Страницы: 1 2 3 4 5

4.10.3 Эксплуатация системы автоматического обнаружения и тушения пожара (САОТП)

а) Порядок осмотра и приемки САОТП

  • При приемке электропоезда локомотивная бригада обязана визуально убедиться в отсутствии видимых повреждений или дефектов блоков системы САОТП, надежности крепления блоков и присоединения кабелей к блокам, качество установки комбинированных и дымовых извещателей пожарных на базовом основании.
  • По записям в журнале технического состояния электропоезда убедится в отсутствии записей о неисправностях системы, а при наличии таких записей – в наличии отметок об их устранении. Блоки системы САОТП размещены в шкафах +114, +115, а также в контейнерах, расположенных в потолочном пространстве.

б) Включение САОТП

  • в шкафах +115 головных вагонов электропоезда включить автоматические выключатели 2.03.F01 «САП»;
  • включить питание линий бортовой сети 110 В постановкой переключателя 3.01.S20 ЛИНИЯ ПИТАНИЯ АБ Л1 – АБ Л2 в положение «Вкл.»
  • активировать одну из кабин управления электропоездом ключом выключателя управления (для установления связи между САОТП и системой управления электропоездом);

в) Контроль включения и работоспособности САОТП

  • после активации САОТП, в секциях ПОЖАР и НЕИСПРАВНОСТЬ панели контроля и индикации, расположенной на лицевой стороне шкафа +115, проверить отсутствие индикации о зарегистрированном пожаре (красные светодиоды секции ПОЖАР не должны гореть) или выявленной неисправности (желтые светодиоды секции НЕИСПРАВНОСТЬ не должны гореть). Звуковая сигнализация должна отсутствовать;
  • выполнить принудительную проверку работоспособности громкоговорителя, всех единичных световых индикаторов данной панели, диагностики состояния шлейфов с извещателями пожарными и устройствами пожаротушения по всем вагонам нажатием на клавишу ТЕСТ;
  • по индикатору АКБ определить отсутствие питания элементов от модуля автономного питания. Индикатор горит желтым цветом, если хотя бы один из элементов системы САОТП питается от модуля автономного питания;
  • открыть дверцу шкафа +115 и на задней стороне панели контроля и индикации проверить состояние световых индикаторов:
Linkсинийгорит непрерывно при наличии подключения по каналу Ethernet
Actжелтыймигает при наличии информационного обмена
R/Wзеленыйсветовой индикатор работы интерфейса RS–485, мигает при наличии информационного обмена
  • в каждом вагоне, в потолочном контейнера, на лицевой панели контроллера вагонов проверить состояние световых индикаторов, сигнализирующих о состоянии системы САОТП данного вагона (рисунок 4.27):
зеленыйсигнализирует о включении контроллера
красныйсигнализирует о неисправности контроллера
желтыйсигнализирует о переходе на резервное питание от модуля автономного питания
синийсигнализирует о наличии информационного обмена между контроллером и панели контроля и индикации
Адресжелтыйсигнализирует о выводе информации об адресе контроллера
Конфигурациясигнализирует о выводе информации об конфигурации контроллера
УПТсветится – сигнализирует о неисправности цепи управления соответствующего устройства пожаротушения (УПТ);мигает – сигнализирует о запуске соответствующего устройства пожаротушения (УПТ).При одновременном поступлении информации о неисправности и запуске, приоритетной является информация о запуске.
Извещатели: адресные точечные типовые линейныесветится – сигнализирует о неисправности шлейфа с извещателями. мигает – сигнализирует об обнаружении извещателями признака пожара. При одновременном поступлении информации о неисправности и об обнаружении пожара, приоритетной является информация об обнаружении признаков пожара.
Расположение световых индикаторов контроллера вагонов
Рисунок 4.27 – Расположение световых индикаторов контроллера вагонов
  • на панели контроля и индикации нажать клавишу ИНФО для вывода на экран информации о состоянии системы. Клавишу ТЕСТ позволяет произвести быстрое ознакомление с информацией о работе системы: перечнем неисправностей, перечнем извещателей пожарных требующих технического обслуживания и перечнем извещателей с наличием признаков пожара (рисунок 4.28);
  • на панели контроля и индикации используя клавишу ДВИЖЕНИЕ/ОТСТОЙ выбрать один из режимов работы. Нажатие клавиши ДВИЖЕНИЕ/ОТСТОЙ и включение светового индикатора зеленого цвета ДВИЖЕНИЕ, дает команду САОТП о ее переводе в режим ДВИЖЕНИЕ. Повторное нажатие клавиши ДВИЖЕНИЕ/ОТСТОЙ и выключение светового индикатора ДВИЖЕНИЕ, дает команду САОТП о ее переводе в режим ОТСТОЙ и вывод информации о наличии признаков пожара и неисправностей в систему управления электропоездом для последующей передачи на радиостанцию.
Панель контроля и индикации
Рисунок 4.28 – Панель контроля и индикации

