Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2.1 Меры безопасности, обусловленные конструкцией электропоезда

2.1.1 При обслуживании электропоезда, на машиниста и его помощника, а также другой обслуживающий персонал воздействуют различные опасные и вредные производственные факторы. Кроме общепринятых опасных и вредных производственных факторов, на электропоезде также возможно воздействие:

  • вращающихся и подвижных частей основного и вспомогательного оборудования;
  • повышенной температуры поверхностей оборудования;
  • остаточного и статического напряжения;
  • едких веществ на кожные покровов и органы зрения;
  • повышенных и высоких напряжений в электрических цепях;
  • опасных факторов при использовании открытого огня.

Для исключения воздействия опасных и вредных производственных факторов, на оборудовании электропоезда нанесены предупреждающие знаки и символы, требования которых обслуживающего персонала обязаны соблюдать неукоснительно.

Если на оборудование нанесен предупреждающий знак «Осторожно вращающие части» (рисунок 2.1), прежде чем открыть контейнер и приступить к работе с оборудование, необходимо обесточит его цепи выключением соответствующего автоматического выключателя. К такому оборудованию относятся вентиляторы и муфты компрессорных агрегатов.

Знак «Осторожно вращающиеся части»
Рисунок 2.1 – Знак «Осторожно вращающиеся части»

Оборудование электропоезда, которое при обслуживании может переместится и зажать руку, отмечено знаком «Осторожно. Возможна травма рук» (рисунок 2.2). Перед обслуживанием подобное оборудование необходимо обесточить. К подобному оборудованию относятся выдвижные подножки.

Знак «Осторожно. Возможна травма рук»
Рисунок 2.2 – Знак «Осторожно. Возможна травма рук».

Оборудование электропоезда, которое во время работы имеет значительный нагрев, обозначено предупреждающим знаком «Осторожно. Горячая поверхность» (рисунок 2.3). Прикасается к такому оборудованию возможно только при обесточенных цепях и полном остывании поверхности.

Знак «Осторожно. Горячая поверхность»
Рисунок 2.3 – Знак «Осторожно. Горячая поверхность»

Аппаратура электропоезда, при обслуживании которой возможно травмированные остаточным напряжением конденсаторов или необходимо соблюдать меры электростатической безопасности имеет предупреждающие знаки и надписи (рисунки 2.4 и 2.5). К такому оборудованию относятся тяговые преобразователи и преобразователи собственных нужд (ПСН). Перед их обслуживанием необходимо произвести операцию по разрядке конденсаторов и заземлению. При этом дополнительно необходимо использовать средства индивидуальной защиты – перчатки диэлектрические и диэлектрические коврики.

Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Рисунок 2.4 – Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Рисунок 2.4 – Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Рисунок 2.5 – Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН
Рисунок 2.5 – Предупреждающие надписи и символы на тяговом преобразователе и ПСН

Аппараты электропоезда, при обслуживании которых возможно воздействие едких веществ на кожу и органы зрения, имеют предупреждающие знаки «Опасно. Едкое коррозионное вещество», «Осторожно. Аккумуляторная батарея» и «Работать в защитных очках» (рисунок 2.6). К такому оборудованию относятся аккумуляторные батареи.

Опасно. Едкое коррозионное вещество
Рисунок 2.6 – Предупреждающий знак «Опасно. Едкое коррозионное вещество»
Осторожно. Аккумуляторная батарея
Рисунок 2.6 – Предупреждающий знак «Осторожно. Аккумуляторная батарея»
Работать в защитных очках
Рисунок 2.6 – Предупреждающий знак «Работать в защитных очках»

Все электрическое оборудование, имеющее напряжение свыше 300 В расположено в контейнерах, закрытых крышкой с электро-механической блокировкой. На этих контейнерах нанесен запрещающий знак «Не открывать при поднятом токоприемнике» (рисунок 2.7). Открытие таких контейнеров возможно только после опускания токоприемников, включения заземлителей и с использованием специальных ключей, изъятие которых из устройства выдачи ключей невозможно при поднятых токоприемниках (после выполнения «процедуры заземления»). При этом дополнительно необходимо использовать средства индивидуальной защиты – перчатки диэлектрические и диэлектрические коврики.

Не открывать при поднятом токоприемнике
Рисунок 2.7 – Запрещающий знак «Не открывать при поднятом токоприемнике»

Все электрооборудование электропоезда – остовы вспомогательных шин, расположенных вне высоковольтных контейнеров; панели пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников; корпуса тяговых преобразователе; крышки ящиков аккумуляторных батарей; розетки, дверцы электрических шкафов, люки прожекторов, крышки электрических контейнеров, крышки люков входных порталов, крышки пневматических панелей токоприемников; на дверях и щитах подвагонных контейнеров; на переходных коробках и розетках шин отопления поезда) отмечено предупреждающим знаком «Опасность поражения электрическим током» (рисунок 2.8). Обслуживание данного оборудования возможно только при обесточенных цепях – выключенной аккумуляторной батареи.

