Неисправности кузовов и кузовного оборудования

Неисправности деталей и узлов кузовов, встречающиеся во время эксплуатации и требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.2:

Таблица 4.2

Неисправности Способы устранения
Неисправности рам кузовов:

  • трещины в шкворневых, буферных, поперечных, продольных балках и балках подвески поездного оборудования на раме вагона;
  • износ внутренних вертикальных граней хребтовой балки возле упорных угольников фрикционного аппарата более 3 мм, трещины и вмятины хребтовой балки;
  • прогиб буферного бруса или поперечной балки более 15 мм;
  • повреждения узлов крепления металлических скользунов и их коробок;
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов».
  • повреждение резиновых прокладок скользунов – разрывы и протертые места глубиной более 2 мм.
Прокладки заменить.
Неисправности крыш кузовов:

  • течь крыши, неплотности в местах прохода проводов и труб;
  • пробои или прожоги металлической крыши кузова;
  • жалюзи погнуты, забиты пылью и грязью, повреждения мостков и поручней на крыше.
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов». Поврежденные мостки и поручни заменить.
Неисправности боковых и концевых стен кузовов:

  • сквозные повреждения коррозией, надрывы и трещины, вмятины обшивы кузова.
Разрешается оставлять без исправлений до ближайшего ТР-2, ТР-3 или КР-1 вмятины в обшиве кузова, не вызывающие нарушение нормальной работы оборудования. Заварку трещин выполнить в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов».
Неисправности рам кузовов:

  • трещины в шкворневых, буферных, поперечных, продольных балках и балках подвески поездного оборудования на раме вагона;
  • износ внутренних вертикальных граней хребтовой балки возле упорных угольников фрикционного аппарата более 3 мм, трещины и вмятины хребтовой балки;
  • прогиб буферного бруса или поперечной балки более 15 мм;
  • повреждения узлов крепления металлических скользунов и их коробок;
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов».
  • повреждение резиновых прокладок скользунов – разрывы и протертые места глубиной более 2 мм.
Прокладки заменить
Неисправности крыш кузовов:

  • течь крыши, неплотности в местах прохода проводов и труб;
  • пробои или прожоги металлической крыши кузова;
  • жалюзи погнуты, забиты пылью и грязью;
Неисправности устранить сваркой в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов».
  • повреждения мостков и поручней на крыше.
Поврежденные мостки и поручни заменить.
Неисправности боковых и концевых стен кузовов:

  • сквозные повреждения коррозией, надрывы и трещины, вмятины обшивы кузова.
Разрешается оставлять без исправлений до ближайшего ТР-2, ТР-3 или КР-1 вмятины в обшиве кузова, не вызывающие нарушение нормальной работы оборудования. Заварку трещин выполнить в соответствии с «Инструкцией по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов».
Повреждение узлов крепления шкворней на моторных и прицепных вагонах:

  • ослабление посадки шкворня моторных вагонов в пятнике рамы кузова;
  • ослабление посадки шкворня моторных вагонов в трубе надрессорного бруса тележки;
Шкворень перепрессовать. Гайки крепления шкворня в раме кузова должны быть затянуты плотно (ключом с рукояткой длиной не менее 1 м и усилием 30.40 кг) и при обстукивании издавать чистый звук (не дребезжащий), при этом размер между торцом пятника и фланцем шкворня должен быть не менее 12 мм.
  • дефекты резины амортизатора шкворня моторных вагонов;
  • отсутствие зазора между шайбой шкворня моторных вагонов и торцом трубы в надрессорном брусе;
Для затяжки резинового амортизатора в трубе надресорного бруса необходимо его сжать трубой (дистанцер) затянув нижние гайку и контргайку. Плотность прилегания амортизатора проверить щупом 0,2 мм, который не должен входить на глубину более 80 мм от нижнего торца трубы надрессорного бруса. При этом зазор между нажимной шайбой и торцом трубы надрессорного бруса должен быть не менее 3 мм. Дефекты резины амортизатора, дошедшие до витков пружины, не допускаются. Поврежденные амортизаторы заменить.
  • зазор между пятником на прицепных и головных вагонах и пятником на тележках головных и прицепных вагонов не соответствует требованиям чертежа.
Зазор между корпусом пятника кузова прицепного (головного) вагона и корпусом пятника на тележке 162 отрегулировать установкой подкладок под скользуны.
Высота нижней кромки путеочистителя от головки рельса не соответствует требованиям чертежа. Высота нижней кромки путеочистителя от уровня верха головок рельсов под массой тары должна быть 180-10 мм. Необходимый размер установить перемещением съемного листа путеочистителя.
Повреждение конструкции путеочистителя на головных вагонах:

  • погнутые, оторванные и с трещинами угольники, полосы и кронштейны;
  • трещины в кронштейнах крепления устройств локомотивной сигнализации.
Погнутые, оторванные или с трещинами детали выправить и заварить.