г) Порядок пользования панелью управления с контекстно-зависимой клавиатурой

Режим «Индикация»:

При отсутствии признаков пожара, неисправностей и необходимости проведения технического обслуживания, на дисплей выводится ГЛАВНОЕ МЕНЮ САОТП. На дисплее отображается текущая дата, время и разделы главного меню (рисунок 4.29).

А при наличии хотя бы одного из перечисленных критериев – ГЛАВНОЕ МЕНЮ с бегущей строкой, в которую выводится информация о количестве в данный момент зарегистрировавших признаки пожара ИП, количестве неисправностей, количестве ИП, требующих технического обслуживания (рисунок 4.30).

Экран ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Рисунок 4.29 – Экран ГЛАВНОЕ МЕНЮ: 1 – текущая дата; 2 – текущее время; 3 – разделы главного меню.
Экран ГЛАВНОЕ МЕНЮ с бегущей строкой
Рисунок 4.30 – Экран ГЛАВНОЕ МЕНЮ с бегущей строкой

Нажатие клавиш ЖУРНАЛ или СИСТЕМА, расположенных напротив соответствующего меню, приведет к переходу в это меню.

Нажатие кнопки ВЫХОД приводит к переходу в ГЛАВНОЕ МЕНЮ с индикацией бегущей строки. Кнопки «◄» «►» позволяют просмотреть весь перечень событий, находящихся в данный момент в памяти, в направлении от минимального порядкового номера к максимальному, и наоборот

Вид дисплея при индикации признаков пожара, неисправностей, необходимости проведения технического обслуживания извещателей пожарных приведен на рисунке 4.31.

Вид дисплея при индикации признаков пожара
Рисунок 4.31 – Вид дисплея при индикации признаков пожара: 1 – порядковый номер события; 2 – порядковый номер вагона (счет от активированной кабины); 3, 7 – тата и время возникновения события; 4 – источник сообщения (тут – извещатель пожарный № 9); 5 – защищаемая зона (если событие связанное с защищаемой зоной); 6 – причина события.

Вывод на дисплей сообщений о наличии признаков пожара осуществляется по следующим причинам:

  • повышение температуры окружающей среды в месте размещения извещателя пожарного выше предельного значения;
  • повышение скорости нарастания температуры окружающей среды в месте размещения извещателя пожарного выше предельного значения;
  • повышение оптической плотности среды окружающей среды в месте размещения извещателя пожарного выше предельного значения;
  • повышение температуры окружающей среды в месте размещения извещателя линейного теплового выше предельного значения;
  • комбинация выше перечисленных состояний в произвольном количестве и порядке.

При нажатии на панели кнопки ИНФО, выводится меню, показанное на рисунке 2.32.

Экран ИНФОРМАЦИЯ
Рисунок 4.32 – Экран ИНФОРМАЦИЯ

Структура информации в меню ПОЖАР, НЕИСПРАВНОСТЬ и ТРЕБУЕТСЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ аналогична друг другу и показана на рисунке 4.33.

На дисплей выводятся:

  • порядковый номер отображаемого сообщения и общее количество сообщений (в скобках);
  • номер вагона (отсчет номеров ведется от активированной кабины управления);
  • источник и причина возникновения признака пожара, неисправности, информация о необходимости технического обслуживания извещателя пожарного;
  • защищаемая зона (если событие связано с защищаемой зоной).

Кнопки «◄» «►» позволяют пролистать весь перечень событий.