Опасность поражения электрическим током
Рисунок 2.8 – Предупреждающий знак «Опасность поражения электрическим током»

Металлические корпуса и оболочки вспомогательного и тягового электрооборудования, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением, превышающим допустимые значения, имеют защитное заземление относительно корпуса электропоезда. Места заземления обозначены специальным знаком (рисунок 2.9). При эксплуатации, приемке, сдаче, технических обслуживаниях электропоезда необходимо контролировать исправность и наличие шунтов защитного заземления.

Знак защитного заземления
Рисунок 2.9 – Знак защитного заземления

Между головным и промежуточным моторным вагоном электропоезда, на торце моторного вагона расположена лестница для подъема на крышу. Открытие лестницы возможно только после опускания токоприемников, включения заземлителей и с использованием специальных ключей, изъятие которых из устройства выдачи ключей невозможно при поднятых токоприемниках (после выполнения «процедуры заземления») и заземления контактного провода, порядком, установленным владельцем инфраструктуры. У лестницы расположен запрещающий знак «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода» (рисунок 2.10).

Не подниматься на крышу без заземления контактного провода
Рисунок 2.10 – Запрещающий знак «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода»

При выполнении работ с электрооборудованием локомотивная бригада обязана использовать хранящиеся в шкафах принадлежностей головных немоторных вагонов средства индивидуальной защиты: диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики и штанги заземления (рисунок 2.11).

Комплект средств индивидуальной защиты электропоезда
Комплект средств индивидуальной защиты электропоезда
Комплект средств индивидуальной защиты электропоезда
Рисунок 2.11 – Комплект средств индивидуальной защиты электропоезда

2.1.2 В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях, ухудшающих видимость, для улучшения освещения необходимо использовать переносной аккумуляторный звонарь, хранящийся в шкафах принадлежностей головных немоторных вагонов (рисунок 2.12). Данный фонарь также может использоваться для подачи ручных сигналов в темное время суток.

Фонарь аккумуляторный сигнальный с зарядным устройством
Рисунок 2.12 – Фонарь аккумуляторный сигнальный с зарядным устройством

Для осмотра в темное время суток и при неудовлетворительной видимости оборудования, расположенного в шкафах и контейнерах необходимо использовать светильник переносной, хранящийся в каждой кабине управления (рисунок 2.13). В каждом шкафу и контейнере электропоезда имеется разъем для подключения переносного светильника.

Светильник переносной
Рисунок 2.12 – Светильник переносной

Запрещается использовать для освещения и других целей открытый огонь (факелы, свечи). Особо опасные места обозначены запрещающим знаком «Запрещается пользоваться открытым огнем и курить» (рисунок 2.13).

Запрещается пользоваться открытым огнем и курить
Рисунок 2.13 – Запрещающий знак «Запрещается пользоваться открытым огнем и курить»

2.1.3 При обслуживании электропоезда необходимо находится в специальной, установленной владельцем инфраструктуры, одежде и обуви, использовать защитные рукавицы, а при очистке оборудования от снега – защитные очитки.

2.1.4 На основании пункта 9 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23. 02. 2013 № 15-ФЗ и Распоряжения ОАО «РЖД» «Об утверждении инструкции по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава» № 2468 от 23. 11. 2018 г. локомотивной бригаде запрещено курение табака и потребление никотиносодержащей продукции на рабочем месте и рабочих зонах (в кабине управления, служебном тамбуре, пассажирском салоне, межвагонных переходах).

2.1.5 Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц к оборудованию и аппаратам, на электропоезде использована система различных запорных устройств, не распространенных в бытовом применении.

а) Для входных дверей машиниста и для дверей из пассажирского салона в служебный тамбур предусмотрен один универсальный ключ. Ключ уникален для каждого электропоезда (рисунок 2.14).

Ключ от входных дверей и дверей служебного тамбура
Рисунок 2.14 – Ключ от входных дверей и дверей служебного тамбура

б) Механическая блокировка дверей салонов, блокировка элементов внутренней обшивки и шкафов для принадлежностей осуществляется при помощи внутреннего четырехгранного ключа комбинированного ключа (рисунок 2.15).

Механическая блокировка панелей управления, дверей шкафов и контейнеров электрооборудования осуществляется при помощи конического четырехгранного ключа комбинированного ключа (рисунок 2.15)

Комбинированный ключ вагона
Рисунок 2.15 – Комбинированный ключ вагона

На третьей стороне комбинированного ключа вагона расположен квадрат для управления переключателями ПИТАНИЕ ШИНЫ АБ и ТО – 0 – УБОРКА на панели переключателей шкафа +115 в кабине управления. Это обеспечивает безопасность локомотивной бригады или обслуживавшего персонала от случайной подачи питания от аккумуляторной батареи в цепи управления или случайной смены режимов электропоезда «Уборка» или «Техническое обслуживание».