Допускается наличие вмятин на путеочистителе глубиной 5.10 мм на длине 300.500 мм.

Неисправности автосцепного устройства электропоезда, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог» ЦВ-ВНИИЖТ-494. В «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог» ЦВ-ВНИИЖТ-494 дан перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом. Неисправности и способы их устранения в БСУ приведены в Руководстве по эксплуатации на ТМ130. 00.00.000РЭ.

Неисправности внутренних конструкций и внутреннего оборудования вагонов, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.3:

Таблица 4.3

Неисправности Способы устранения
Салонное оборудование:

  • повреждение крепления диванов к полу и боковым стенам;
  • повреждение ручек диванов;
  • повреждение окон;
  • повреждения багажных полок и их крепления;
  • повреждение поручней и их крепления;
Имеющие ослабленные каркасы, укрепить металлическими накладками.

Неисправные детали заменить.

Неисправные окна заменить.. Неисправные детали заменить. Неисправные детали заменить

Внутренняя отделка кабины машинистов:

  • повреждения внутренней обшивки кабины;
  • повреждения кресел машинистов, повреждение их крепления к полу;
  • повреждение лобовых и боковых окон;
  • повреждение стеклоочистителей.
Поврежденную обшиву заменить.

Неисправные детали заменить.

Неисправные окна заменить.

Неисправные стеклоочистители заменить.

Туалеты:

  • повреждения унитазов, раковин, смывных устройств, крышек;
  • повреждения труб унитазов и умывальников;
  • нарушение герметичности бака для воды, повреждение теплоизоляции.
Неисправные детали заменить.

Неисправные детали заменить.

Неисправные баки отремонтировать или заменить.

Двери:

  • салонные раздвижные двери:
    • повреждение роликов и верхней направляющей рейки;
    • повреждение створок дверей;
    • повреждение ручек;
  • наружные раздвижные двери:
    • повреждение дверного механизма;
    • повреждение створок дверей;
    • повреждение направляющих роликов;
  • торцевые двери:
    • повреждение ручек;
    • повреждение замков;
    • повреждение створок.
Неисправные детали заменить.
Повреждение окраски вагонов Поврежденные места наружных металлических поверхностей очистить от старой краски, промыть, обезжирить, загрунтовать с последующей сушкой, шпатлевкой и шлифовкой.

Неисправности деталей и узлов тележек

Во время эксплуатации могут встречаться следующие неисправности деталей и узлов тележек:

Неисправности колесных пар

Неисправности осей, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.4:

Трещины поперечные и косые:

Об образовании трещин в подступичной части оси можно судить по выделению ржавчины в виде мелкой красноватой пыли, нарушению целостности слоя краски или вздутию краски бугорком в месте сопряжения оси со ступицей и образованию зазора между осью и ступицей. При обнаружении одного из указанных признаков следует тщательно проверить подступичную часть оси и определить, нет ли других признаков образования трещин. Если краска в месте сопряжения оси со ступицей вздулась бугорком, необходимо иглой поднять слой краски бугорка и тщательно осмотреть это место. Наличие на оси под бугорком мелкой металлической пыли указывает на образование трещин в подступичной части оси.

Неисправности Способы устранения
а) на любой части оси (кроме подступичной) независимо от срока службы;

б) на подступичной части оси при сроке службы менее 10 лет.

Ось бракуется, если после обработки (точение и шлифовка) в пределах допуска трещины остаются.

Устранить обточкой, если глубина трещины не превышает 2 мм. Обточку производить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующей проверкой оси магнитным дефектоскопом и упрочнением накаткой. При большей глубине трещины ось бракуется.

Трещины и плены продольные:

Под пленой понимается тонкое, местное «языкообразное» отслоение металла частично соединенное с основным металлом.

Неисправности Способы устранения
а) на средней части оси; Не допускаются. Колесную пару, имеющую на средней части оси продольную трещину или плену, изъять из эксплуатации и отправить в ремонт. В ремонтном пункте продольные трещины или плены исследовать вырубкой канавочником до полного их исчезновения. Ось бракуется, если: глубина вырубки в средней части превышает 3 мм; количество вырубок в любом месте средней части оси более 3х, а общая длина всех вырубок глубиной более 1 мм превышает 1000 мм. Вырубки глубиной до 1 мм не учитываются. Вырубку трещин или плен производить только в направлении длины их залегания без резких переходов с гладким выводом кромок и разделкой их по ширине, равной трехкратной глубине вырубленного слоя.
б) на других частях оси; Независимо от количества и размеров не допускаются. Устранять обточкой.