Экран НЕИСПРАВНОСТЬ
Рисунок 4.33 – Экран НЕИСПРАВНОСТЬ

Режим «УПРАВЛЕНИЕ»:

При входе из ГЛАВНОГО МЕНЮ в меню СИСТЕМА, выводится меню, показанное на рисунке 4.34.

Меню при выходе из главного
Рисунок 4.34 – Меню при выходе из главного

Кнопки «◄» «►» позволяют выбрать учетную запись, кнопка ВЫБРАТЬ – подтвердить выбор, кнопка ВЫХОД – перейти в ГЛАВНОЕ МЕНЮ. При подтверждении выбора для учетной записи МАШИНИСТ, САОТП перейдет в меню СИСТЕМА, а для любой другой учетной записи в окно ввода пароля.

Вид дисплея меню СИСТЕМА показан на рисунке 2.35.

Нажатие кнопок напротив меню ПОЕЗД, ПКИ, КВ, УЧ.ЗАПИСИ позволяют перейти в соответствующие меню, кнопки ВЫХОД и «Х» – в ГЛАВНОЕ МЕНЮ.

Экран СИСТЕМА
Рисунок 4.35 – Экран СИСТЕМА

При нажатии кнопки КВ, система переходит в меню, предназначенное для настройки контроллера вагона.

В верхней строке меню КВ отображается номер контроллера вагона и заводской номер вагона, в котором он установлен. Кнопки «◄» «►» позволяют выбрать требуемый контроллер.

Кнопки напротив меню СОСТОЯНИЕ, СЕРВИС, ТЕСТ ИП, ЖУРНАЛ позволяют перейти в соответствующее меню, кнопка ВЫХОД – вернуться в меню СИСТЕМА (рисунок 4.36).

Меню настройки контроллера вагона
Рисунок 4.36 – Меню настройки контроллера вагона

Меню СЕРВИС позволяет управлять настройками контроллеров, в том числе установкой IP-адреса и маски подсети, установкой заводского номера вагона и конфигурации контроллера (рисунок 4.37).

Меню СЕРВИС
Рисунок 4.37 – Меню СЕРВИС

При переходе в меню «ТУШЕНИЕ» откроется соответствующее меню, из которого возможна ручная активация системы пожаротушения (при необходимости) или его отмена.

д) Индикация секции ПОЖАР панели контроля и индикации при выявлении пожара

Секция ПОЖАР включает следующие элементы:

  • область индикации со световыми индикаторами номера вагона электропоезда (от 1 до 10), в котором обнаружены признаки пожара (в верхней части секции);
  • клавиши выбора номера электропоезда со световыми индикаторами (от 1 до 4) в последовательности сдвоенных электропоездов, начиная с электропоезда с активированной кабиной управления. Ведущему электропоезду присваивается номер 1, ведомому электропоезда номер 2;
  • единичный световой индикатор в верхней части каждой клавиши выбора номера электропоезда, указывающие о наличии признаков пожара в данном электропоезде (сдвоенных электропоездах);
  • единичный световой индикатор в нижней части каждой клавиши выбора номера электропоезда, информирующие о выборе номера одного из сдвоенных электропоездов для отображения повагонной пожарной ситуации в области индикации. Переключение возможно только при одновременном наличии признаков пожара в нескольких поездах;
  • клавиша СБРОС для сброса световой индикации и очереди речевых сообщений о наличии признаков пожара.

Все световые индикаторы секции ПОЖАР красного цвета и включаются в режиме мигания. При отсутствии признаков пожара все индикаторы выключены (рисунок 4.38).

Секция ПОЖАР панели контроля и индикации
Рисунок 4.38 – Секция ПОЖАР панели контроля и индикации: 1 – световые индикаторы номера вагона, в котором обнаружены признаки пожара; 2 – клавиша выбора электропоезда; 3 – световой индикатор, указывающий на наличие пожара в электропоезде, номер которого указан на клавише выбора; 4 – световой индикатор, указывающий на выбор конкретного электропоезда, для просмотра состояния световых индикаторов номера вагона.

Если поезд не соединен по системе многих единиц, то обнаружение признаков пожара в одном или нескольких вагонах поезда приводит к включению единичных световых индикаторов на клавише с номером 1 и световых индикаторов с номером/номерами вагона, где обнаружен пожар (рисунок 4.39).

