К средствам освещения и сигнализации относятся электрические лампы освещения расположенные на электропоезде.
Таблица 2.5.5.1 Основные технические характеристики ламп
Назначение ламп | Тип ламп | Напряжение, В | Мощность, Вт | |
Освещение салонов | Две световые линии СОСЛ 002М | |||
Общее освещение туалетов и тамбуров | Светильники из комплекта «Вояж» | |||
Общее освещение кабины машиниста, служебного тамбура | Б230-240-60-1 | 220-230 | 60 | |
Дежурное освещение; освещение чердаков, шкафов, подвагонных ящиков; сигнальные лампы в шкафах; подсветка, предназначенная для контроля посадки и высадки пассажиров | РН 110-15 | 110 | 15 | |
Светильники зелёного света | РН60-4,8 (Ц 60-10) |
60 (60) |
4,8 (10) |
|
Освещение межвагонного перехода | ЛС-5-Б-220В | 220 | ||
Сигнальные лампы на блоках ДВ | СКЛ 16.2БЖТ2 | 110 | ток 5 μА |
Освещение вагонов
Освещение каждого вагона электропоезда состоит из рабочего и дежурного освещения.
В кабине, служебных тамбурах, салонах, пассажирских тамбурах, туалетах, межвагонных переходах предусмотрено рабочее и дежурное освещение.
Для освещения кабины применены светильники с лампами накаливания общего и дежурного освещения (рис. 2.5.4.1), имеющие два режима освещения: «ЯРКО» и «ТУСКЛО» (выключатель на блоке «В»). Кроме того, на задней стенки кабины машиниста для специальных условий эксплуатации предусмотрены светильники зелёного цвета ( выключатель на блоке «В»).
В кабине машиниста предусмотрены и устройства местного освещения на универсальном пульте управления УПУ:
- устройство подсветки пульта с тумблером включения «ОСВЕЩЕНИЕ ПУЛЬТА ЯРКО» и «ОСВЕЩЕНИЕ ПУЛЬТА ТУСКЛО»;
- освещение контрольно – измерительных приборов с плавной регулировкой яркости шкал.
В служебном тамбуре головного вагона и межвагонных переходах устанавливается по два светодиодных светильника из комплекта «ВОЯЖ».
Освещение межвагонного перехода осуществляется светодиодными лампами С-220-60-1.
В салонах вагонов электропоезда для обеспечения общего рабочего, дежурного и аварийного освещения пассажирских салонов вагонов используется люминесцентная «Световая линия» (СОСЛ) производства НПО «ВОЯЖ» (рисунки 2.5.4.1- 2.5.4.2) с питанием от бортовой сети 220В переменного тока для общего рабочего освещения и 110В постоянного тока для дежурного и аварийного освещения.
СОСЛ выполнена в виде световых модулей (составных частей системы освещения) на несущем основании из алюминиевого сплава, рассеиватели, декоративные крышки и торцевые крышки – из ударопрочного . трудногорючего по-ликорбоната. В модулях проложены магистральные линии питания основного и дежурного освещения, а также сигнальных цепей для подключения громкой связи и пожарных извещателей.