Волосовины:

Волосовинами называются продольные тонкие расслоения металла, получившиеся вследствие раскатки газовых пузырей или неметаллических включений, имеющихся в металле.

Расположение волосовин, при котором в любом месте их число на площади размером 5 х 50 мм превышает 5 шт. считается скученным. При этом волосовины длиной до 10 мм при нестрочечном их расположении не учитываются.

Под строчечным понимается расположение волосовин на поверхности оси по ее образующей. Волосовины, составляющие одну строчку и имеющие длину на шейке менее 10 мм, на подступичной и предподступич-ной частях менее 15 мм и на средней части оси менее 25 мм, принимаются за одну волосовину длиной, равной общему отрезку прямой.

Неисправности Способы устранения
а) на галтелях оси; Не допускаются. Устранить обточкой в пределах допустимого ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением.
б) на цилиндрических поверхностях шеек оси; У тележек моторных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если общее количество их более 4-х и в любом поперечном сечении более 2х или если длина отдельной волосовины превышает 10 мм.

У прицепных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если общее количество их более 5-ти и в любом поперечном сечении их более 3-х или если длина отдельной волосовины превышает 10 мм. Волосовины длиной до 2 мм на шейках. оси моторной тележки и до 3 мм на шейках оси прицепной тележки при нескученном и нестрочечном их расположении не учитываются.

в) на подступичной, предподступичной и средней частях оси; У тележек моторных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более 2-х или если длина отдельной волосовины превышает 15 мм на подступичной или предподступичной части и более 25 мм на средней части. У прицепных вагонов не допускаются и устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более 3-х или если длина отдельной волосовины превышает 25 мм. Волосовины длиной до 3 мм при нескученном и нестрочечном их расположении не учитываются.
Темновины и светловины в любой части оси; Допускаются, но без каких бы то ни было признаков расслоения металла. Дефекты с признаками расслоения металла устранить.

Риски, задиры, забоины и коррозия на шейках и предподступичных частях осей:

Неисправности Способы устранения
а) риски и задиры поперечные на шейках; Риски и задиры глубиной до 0,5 мм не ближе 100 мм и глубиной до 1,5 мм не ближе 160 мм от предподступичной части оси зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. Площадь зачистки не должна превышать 15% посадочной поверхности подшипника. После зачистки шейки продефектоскопировать. При больших размерах повреждения ось бракуется.
б) риски и задиры продольные на шейках и предподступичных частях; Риски и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более 3-х не ближе 50 от торца галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1 мм без ограничения количества зачистить вдоль оси шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. При больших размерах повреждения ось бракуется.
в) забоины на шейках и предподступичных частях; Острые края забоин глубиной до 0,8 мм не ближе 60 мм от торца галтели, общей площадью до 50 мм2, разрешается притупить, не оставляя выступов над поверхностью. После исправления шейки и предподступичной части продефектоскопировать. При больших забоинах ось бракуется.
г) коррозия на шейках и предподступичных частях; Коррозию устранить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. На глубокую точечную коррозию допуски, как на забоины.
Радиальное биение шеек более допустимых значений, определяемое при вращении колесной пары в центрах станка. Устранить обточкой и шлифовкой на станке или восстановлением центрового отверстия.
Допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях, и допуск прямолинейности шеек более установленных значений. Устранить обточкой и шлифовкой на станке.
Отклонение от прямолинейности оси, определяемое при вращении в центрах станка. Ось бракуется при превышении допуска прямолинейности, предусмотренного чертежами.
Радиус галтелей шеек менее допустимых значений. Восстановить обточкой на станке в пределах допустимого ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением.
Смятие галтелей осей при запрессовке или распрессовке подшипников. Разрешается исправление галтелей на станке галтельным резцом в пределах допустимого ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением. При наличии размера менее допустимого, ось бракуется.
Протертость, забоины на средней части оси. При протертости более допустимого значения допуска на диаметр средней части оси, ось бракуется. При протертости в пределах допуска выполнить плавный переход от протертого места к образующей оси. Допускаются забоины глубиной до 2 мм, общей площадью до 100 мм2 с зачисткой острых кромок.
Диаметр шеек менее допустимого. Ось бракуется. Буксовые шейки восстанавливают по отработанной и утвержденной ОАО «РЖД» технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность оси.
Забитые и разработанные центровые отверстия оси. Восстановить до чертежных размеров электронаплавкой с последующей механической обработкой.
Следы электродугового ожега. Следы электродугового ожога средней части оси удалить зачисткой с последующей шлифовкой и проверкой магнитным дефектоскопом. При следах ожога на других частях ось бракуется.