Пример выявления пожара в вагоне 2 одиночного поезда, либо в первом поезде сдвоенного электропоезда
Рисунок 4.39 – Пример выявления пожара в вагоне 2 одиночного поезда, либо в первом поезде сдвоенного электропоезда

Если электропоезда соединен для работы по системе многих единиц, то обнаружение признаков пожара в одном или нескольких вагонах электропоезда приводит к включению единичных индикаторов на клавише с номером электропоезда, и световых индикаторов с номером/номерами вагона, где обнаружен пожар (рисунок 4.40).

Пример выявления пожара в вагонах 3 и 4 во втором электропоезде сдвоенного электропоезда
Рисунок 4.40 – Пример выявления пожара в вагонах 3 и 4 во втором электропоезде сдвоенного электропоезда

При одновременной регистрации признаков пожара в нескольких электропоездах, соединенных по системе многих единиц, включаются:

  • единичные индикаторы клавиш с номерами электропоездов в последовательности, где обнаружены признаки пожара;
  • единичный индикатор клавиши с номером, соответствующей поезду с младшим номером в последовательности (номер 1, ведущий электропоезд);
  • единичные индикаторы области индикации номеров вагонов поезда с младшим номером в последовательности (номер 1, ведущий электропоезд), где обнаружены признаки пожара.

Для просмотра информации о пожарной ситуации в электропоезде с другим номером, где обнаружены признаки пожара, необходимо нажать клавишу с номером, соответствующим номеру данного электропоезда в сцепе (номер 2, ведомый электропоезд). Нажатие клавиши приведет к включению рядом с клавишей индикатора и выводу в область индикации пожарной ситуации в вагонах запрашиваемого электропоезда (рисунок 4.41).

Пример выявления пожара одновременно в вагоне 5 ведущего электропоезда и в ведомом электропоезде сдвоенного электропоезда
Рисунок 4.41 – Пример выявления пожара одновременно в вагоне 5 ведущего электропоезда и в ведомом электропоезде сдвоенного электропоезда (для просмотра информации о пожарной ситуации в ведомом электропоезде, необходимо нажать клавишу с номером 2).

е) Эксплуатационные ограничения

Система САОТП должна эксплуатироваться только в условиях и режимах, установленных в настоящем Руководстве по эксплуатации.

Перед началом эксплуатации необходимо внимательно ознакомиться с устройством, правилами эксплуатации, световой и звуковой сигнализацией системы САОТП, описанными в настоящем Руководстве по эксплуатации.

При выводе на панель контроля и индикации информации о возникновении нештатной ситуации (при обнаружении признаков пожара или неисправностей) необходимо определить место возникновения нештатной ситуации и действовать в соответствии с правилами, установленными для объекта инфраструктуры.

ж) Выключение системы САОТП

  • на панели контроля и индикации используя клавишу ДВИЖЕНИЕ/ОТСТОЙ выбрать режим работы ОТСТОЙ. При этом выключается световой индикатор ДВИЖЕНИЕ, и система переходит в режим ОТСТОЙ с выводом информации о наличии признаков пожара и неисправностей в систему управления электропоездом для последующей передачи на радиостанцию;
  • штатное выключение системы САОТП осуществляется переводом переключателя 3.01.S20 ЛИНИЯ ПИТАНИЯ АБ Л1 – АБ Л2 в нефиксированное положение «Откл.» и удержании рукоятки переключателя в этом положении не менее 3 секунд. При этом отключается пропадающее питание системы СВОП от линий бортовой сети АБ Л1 и АБ Л2 и сохраняется ее работоспособность от линии питания бортовой сети АБ;
  • для полного отключения питания системы САОТП от аккумуляторной батареи и перехода к питания от модуля автономного питания, необходимо возвратный переключатель 3.01.S21 ПИТАНИЕ ШИН ОТ АБ перевести в положение «Откл.» и удерживать его в этом положении не менее 10 секунд, для формирования сигнала на отключение контакторов линий АБ Л1, АБ Л2 и АБ. При этом система САОТП перейдет на питание от модуля автономного питания, а на панели контроля и индикации индикатор АКБ загорит желтым цветом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Контур Официальный Партнёр

Оставить отзыв



Рубрики

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.