Рисунок 2.5.4.1 – Освещение кабины машиниста, тамбуров и расположение модулей «Световой линии СОСЛ 002м» в головном немоторном вагоне
Основные технические данные
Напряжение питания, В | Ток потребления, max, А | Потребляемая мощность, не более, Вт |
Основного рабочего освещения | ||
~220 50Гц | 3,7 | 820 |
Дежурного и аварийного освещения | ||
= 110 | 0,54 | 60 |
Диапазон рабочих температур окружающей среды при эксплуатации:
- верхнее значение температуры +50°С;
- нижнее значение температуры для основного освещения -20°С;
- нижнее значение температуры для дежурного освещения -50°С.
Для обеспечения основного рабочего освещения используются лампы:
- L36W/840, L18W/840, L36W/730, L18W/730 – фирмы “OSRAM”
- TL-D 36W/830, TL-D 18W/830 – фирмы “PHILIPS”. В отдельных случаях допускается использование ламп Т8 с цоколем G13 на 36 Вт и 18Вт других производителей.
Для дежурного и аварийного освещения используется лампа PH-110-15 ТУ 16-535.538. При проведении ремонтных и профилактических работ необходимо учитывать, что в системах освещения присутствуют напряжения опасные для жизни. Поэтому чистку, ремонт, замену ламп следует производить только при отключенной электрической сети. С люминесцентными лампами обращаться с осторожностью, предохраняя от ударов и падений.
Устройство изделия, технические данные, требования по безопасности, обслуживание и текущий ремонт системы освещения изложены в руководстве по эксплуатации ВО2.05.67.022-01 РЭ, прилагаемом к формуляру электропоезда.
В вагонах предусмотрено также освещение шкафов, чердаков, тележек, ящиков с электрооборудованием, включение которых осуществляется с помощью отдельных тумблеров.
Управление общим освещением осуществляется из головного вагона. Выключатель «ОСВЕЩЕНИЕ САЛОНА» расположен на блоке «В» в кабине машиниста. Одновременно включается освещение информационных табло поезда ИТП и сигнальные лампы посадки и высадки пассажиров. Дежурное освещение может включаться на каждом вагоне тумблером «ДЕЖУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ» («В23» – схемное обозначение) и автоматически – при неработающих преобразователях. В этом случае питание ламп накаливания осуществляется от аккумуляторных батарей поезда.

Рисунок 2.5.4.2 – Расположение модулей «Световой линии» СОСЛ 002м и светильников в моторных и немоторных вагонах
Внутренняя сигнализация
Внутренняя сигнализация поезда заведена в кабину машиниста на панель индикации УПУ – (индикаторы сигнализации о неисправностях в аппаратуре поезда).
Под каждым индикатором прикреплена табличка с мнемознаком, указывающим смысл, подающего им сигнала.
Сигнальные лампы неисправности вагона установлены на стенках торцевых шкафов вагонов и видны как снаружи, так и из тамбуров.
Лампа неисправности вагона загорается в случаях возникновения опасности пожара и нарушения работы в цепях. Для подачи сигнала машинисту об окончании посадки и возможности отправления поезда предусмотрены кнопки, расположенные на блоках ДВ, установленных в служебном тамбуре слева и справа от дверей. Нажатие на кнопку сопровождается звонком в кабине. Закрытое положение входных дверей проверяется загоранием ламп на УПУ и блоках ДВ.
Внешняя сигнализация
На лобовой стене головного вагона (рис. 2.5.4.4) установлены прожектор, сигнальные буферные фонари. Фонари буферные светодиодные (буферные фонари), предназначены для обозначения сигнальными огнями моторвагонного подвижного состава.
Путь движения электропоезда ночью освещается прожектором, голова его обозначается двумя прозрачно – белыми сигнальными буферными фонарями.
Хвост поезда обозначается двумя верхними и одним нижним красными буферными фонарями.
Каждый комплект светосигнальных приборов (в соответствии с рисуном 2.5.4.4) для двух головных вагонов состоит из четырех сигнальных буферных фонарей (белого цвета) НКМР.676646.012-01 и четырех сигнальных буферных фонарей (красного цвета) НКМР.676646.009-02 и двух буферных фонарей (красного цвета) НКМР.676646.012:
Фонарь буферный светодиодный НКМР.676646.009-02. Цвет свечения -КРАСНЫЙ.
Фонарь буферный светодиодный НКМР.676646.012. Цвет свечения -КРАСНЫЙ.
Фонарь буферный светодиодный НКМР.676646.012-01. Цвет свечения -БЕЛЫЙ.
Питание буферных фонарей осуществляется от источника постоянного тока с напряжением 110 В ± 10 В и коэффициентом пульсации до 100 %. Буферные фонари сохраняют работоспособность при питании от аккумуляторной батареи при напряжениях (77 – 137,5) В. Потребляемая мощность буферных фонарей при номинальном напряжении не более 25 Вт и во всем диапазоне питающих напряжений – не более 30 Вт. Подробнее описание см. в « Комплекты сигнальных буферных фонарей и сигнальных огней» Руководство по эксплуатации.