Смятая или изношенная резьба:

Неисправности Способы устранения
а) на конце оси; Разрешается оставлять в эксплуатации при обыкновенном освидетельствовании колесные пары, имеющие сорванную резьбу не более 15% рабочей длины на каждом конце оси, соответственно при полном освидетельствовании- 5%. При большем значении повреждения резьбу сточить, место наплавить и нарезать новую резьбу.
б) на торце оси под болты; Дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу.

Неисправности бандажей и ободьев цельнокатаных колес

Неисправности бандажей и ободьев цельнокатаных колес, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.5:

Неисправности Способы устранения
Трещины поперечные или косые:

а) независимо от размера, количества и места расположения;

Бандаж (цельнокатаное колесо) бракуется. Допускается устранить обточкой термические трещины на вершине гребня глубиной до 5 мм со снятием металла за ее пределы на глубину 1,5…2 мм.
Трещины и плены продольные:

а) на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней боковой поверхности;

Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
б) на наружных боковых гранях бандажа или обода цельнокатаного колеса; Устраняется вырубкой или шлифовальной машинкой с плавным переходом к основной поверхности бандажа или обода. Глубина вырубок допускается не более 5 мм. Общая длина вырубок на одном бандаже или ободе цельнокатаного колеса не должна превышать 300 мм. Количество вырубок в одном поперечном сечении не должно быть более 2-х у бандажей и более 3-х на ободах цельнокатаных колес.
в) на внутренней поверхности бандажа и в выточке для бандажного кольца; Бандаж бракуется.

Раковины:

Под раковиной понимается дефект металлургического происхождения в виде неметаллических включений (песка, шлака), закатанных внутрь металла, и пустот от усадки металла при неравномерном остывании, выходящих на поверхность катания колеса по мере его износа.

Неисправности Способы устранения
Раковины на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.

Выщербины, задиры:

Под выщербинами понимается выкрашивание кусочков металла на поверхности катания.

Неисправности Способы устранения
Выщербины на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса. Разрешается оставлять без исправления до первой выкатки или обточки колесной пары моторного вагона длиной не более 10 мм, глубиной не более 3 мм; у прицепного вагона длиной не более 25 мм, глубиной не более 3 мм. Выщербины больших размеров устраняют обточкой.
Сколы, выкрашивания, выщербины, раковины, уходящие под упорный бурт или бандажное кольцо (независимо от размеров). Колесная пара бракуется.

Неисправности бандажа:

Об ослаблении бандажа свидетельствуют следующие признаки:

  • глухой дребезжащий звук при обстукивании молотком обода колесного центра и бандажа;
  • нарушение целостности слоя краски или выделение смазки, ржавчины по окружности в местах прилегания бандажа к ободу колесного центра;
  • образование зазора между ободом колесного центра и упорным буртиком бандажа;
  • несовпадение контрольных рисок на ободе колесного центра и бандажа.
Неисправности Способы устранения
Сколы, выкрашивания, выщербины, раковины, уходящие под упорный бурт или бандажное кольцо (независимо от размеров). Колесная пара бракуется.
Задир бандажа у подножья рабочей части гребня. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Задир бандажа в районе круга катания (независимо от размеров) Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Ползун (выбоина) на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса более допустимого значения; Устранить обточкой. При обнаружении в пути следования руководствоваться п.3.5.4 инструкции ЦТ-329.
Ослабление бандажа на ободе центра, определяемое по звуку при ударе по бандажу слесарным молотком или по взаимному смещению контрольных отметок на бандаже и ободе. Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу подтверждает его ослабление, устранить сменой бандажа. Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу не подтверждает его ослабление, и бандажное кольцо не ослабло, разрешается дальнейшая эксплуатация поезда со скоростью не более 100 км/ч. При этом, против отметки на бандаже необходимо поставить новую отметку на ободе с записью в журнале (формы ТУ-152) и книгу ремонта (формы ТУ-28), а старую зачеканить. При повторном сдвиге бандажа, даже без признаков его ослабления бандаж подлежит замене.
Прокат (высота гребня) бандажей или цельнокатаных колес более допустимого. Устранить обточкой на станке до полной ликвидации проката и доведения высоты гребня до чертежных размеров.
Местное или по всему кругу катания увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса более допустимого. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Толщина гребня менее допустимого значения. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Вертикальный подрез гребня. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Остроконечный накат на гребне. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Опасная форма гребня, измеряемая специальными шаблонами. Устранить механической обработкой.
Навар металла на поверхности катания. Устранить обточкой на станке до полного исчезновения.
Ослабление бандажного кольца более допустимых размеров. Не допускается к эксплуатации. Устранить путем замены бандажного кольца или обжатием прижимного бурта бандажа на вальцовочном станке, пневматическим молотком с обжимкой или кувалдой под гладилку. До обжатия бандаж нагреть до 220…270 °С.
Толщина прижимного и упорного буртов бандажа менее допустимого значения. Бандаж бракуется.
Зазор между боковой гранью обода и упорным буртом бандажа. Допускается не более 0,5 мм по всей окружности на глубину не более половины высоты бурта. При больших размерах бандаж бракуется.
Разность расстояний между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес у одной колесной пары более допустимого значения или несоответствие этих расстояний установленным нормам (измерять у неподкаченной колесной пары в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр оси). Устранить обточкой или сменой бандажей, перепрессовкой центров и цельнокатаных колес, перенасадкой бандажей с наплавкой и последующей обработкой боковых граней обода, сменой оси при ее изогнутости.
Высота гребня, меньше установленных в п.3.5 инструкции ЦТ-329. Устранить обточкой на станке, доведя высоту гребня до чертежных размеров.