в) Механическая блокировка технологических люков установок обеззараживания воздуха осуществляется при помощи трехгранного ключа (рисунок 2.16).

Трехгранный ключ
Рисунок 2.16 – Трехгранный ключ

г) Для обеспечения безопасности локомотивной бригады и обслуживающего и исключения несанкционированной активации пульта управления электропоезда, включения цепей управления и тормозного оборудования, на каждом электропоезде имеется один ключ выключателя цепей управления (ВУ) (рисунок 2.17). При смене кабин управления ключ переносится из оставляемой кабины управления во вновь активированную.

Ключ выключателя управления
Рисунок 2.17 – Ключ выключателя управления

Список блокируемых или закрываемых устройств и компонентов в электропоезде показан в таблице 2.1. В таблице используются следующие целевые группы персонала: 1 – локомотивная бригада; 2 – ремонтный персонал; 3 – работники клининга.

Место расположения компонентов на поездеПодлежащий запиранию компонентЦель запиранияВид запиранияЦелевая группа
1 Запорные устройства в служебном тамбуре и в кабине машинистаНаружные двери служебного тамбураЗащита от несанкционированного доступаКлюч в соответствии с рисунком 2.141, 2, 3
Внутренняя дверь служебного тамбураПредотвращение доступа посторонних лиц
Шкаф +114Блокировка в нормальном положенииКонический четырехгранный ключ1, 2
Шкаф +115Внутренний четырехгранный ключ
Люки потолка кабиныКонический четырехгранный ключ2
Откидная крышка маршрутного указателя
Крышка потолка в служебном тамбуре
Установка обеззараживания воздухаТрехгранный ключ
Шкаф дополнительного оборудования и принадлежностейВнутренний четырехгранный ключ1
Выдвижная полка микроволновой печи
2 Запорные устройства пульта машинистаКрышка отсека бака омывателя стеклоочистителяБлокировка в нормальном положенииКонический четырехгранный ключ1, 2
Крышка отсека ЭПК и разобщительных крановВнутренний четырехгранный ключ
Крышка отсека разобщительных кранов (тифона, свистка)
Выключатель цепей управления
Крышка отсека электрических компонентов
Выключатель цепей управленияЗащита от несанкционированной активации кабины машинистаКлюч в соответствии с рисунком 2.17
3 Запорные устройства в салонеШкаф принадлежностейПредотвращение доступа для посторонних лиц. Блокировка в нормальном положении. Внутренний четырехгранный ключ1, 2, 3
Подъемник для инвалидов Конический четырехгранный ключ1, 2
Потолочная крышка портала наружной двериВнутренний четырехгранный ключ
Контейнер с электрическим оборудованиемПредотвращение доступа для посторонних лиц, даже если потолочная крышка портала наружной двери открыта. Блокировка в нормальном положенииКонический четырехгранный ключ
Рычаг аварийного тормозаДля возвращения в исходное положение после активации
Крышки в облицовке стоек наружной двериПредотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положенииВнутренний четырехгранный ключ
Крышки бокового потолкаКонический четырехгранный ключ
Наружные двери салонаМеханическая блокировка двери, например, при выводе из эксплуатации двериВнутренний четырехгранный ключ1, 2, 3
Двери межвагонного переходаБлокирование дверей в закрытом положении (например, при пожаре с целью его нераспространения)
Откидная крышка в облицовке торцевой стенкиОткрытие для сервисного обслуживания раздвижного механизма двери межвагонного перехода2
Ящик аварийной лестницыПредотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положенииКонический четырехгранный ключ1, 2, 3
Форточки в оконных блокахМеханическая блокировка в закрытом положении
4 Запорные устройства санузлаВходная дверь Запирание (напр., при неисправности, при выводе из эксплуатации с целью индивидуального использования санузла локомотивной бригадой)Конический четырехгранный ключ1, 2, 3
Функциональная дверь снизу (контейнер для мусора)Предотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положении2, 3
Зеркальная дверь
Люки для технического обслуживания внутри санузла (×5)2
Ревизионный отсек группы резервуаров снаружи санузла
5 Запорные устройства в подвагонном пространствеКонтейнеры 380 ВПредотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положенииКонический четырехгранный ключ1, 2
Контейнеры тормозного оборудования
Контейнеры тягового преобразователя2
Контейнеры для заправки водой1, 2
Контейнеры розетки внешнего питания2
Контейнер аккумуляторной батареи1, 2
Контейнеры с разобщительными кранами
Контейнеры модуля пневмораспределителей
Контейнеры вспомогательного компрессора
Контейнеры источников питания
Крышки приводов выдвижных подножек
Контейнеры главных компрессоров
6 Запорные устройства на крыше электропоездаКлиматическая установка кабины машинистаПредотвращение доступа для посторонних лиц; Блокировка в нормальном положенииКонический четырехгранный ключ2
Климатическая установка салона
Таблица 2.1 – Обзор блокируемых или закрываемых компонентов в поезде

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Контур Официальный Партнёр

Оставить отзыв



Рубрики

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.