Рисунок 2.5.4.4 – Установка сигнальных огней на лобовой стене головного вагона
Прожекторы светодиодные транспортные ПСТ-110-180 исполнения ИКМС.676711.002-04 устанавливаются в лобовой части моторвагонных подвижных составов за защитным стеклом и предназначены для освещения железнодорожных путей перед ними (рисунок 2.5.4.5). В состав ИКМС.676711.002-04 входят блок управления (БУП) ИКМС.468361.106-02, прожектор ИКМС.676514.002 (П -54/3/6-2), кабель ИКМС.685614.011.
Напряжение питания ПСТ-110-180 должно находиться в пределах от 77 до 157 В.
При возможности появления в цепи питания перенапряжений более 157 В для сохранения работоспособного состояния ПСТ-110-180 следует использовать ограничитель перенапряжений ОП-110В ИКМС.674361.001, устанавливаемый в цепи питания.
Для исполнения ИКМС.676711.002-04 режим «ЯРКО» осуществляется при подаче электрического потенциала +110 В на контакты «ЯРКО» и «ТУСКЛО», режим «ТУСКЛО» – при подаче электрического потенциала +110 В только на контакт «ТУСКЛО».
БУП состоит из шести независимых источников стабилизированного тока (ИСТ), выходное напряжение с которых через двенадцатижильный кабель подается на прожектор.
Индикаторные светодиоды на корпусе БУП предназначены для указания наличия выходного напряжения каждого ИСТ. При поданном напряжении питания их свечение свидетельствует о работоспособном состоянии ИСТ, а отсутствие свечения – об отказе соответствующего ИСТ или нарушении контакта в разъемах ИСТ.
Прожектор ИКМС.676514.002 состоит из 18 кластеров, объединенных в 6 независимых групп, питающихся от 6 ИСТ БУП. Параллельно каждому кластеру включен шунт, срабатывающий при отказе одного кластера и обеспечивающий работу двух оставшихся кластеров группы.
Такое построение гарантирует при выходе из строя одного ИСТ или кластера нормальную работу оставшихся кластеров и ИСТ, а также обеспечение осевой силы света не менее 6,4 х 105 кд, что исключает возникновение экстремальной ситуации.
Прожекторы в основании имеют стеклотекстолитовую пластину, предназначенную для защиты светодиодов при возникновении напряжений между питанием и кузовом до 2500 В.
Прожектор ИКМС.676514.002 показан на рисунке 2.5.4.5.
Настройка прожектора ИКМС.676514.002 (рисунок 2.5.4.5)
- Ослабляют болты крепления к кузову, расположенные в отверстиях поз. 1 и 2, болты поз.3, и винты поз.5, фиксирующие положение прожектора относительно осей вращения.
- Включают прожектор в режиме “ЯРКО”;
- Настраивают положение прожектора в горизонтальной плоскости поворотом вокруг вертикальной оси. Для фиксации положения затягивают гайки поз.1 и 2;
- Настраивают положение прожектора в вертикальной плоскости, изменяя угол наклона светового блока прожектора, и совмещая световое пятно с кругом на щите. Для фиксации положения затягивают болты поз.4 и 5, следя за сохранением совмещения светового пятна с кругом. Окончательное положение болтов поз.5 должно быть разнонаправленным – один болт работает на «притягивание», второй – на «выталкивание».
Подробности устройства, работы, обслуживания – см. Руководство по эксплуатации ИКМС.676711.002 РЭ.

Рисунок 2.5.4.5 – Прожектор ИКМС.676711.002 (П-54/3/6-2)
Сигнализация, предназначенная для контроля посадки и высадки пассажиров и инвалидов
С целью повышения безопасности при эксплуатации электропоездов для контроля посадки и высадки пассажиров используются светодиодные лампы, расположенные на прислонно – сдвижных дверях переднего тамбура головного вагона (см. рисунок 2.1.32),- см. «Руководство по эксплуатации на дверной блок прислонно-сдвижного типа для электропоезда ФКГП.385.00.00.000 РЭ», которое прикладывается с эксплуатационной документацией к электропоезду.
На дверях переднего тамбура пассажирского вагона при входе в головной вагон и на стене тамбура при выходе из вагона устанавливаются специальные кнопки для сигнализации машинисту о посадке и высадке инвалида, сигнальная лампа находится на пульте помощника машиниста и пульте машиниста (рисунки 2.5.2.3, 2.5.2.5, 2.5.2.6).

Рисунок 2.5.4.6 – Расположение кнопок вызова машиниста инвалидами