Неисправности колесных центров, зубчатых и цельнокатаных колес

Признаками ослабления посадки колеса на оси являются:

  • выделение ржавчины или смазки вокруг ступицы с внутренней стороны или нарушение краски в месте сопряжения оси со ступицей;
  • изменение расстояния между внутренними гранями бандажей. В условиях работы поезда на линии обнаруживают по прижатию гребней обоих колес к рельсам или по набеганию тормозных колодок на гребни колес;
  • сдвиг контрольной цветной полосы, нанесенной на торец ступицы и на часть оси в месте их соприкосновения;
  • уменьшение расстояния от переходной галтели подступичной части оси до наружного торца ступицы колеса.

Неисправности колесных центров, зубчатых и цельнокатаных колес, требующие ремонта или замены, а также способы их устранения, приведены в таблице 4.6:

Неисправности Способы устранения
Ослабление колесного центра или цельнокатаного колеса на оси. Колесную пару с явными признаками ослабления (сдвиг центра или колеса вдоль образующей оси или в окружном направлении) изъять из эксплуатации. За колесной парой, находящейся в эксплуатации с выступающей смазкой, ржавчиной или трещинами краски в местах соединения центра с осью без явных признаков ослабления установить особое наблюдение. При полном освидетельствовании при выступающей смазке, ржавчине и трещинах краски в местах соединения центра с осью плотность посадки центра на оси опробовать на прессе на максимальное давление, установленное для запрессовки. Опробование на прессе производить в направлении от середины оси к ее концу.
Трещины в ступице. Колесный центр или ступица зубчатого колеса бракуются.
Трещины в ободе или спице центра колесной пары. Колесную пару, имеющую хотя бы одну трещину в спице или ободе, изъять из эксплуатации. В ремонтном пункте в соответствии с требованиями действующих Инструктивных указаний по сварочным работам (ЦТтеп/251) трещины заварить или забраковать центр.

Неисправности зубчатых колёс:

Неисправности Способы устранения
Допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колесного центра более допустимых значений. Устранить обточкой или наплавкой с последующей механической обработкой.
Диаметр или ширина обода менее допустимых значений. Восстановить наплавкой с последующей обработкой.
Излом зуба. Венец зубчатого колеса бракуется.
Вмятины, раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения. Разрешается оставлять в работе венцы зубчатых колес, если глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2мм (отдельных до 3 мм), а общая площадь на зубе составляет в эксплуатации не более 25% рабочей поверхности, при обыкновенном освидетельствовании – не более 10% и при полном освидетельствовании -не более 5%.
Отколы на поверхности зуба (от торца). Разрешается оставлять в эксплуатации и при обыкновенном освидетельствовании венцы зубчатых колес, если отколотые места имеют длину не более 15 мм и глубину не более 3 мм, а при полном освидетельствовании – 10 мм и глубину не более 2 мм. Заусенцы и острые кромки закруглить.
Трещины во впадинах венцов зубчатых колес. Венец бракуется.

При обыкновенном и полном освидетельствовании бракуются венцы:

  • с трещинами на переходных поверхностях длиной более 25 мм;
  • с трещинами, выходящими на торец, глубиной более 2 мм;
  • с трещинами любых размеров, развивающимися с обеих сторон зуба (встречные трещины);
  • при наличии трещин более чем на 25% зубьев.

