притрите по месту и смажьте |
При III и IV положениях не горит лампа «0» или при VA, V и VI положениях не горит лампа «Т» | Большая качка ручки крана на квадрате стержня
Ослабление крепления микропереключателей или сдвиг их на панели Обрыв проводов к микропереключателям |
Снимите крышку контроллера, закрепите ручку крана и микропереключатели. Закрепите микропереключатели или следуйте на пневматическом управлении
В депо устраните обрыв провода |