Зачистка трещин не допускается.

Неисправности подшипников

В таблице 4.7 приведены возможные неисправности при эксплуатации узлов с подшипниками качения и способы их устранения:

Неисправности Способы устранения
Ослабление болтов крепления венцов зубчатых колес. Болты заменить. Разрешается увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце на 4 мм с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов. При ослаблении более 4-х болтов зубчатого венца или более 3-х болтов подряд все болты заменить новыми следующей градации с проверкой отверстий развертками.
Уменьшение толщины зуба, измеряемое по делительной окружности, более допустимого значения. Зубчатое колесо бракуется.
Радиальный зазор подшипника не соответствует нормам. Подшипник перекомплектовать с заменой колец или комплекта роликов.
Неплавный ход, тугое вращение, повышенный шум и толчки при проверке на легкость вращения. Подшипник промыть и проверить повторно. Если дефект не устранен, то подшипник разобрать. Детали подвергнуть осмотру и проверке с целью определения их пригодности. Неисправные детали заменить.
Проворот внутреннего кольца на шейке. Посадочную поверхность подшипника зачистить шкуркой. Кольцо продефектоскопировать. Размер кольца под посадку при необходимости восстановить в соответствии с рекомендациями п. 6.10 инструкции ЦТ/330.
Трещины и изломы деталей подшипника. Детали браковать.
Сколы краев роликов. Ролики браковать.
Усталостные выкрашивания на поверхностях качения колец, роликах. Кольца и ролики браковать.
Крупные вмятины и задиры на кольцах и роликах. Кольца и ролики браковать.
Ползуны (лыски) на роликах. Детали браковать.
Гранность и волнообразный накат (бринелирование) на кольцах и роликах. Детали браковать.
Рифление на поверхностях качения колец и роликов. Детали браковать.
Штриховые задиры (рябина, шелушение) на поверхностях качения колец и роликов. В депо разрешается указанные дефекты оставлять без исправления.
Блестящие круговые полоски на роликах. Допускаются без исправления.
Матовая поверхность на кольцах и роликах. Допускаются без исправления.
Задиры в виде «елочки» на рабочих поверхностях бортов колец. Неглубокие задиры в виде рисок допускаются без исправления. Глубокие с признаками выкрашивания зачистить при вращении кольца шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом. Обязательна проверка колец на трещины.
Задиры в виде «елочки» на торцах роликов. Неглубокие задиры в виде рисок допускаются без исправления. Глубокие с признаками выкрашивания зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом.
Раковины на торцах роликов и рабочей поверхности бортов колец. Кольца и ролики браковать.
Перегрев деталей – четко выраженные (синие, фиолетовые) цвета побежалости на кольцах и роликах. Детали браковать.
Сколы на бортах внутренних и наружных колец. Детали браковать.
Потемнение поверхностей качения (от серого до черного цвета) колец, роликов, возникшее вследствие их окисления (обычно наблюдается после работы подшипников на смазке, содержащей серу, а также при длительном прохождении через подшипник небольшого тока). Допускаются без исправления.
Сплошной след ожога электротоком (цепочка слившихся или близко расположенных точек) на поверхности качения. Детали браковать.
Ожоги электротоком поверхностей качения колец и роликов в виде отдельных разбросанных точек. Допускаются без исправления, если поперечный размер каждой точки не превышает 2 мм при деповском и 1 мм при заводском ремонтах. Плотность точек в местах их скопления не должна превышать 3 шт. на 1 см2.
Коррозия на рабочих поверхностях деталей подшипников с проникновением вглубь металла. Детали браковать. При точечной коррозии допускаются без исправления, если размеры точек и их плотность не превышают норм
Слабая коррозия на поверхностях качения колец и роликов. Детали зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении). После зачистки допускаются невыведенные следы коррозии.
Коррозия на нерабочих поверхностях колец и роликов. Детали зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении). После зачистки допускаются невыведенные следы коррозии.
Ослабленные или оборванные заклепки сепаратора. При ремонте в депо разрешается подтянуть и заменить до 75%, а на заводе – до 30% заклепок в подшипнике. При наличии большего числа ослабленных и оборванных заклепок все заклепки заменить новыми. После подтягивания ослабленных заклепок проверить остальные заклепки на предмет отсутствия их ослабления и при необходимости подтянуть.
Забоины, вмятины и заусенцы на нерабочих поверхностях сепаратора. Зачистить сепаратор, после чего подшипник промыть.
Разработка (овализация) отверстий под заклепки в шайбе сепаратора. Сепаратор браковать.

Неисправности тягового редуктора

Возможные неисправности при эксплуатации тяговых редукторов и способы их устранения приведены в таблице 4.8:

Неисправности Способы устранения
Трещины, забоины, задиры на посадочных поверхностях корпусов редукторов. Незначительные забоины и задиры зачистить напильником или наждачной шкуркой. Корпуса распаривать не допускается.

В корпусе редуктора допускается не более 2-х трещин, не выходящих на привалочные поверхности фланцев. Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией ЦТ/336.

Повреждение отверстий в корпусах редукторов. Поврежденные отверстия восстановить.
Повреждение сапуна, загрязнение набивки (фильтра). Поврежденный сапун заменить, загрязненный фильтр заменить.
Трещины на шестерне и валу шестерни. Произвести магнитную дефектоскопию зубьев шестерни и доступных частей вала. Проверить вал магнитным или ультразвуковым дефектоскопом с торца конусной части. Поврежденные шестерни и валы заменить. Разрешается восстанавливать изношенные поверхности вала шестерни осталиванием или цинкованием.
Неисправности крышек вала шестерни:

  • трещины;
  • забоины, задиры и заусенцы на обработанных поверхностях;
Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией ЦТ/336. Незначительные забоины и задиры зачистить напильником или наждачной шкуркой.
  • сорванная резьба;
Дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу.
  • допуск диаметров посадочных поверхностей под подшипники несоответствуют нормам;
  • ослабление посадки в корпусе редуктора.
Разрешается восстанавливать изношенные поверхности крышек вала шестерни осталиванием или цинкованием.

Подвеска тягового редуктора

Возможные неисправности при эксплуатации узлов подвески тяговых редукторов и способы их устранения приведены в таблице 4.9:

Неисправности Способы устранения
Трещины деталей узла подвески редуктора.

Износ и срыв резьбы.

Детали подвергнуть магнитной дефектоскопии.

Детали с трещинами, изношенной и сорванной резьбой подлежат замене.

Просадка амортизаторов, порезы, вырывы и сквозные трещины резины. Поврежденные амортизаторы заменить.

Неисправности упругих муфт

Возможные неисправности при эксплуатации упругих муфт и способы их устранения приведены в таблице 4.10:

Неисправности Способы устранения
Трещины, изломы, сколы деталей (втулок, пальцев, разрезных шайб, болтов, полуколец и фланцев) упругой муфты. Детали подлежат замене.
Задиры, забоины, следы коррозии на посадочных поверхностях деталей муфт. Детали подлежат замене. Разрешается разработанные отверстия в разрезных кольцах и полукольцах восстанавливать наплавкой с последующей механической обработкой.
Ослабление посадки втулок во фланцы. Втулки запрессовать с натягом в соответствии с требованиями чертежей.
Повреждения кордового слоя упругой оболочки, порезы, вырезы, трещины в поверхностном слое резины, переходящие в несущий слой. Детали подлежат замене.
Ослабление или обрыв болтов, крепящих упругую оболочку. Болты подлежат замене.

Неисправности рамы тележки моторного и прицепного вагона

Возможные неисправности при эксплуатации рам тележек моторных и прицепных вагонов и способы их устранения приведены в таблице 4.11.

Неисправности Способы устранения
Трещины на рамах тележек:

а) в местах соединения поперечных балок с продольными;

б) в местах установки буксовых кронштейнов моторных тележек;

в) в местах соединения концевых балок рычажно-тормозной передачи моторных тележек;

г) в местах приварки верхних и нижних накладок, соединяющих поперечные и продольные балки;

д) в местах приварки кронштейнов подвески редуктора;

е) в местах приварки верхних и нижних кронштейнов крепления тяговых двигателей моторных тележек;

ж) в местах приварки кронштейнов гидрогасителей колебаний;

з) в местах приварки кронштейнов тяговых поводков.

Трещины заварить в соответствии с техническими указаниями «Инструкции по сварочным работам при ремонте тепловозов, электропоездов и дизель-поездов» ЦТ/336.
Ослабление или повреждение болтового крепления кронштейнов гидравлических амортизаторов и кронштейнов тяговых поводков. Поврежденные крепежные детали заменить.
Ослабление или повреждение болтового крепления шпинтонов прицепных тележек. Поврежденные крепежные детали заменить.

Неисправности фрикционных гасителей

Возможные неисправности при эксплуатации фрикционных гасителей колебаний буксового подвешивания прицепных и моторных вагонов и способы их устранения приведены в таблице 4.12:

Неисправности Способы устранения
Клиновые гасители колебаний буксового подвешивания тележек прицепных вагонов:

  • износ фрикционных втулок по поверхностям трения более 2,5 мм (уменьшение диаметра на 5 мм);
  • износ цилиндрической поверхности клиньев (сухарей) более 4 мм;
  • износ конической поверхности клиньев (сухарей) более 3 мм;
  • износ нажимных колец более 2 мм;
  • просадка тарельчатых пружин более 1 мм
При большем износе детали заменить
Дисковые гасители колебаний буксового подвешивания тележек моторных вагонов:

  • износ поверхностей трения стакана опорного;
  • износ поверхностей трения шайбы;
Изношенные поверхности металлических деталей восстановить наплавкой с последующей механической обработкой.
  • износ поверхностей трения фрикционных накладок;
Фрикционные накладки заменить при толщине менее 6 мм.
  • просадка пружин 5 мм и более;
  • коррозионное повреждение 10% сечения витка пружины и более;
Пружины заменить.
  • повреждения резиновых элементов поводка;
Детали заменить.
  • выработка металла в местах соединения поводков с гасителем и с буксой.
Детали отремонтировать.

Устранение неисправностей, техническое обслуживание и ремонт гидравлических гасителей колебаний должны осуществляться в соответствии с «Инструкцией по содержанию и ремонту гасителей колебаний локомотивов и вагонов электропоездов» ЦТЭП-15/ЦТтеп-47. Устранение неисправностей, техническое обслуживание и ремонт тормозной рычажной передачи должны осуществляться в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Неисправности крана машиниста 395М-5-01

Основные неисправности и способы их устранения по крану машиниста 395М-5-01 даны в таблице 4.13:

Признаки неисправности Причины Способы устранения
1 2 3
Непрерывный пропуск воздуха в атмосферное отверстие между отростками крана при II положении Пропуск (засорение) впускного или выпускного клапана

Пропуск манжеты в цоколе

Выньте впускной клапан, очистите его и притрите по месту

Манжету расправьте и смажьте

Ручка крана перемещается с большим усилием (туго) Отсутствие смазки между золотником и зеркалом Отверните пробку крышки и залейте компрессорным маслом. Если это не поможет, выньте золотник, очистите его, слегка притрите по месту без абразива и смажьте
Быстрая зарядка уравнительного резервуара Пропуск по запрессовке втулки с отверстием диаметром 1,5 мм Большой зазор цилиндрической части питательного клапана Смените втулку и прокалибруйте отверстие

Смените питательный клапан

Быстрый переход с повышенного давления в тормозной магистрали на нормальное Утечки в соединениях уравнительного резервуара, пропуск манжет редуктора или в месте зажима диафрагмы Устраните утечки. В депо осмотрите манжеты редуктора и место зажима диафрагмы
Быстрый переход с повышенного давления в тормозной магистрали на нормальное Утечки в соединениях уравнительного резервуара, пропуск манжет редуктора или в месте зажима диафрагмы Устраните утечки. В депо осмотрите манжеты редуктора и место зажима диафрагмы
Быстрый переход с повышенного давления в тормозной магистрали на нормальное Утечки в соединениях уравнительного резервуара, пропуск манжет редуктора или в месте зажима диафрагмы Устраните утечки. В депо осмотрите манжеты редуктора и место зажима диафрагмы
При постановке ручки крана машиниста в IV полож. резко повышается давление в магистрали на величину от 0,01 до 0,03 МПа Заедание уравнительного поршня Устраните заедание поршня, он должен перемещаться под усилием не более 4кгс
После ступени торможения при постановке ручки крана в III положение давление в уравнительном резервуаре повышается Пропуск обратного клапана Пользуйтесь только IV положением ручки крана. В депо осмотрите и при необходимости замените уплотнение обратного клапана
В поездном положении кран машиниста сильно завышает давление в тормозной магистрали Засорение и пропуск питательного клапана редуктора. Большая утечка из уравнительного резервуара. Плохая притирка золотника Очистите и притрите питательный клапан редуктора, снимите фильтр, устраните утечку

Золотник притрите по месту и смажьте

При III и IV положениях не горит лампа «0» или при VA, V и VI положениях не горит лампа «Т» Большая качка ручки крана на квадрате стержня

Ослабление крепления микропереключателей или сдвиг их на панели Обрыв проводов к микропереключателям

Снимите крышку контроллера, закрепите ручку крана и микропереключатели. Закрепите микропереключатели или следуйте на пневматическом управлении

В депо устраните обрыв провода

 

Контур Официальный Партнёр

Рубрики

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.